Как обновить надпись на мраморном памятнике – тема непростая из-за сложности самого материала. Прочность мрамора в несколько раз ниже, чем у гранита. Тот факт, что до нас дошли некоторые примеры мраморных скульптур из античности – результат очень бережного отношения к камню.
Если вы выбираете памятник из мрамора, должны сразу учесть, что подобное надгробие потребует регулярного ухода, профилактики повреждений, а иногда и реставрации. И лучше всего заранее выяснить все тонкости ухода за могильным камнем. Какой краской покрасить буквы на мраморном памятнике и как обновить мраморный памятник самостоятельно.
Однако усилия, несомненно, того стоят. Ведь мало какой камень сможет сравниться по красоте с мрамором. Помимо своей хрупкости, от гранита он отличается своей пластичностью, что делает его невероятно податливым в руках мастера, и позволяет придать ему абсолютно любую форму. Гранитные стелы и мемориалы никогда не смогут выглядеть так же драматично и торжественно. Рисунок мрамора гораздо разнообразнее, а цвет, в сочетании с уникальной полупрозрачной текстурой, заставляет камень сиять.
Уход за памятником
Чтобы не обращаться к услугам реставраторов, которые стоят весьма недешево, в течение всего срока службы надгробного памятника за ним надо правильно ухаживать. Вот практические советы, которые нужно соблюдать после установки изделия из бетона, гранита, мрамора, иных материалов:
- не высаживать рядом с памятником деревца, кустарники, которые могут повредить изделие корнями, не делать клумбы – все растения притягивают влагу, что отрицательно сказывается на камне;
- не использовать агрессивную бытовую химию, обычные синтетические моющие средства для кухни, ванной – они разрушают поверхность камня, ослабляют сцепление частиц;
- не допускать попадания горячей воды, контакта огня с каменной плитой – на ней появятся пятна.
Дорогостоящий мрамор лучше закрывать на зиму, если в регионе высока вероятность сильных морозов. Для этой цели применяют пленки, непромокаемые чехлы. При появлении мелких сколов, царапин стоит приобрести специальную полироль, пасту, иное защитное средство, которое не позволит камню разрушаться дальше.
Дополнительные рекомендации:
- Чтобы надписи выглядели гораздо красивее, нужно рубленые знаки перед покраской прошлифовать, пока их поверхность не станет на ощупь относительно гладкой.
- Смешивая эмалевые или акриловые «металлики» различных цветов (к примеру — «золото» с «бронзой», «перламутром» или «медью») можно получить краски с оригинальными и красивыми оттенками золота.
- Лучше не пренебрегать правилами подготовки поверхности к окраске (тщательная очистка и обезжиривание), а также использованием защитных лаков. В противном случае блеск с надписей может быстро сойти и проявится «зелень». Это же может произойти и при однослойном нанесении краски.
- На горизонтальных поверхностях (к примеру, надгробиях) краска держится значительно хуже, чем на вертикальных, т.к. на них задерживается влага и солнечные лучи попадают под гораздо большим углом. Об этом нужно помнить, давая заказчику какие–либо гарантии.
Краска для надписей и портретов по камню
На главную страницу
Восстановление надписи на памятнике
Даже самые стойкие буквы на памятниках постепенно теряют яркость, четкость. Реставрацию стертой надписи по камню можно произвести своими руками – это не займет много времени, не вызовет лишних затрат.
Выбор краски
Для покраски памятников нужно очень тщательно выбирать расходные материалы, ведь неподходящий состав быстро отслоится либо вовсе не ляжет на поверхность. Порой даже при удачной окраске монумент после высыхания ЛКМ сразу трескается, облазит, отчего изделие будет выглядеть еще хуже. Очистка участков краски тоже может вызвать проблемы, так как высока вероятность поцарапать камень.
Для окраски памятников, нанесения букв нужно покупать специальные материалы. Хорошо подойдут акриловые средства с пометкой «для мрамора для наружных работ». Они могут применяться для обновления надписей, окрашивания бордюров, иных кладбищенских конструкций. Краска подходит не только для мрамора, но и для гранита, искусственного камня. Обычно подобные средства не используются в реставрации оснований, для монтажа которых применялись бесцементные штукатурки.
Достоинства красок по мрамору таковы:
- большой срок службы;
- высокая стойкость к УФ-излучению;
- хорошая паропроницаемость.
В продаже есть краски разных цветов. Обычно для восстановления надписей на монументе используют материалы золотого, серебряного, реже черного цвета. Покрытие может быть матовым, глянцевым. Средства сохнут быстро – за 1-2 часа, не имеют неприятного запаха, наносятся тонкой кисточкой. Если краска загустела, ее вполне можно развести обычной водой. Срок службы поверхности после окрашивания достигает 5-10 лет.
В домашних условиях «народные умельцы» нередко сами меняют свойства красок, делая их пригодными для работы по камню. Чтобы ЛКМ удержался на памятнике, в обычный акриловый состав добавляют немного раствора буры и несколько капель азотной кислоты (ее можно заменить азотнокислой солью). После в белый состав вводят пигмент нужного цвета.
Кроме того, можно самостоятельно изготовить краску с металлическим блеском на основе бронзовой, алюминиевой пудры. Порошок разводят жидким желатином, яичным желтком, различными клеями, которые подходят для камня. Чем больше металлического порошка в основе, тем более ярким будет цвет надписи на памятнике. Лучше всего делать краску с консистенцией густой сметаны. Не стоит выполнять слой слишком толсто, он быстрее потрескается.
Необходимые материалы
Для работы потребуются следующие инструменты и предметы:
- пластиковый шпатель;
- паста-очиститель;
- мягкая тряпка;
- растворитель (ацетон, спирт);
- готовая краска по камню;
- кисть;
- закрепитель финишного слоя.
Порядок работы
Вначале памятник готовят к работе. Его хорошо протирают мокрой тряпочкой, дают просохнуть. Важно, чтобы на памятнике не было лишайника, мха, какого-либо налета: их придется очистить после размягчения специальными пастами для камня на основе фосфорной кислоты. Наносят пасту, оставляют на 15 минут, потом убирают загрязнения шпателем. Затем место, с которым предстоит работать, обезжиривают ацетоном, спиртом. На свежем воздухе растворители мгновенно сохнут, потому протирать основание нужно быстро.
Порядок восстановления надписей таков:
- смочить кисть в краске;
- отжать о края емкости лишний ЛКМ;
- нанести надпись по имеющимся буквам либо добавить свои знаки, рисунки;
- дать краске высохнуть;
- нанести финишное покрытие (лучше, если оно будет в форме спрея).
Работать с подобными красками надо быстро, они засыхают прямо на кисточке, чему еще способствует ветреная погода. Улучшить структуру надписи, сделать ее более четкой можно без окрашивания – путем полировки цинковым порошком. Этот метод подходит, если краска только начала тускнеть, а не стерлась. Набирают порошок на салфетку, хорошо втирают в гравировку на памятнике, при этом буквы становятся яркими, насыщенными, контрастными. Использовать метод придется часто – 1-2 раза в месяц.
Как реставрировать надпись?
К сожалению, даже качественно выполненные надгробия не вечны, и надпись – это первое, что страдает под воздействием внешних факторов. Очень многие люди задаются вопросом, как восстановить надпись на мраморном памятнике. В любом бюро, которое занимается изготовлением надгробий вам предложат услугу реставрации памятника и надписи с выездом на место его установки. Однако, это влечет за собой ненужные расходы, и, кроме того, не всегда удается согласовать с мастером время проведения работ. К счастью, обновление надписей на памятниках из мрамора – дело несложное, особенно, если выбрать правильные материалы.
Главный вопрос, которым задаются люди, столкнувшиеся с подобной необходимостью, это то, чем написать на мраморном памятнике, чтобы надпись не требовала реставрации в ближайшие несколько лет.
Здесь есть множество вариантов. В интернете на вопрос “чем подкрасить буквы на мраморном памятнике” порой можно найти совершенно дикие ответы, вплоть до акриловой краски и предложения использовать краску для граффити из баллончика.
Не каждая краска подойдет для работы с мрамором. И сам процесс потребует больше времени из-за подготовительных процедур.
Итак, если вы ищете, как поправить надпись на мраморном памятнике, то вам понадобятся такие вещи:
- растворитель
- мягкая тряпочка, лучше всего из микрофибры
- специальная краска или пигмент для работы по камню. Продается в строительных магазинах
- плоская кисточка
- закрепитель. Его можно найти в магазинах, продающих краску.
Перед началом обновления надписи, нужно тщательно протереть памятник слегка влажной тряпочкой и дождаться, пока он просохнет. После этого нужно обезжирить поверхность, которая подвергается работе. Для этих целей вам понадобится растворитель. Поскольку он очень быстро испаряется, можно приступать к реставрации сразу после обработки.
Сразу предупреждаем, что краска, которой рисуют по камню, отличается особой структурой и чаще всего высыхает мгновенно, чуть ли не сразу на кисточке. Поэтому в этой работе необходимо иметь твердую руку.
После того, как вы нанесли надпись и она высохла, покройте памятник специальным защитным средством, (обычно они подходят для работы и с мрамором, и с гранитом). Оно не только поможет продлить жизнь самой надписи и сохранит камень от погодных влияний, но и защитить его от вандалов, которые иногда разрисовывают памятники надписями и граффити.
Покраска портретов и надписей на гранитном памятнике
Обновить портрет или надпись на граните проще, чем на мраморе. Этот материал менее сложен в уходе, проще реагирует на применение растворителей, риск появления обесцвеченных пятен ниже. Большие поверхности красят с использованием специальных распылителей, надписи выполняют тонкими кисточками по уже имеющейся гравировке. Чаще всего на камень наносят вручную такие данные:
- ФИО;
- даты рождения и смерти;
- рисунки и орнаменты;
- слова скорби;
- портреты.
Специалисты используют также более надежный метод прорисовки надписей – при помощи травления кислотами. На памятник в нужных местах наносится кислота, которая оставляет после себя яркие следы. Эта технология сложна, в домашних условиях специалистами она практически не применяется.
Преимущества работы с золотыми красками для камня:
- Использование золотых красок — самый малобюджетный вариант золочения, дающий в то же время очень хорошие результаты, часто почти не отличимые от золочения сусальным золотом.
- При надлежащем качестве и тщательно соблюденной технологии применения, золотая краска может держаться на камне многие годы, не теряя своих физических свойств и красоты.
- Работы с золотой краской несложны и под силу даже новичкам. Выполняются они довольно быстро, т.к. краски продаются уже готовыми к применению, а поверхность под них не требует особой подготовки, в большинстве случаев — даже грунтования.
- Постаревшее и потерявшее свой первоначальный вид золочение, сделанное при помощи золотой краски, обновляется быстро и легко. Такие работы очень просто выполнять в полевых условиях, и обходятся они заказчику недорого.
Нанесение надписей на мрамор
Чтобы нанести краску, когда она полностью облупилась, придется проводить более тщательную реставрацию. Для начала надо купить наждачку с мелким зерном, обработать все участки памятника, чтобы удалить слой старой краски. Иногда для этой цели приходится применять тонкую стамеску, канцелярский ножик, молоток, но работать следует аккуратно, чтобы не оставить царапин. Профессионалы используют шлифовальные машинки, что намного проще, эффективнее.
После шлифования производят обезжиривание, наносят краску аналогичным образом. Не рекомендуется заниматься самостоятельной работой с дорогостоящими памятниками, для этого лучше отвезти изделие в реставрационный цех, где ему придадут вид новой вещи без опасности безвозвратной порчи.
Виды золотых красок для природного камня и способы их использования
По своему составу золотые краски делятся на 4 основных вида: акриловые, минеральные, эмали, масляные. Общим для них является то, что они наносятся кистью, валиком, ватным/тканевым тампоном или аэрографом на обезжиренную и шероховатую поверхность (шлифованную, гравированную или резанную скарпелью). Все они обладают достаточной устойчивостью к ультрафиолету, влаге и перепаду температур.
Акриловые краски
Акриловые водо–дисперсионные золотые краски наиболее популярны и представлены на рынке в большом ассортименте. Наносятся они в 2 слоя, без предварительного грунтования поверхности. Первый слой предпочтительно втирать тканевым тампоном — так он будет лучше держаться на камне, заменяя собой грунт. Второй слой можно наносить кистью или аэрографом. Излишки краски удаляются тканью, по ходу ее втирания.
Время высыхания одного слоя, в среднем, 1–2 часа. В жару оно может сократиться и до получаса, что заметно ускоряет работу. После полного высыхания краски, ее желательно покрыть бесцветным защитным акриловым лаком (чаще матовым/полуматовым), что значительно увеличит долговечность надписи или орнамента.
Акриловые золотые краски выпускаются в жидкой форме и аэрозолях. Краска из аэрозольных баллончиков быстро сохнет, поэтому ее лучше наносить через трафарет/шаблон, изготовленный на плотной пленке или бумаге. Это поможет избежать попадания краски на другие участки камня, которые впоследствии придется очищать лезвием.
Минеральные краски
Минеральные краски содержат в качестве красящих пигментов измельченные минералы. Они обладают высокой адгезией к природному камню и очень стойки к «выгоранию». Обычно являются водо–дисперсионными и выпускаются в жидкой форме готовыми к применению. Наносить их рекомендуется без грунта, желательно в 2–4 слоя. На заключительном этапе их также можно покрывать защитным акриловым лаком.
Универсальные эмали
Этот вид включает в себя золотые краски, обладающие одинаково хорошей адгезией к самым различным материалам, в перечень которых входит и натуральный камень. Ассортимент универсальных эмалей большинства производителей включает в себя так называемые «металлики» — краски с цветами основных металлов, в том числе и золота.
Эмали очень различаются по составу, но для золочения изделий из природного камня обычно используют акриловые и алкидные эмали, с растворителями или без них. Способ применения эмалей такой же, как у акриловых и минеральных золотых красок. Все эмали сравнительно быстро сохнут и хорошо держатся на окрашенной поверхности. Отдельной группой выделяют «термоэмали», которыми можно работать как при сильной жаре, так и при низких температурах (до -30° C).
Краски на основе «высыхающего масла»
Это довольно необычный подвид масляных красок. Золотые краски на основе высыхающего масла обладают хорошей «укрываемостью» по отношению к натуральному камню и быстро сохнут. Форма выпуска — металлические банки с маслянистой жидкостью, готовой к применению. При подготовке поверхности рекомендуется прогрунтовать ее специальным грунтом, изготовленным также на основе высыхающего масла. Можно менять степень прозрачности краски, разбавляя ее до нужной консистенции спец. составом под названием «английская патинация».
Золотая краска на основе высыхающего масла подходит как для основных работ, так и для реставрации. Она хорошо ложится на слой любой старой краски, состав которой в этом случае не имеет значения. Производители красок на основе высыхающего масла заявляют о их высокой прочности и устойчивости к любым растворителям. Поэтому любые огрехи в золочении лучше исправлять незамедлительно, а инструмент (кисти и валики) отмывать уайт–спиритом сразу по окончании работы. Высохшую краску уже ничем отмыть не получится.