Поталь – материал, применяющийся с декоративной целью, обладающий внешними свойствами золота. Чтобы правильно и легко работать с ним, необходимо верно подобрать клей для потали, изучить особенности материала. Существует несколько видов декора, который можно использовать на различных поверхностях, отличающихся по объему, размеру, текстуре. С помощью потали легко превратить обычный предмет декора в позолоченный, бронзовый или серебряный. Опытный мастер может создать изделие, неотличимое по внешнему виду от настоящего драгоценного металла.
Какие материалы вам потребуются?
Поталь относится к так называемым «капризным» материалам, поэтому если вы решили с ее помощью что-то декорировать, но у вас нет опыта, обязательно проверьте, все ли необходимое для золочения есть под рукой.
Материалы для работы поталью
Для золочения вам потребуется следующее:
- Плоская широкая кисть с ворсом из белки (лампензель), ею переносят свободную поталь на поверхность изделия. Можно также использовать веерную кисть.
- Для нанесения клея и грунта используются плоские кисти с искусственным или щетинным ворсом. Размер зависит от площади покрываемой поверхности.
- Колонковая кисть очень мягкая и применяется для бережного разглаживания потали на поверхности.
- Нож позолотчика имеет закругленные края, он даже не режет, а как бы продавливает поталь.
- Золотарная подушка предназначена для нарезки потали или сусального золота, ее делают из тонкой мягкой замши.
- Перчатки для защиты изделия от попадания частичек кожного жира.
- Перед началом работы поверхность обязательно обрабатывают обезжиривателем, чтобы очистить от жира, ворсинок, пыли и других загрязнений и обеспечить, таким образом, ее наилучшее соединение с грунтом и самой поталью.
- Грунт под золочение. Для дерева и оштукатуренной основы используют специальный грунт под поталь – левкас, в его состав входит льняное масло. Клеевой грунт считается самым удобным в работе, поскольку содержитеще и специальный клей и подходит для любых поверхностей, его применяют при свободном и трафаретном покрытиях, кроме того, он подходит новичкам. Грунт болюс выпускается в нескольких цветах, что позволяет создавать интересные художественные эффекты.
Отдельно следует сказать о специальном клее для потали. Их выпускается несколько видов, и каждый имеет свои особенности.
- Клей кроликовый, рыбий выпускается в виде гранул и хлопьев, разводить его нужно по инструкции паром. Он предназначен для реставрационных работ.
- Самый популярный – это мордан, клей на основе масла. Им пользуются и профессиональные художники, и новички. Он дает очень прочное, качественное покрытие. Время сушки зависит от марки и может продолжаться от нескольких часов до суток и более.
- Клей на водно-акриловой и водной основе, а также клеевое молочко используются только для внутренних работ. Для покрытия стекла, металла, камня они не подходят. Существенный плюс данной группы клеев – быстрое высыхание (от 15 до 60 минут).
- Клей на спиртовой основе обеспечивает прочное сцепление с гладкими водоотталкивающими поверхностями – камнем, стеклом, металлом. Высыхает в течение нескольких часов.
- Клей в виде карандаша предназначен для нанесения тонкого сложного узора или мелких деталей.
От нанесения клея до выкладывания потали обязательно выдерживают определенное количество времени, указанное производителем.
Для финишного защитного покрытия лучше всего подходит шеллак, натуральная смола на основе спирта. Он создает очень прочный износостойкий слой, поэтому готовым изделием можно пользоваться, не опасаясь, что на нем появятся потертости, трещины, повреждения, вызванные влагой или перепадом температуры. При выборе финишного покрытия следует учитывать тот фактор, что лаки на водной основе окисляют поталь, а на спирту, наоборот, надолго сохраняют позолоту.
Если вы хотите создать на позолоченной поверхности какой-нибудь интересный художественный эффект, советуем использовать воск или битумный лак. С их помощью можно сделать естественные для старинной вещи потемнения, они придают изделию объем, оригинальную фактуру. Для искусственного состаривания применяют патину. В результате на поверхности образуются прожилки и пятна зеленоватого и рыжего цветов, совсем, как на антиквариате. Все декоративные средства наносятся строго под лак, иначе они сотрутся. Лакируют изделие только после их полного просыхания.
Форма выпуска потали
Материал для золочения выпускается в разных формах, чтобы дать возможность проявить творчество в самых разных техниках и при работе с разными поверхностями.
- Поталь в листах. Листовую поталь можно встретить в продаже в виде небольшой книжицы. Ее удобно применять для декорирования сплошных участков большой площади. Трансферная поталь приклеена к основе. Она переносится на изделие вместе с бумажной основой, которая впоследствии отделяется от тончайшего золотистого слоя. Свободная поталь представляет собой листы, которые перестелены тонкой бумагой. Ее после выкраивания переносят на изделие специальной кисточкой. Листовая поталь пригодна для работы с разными материалами. Она хорошо «ложится» на дерево, стекло, керамику, металл или на холст. Перед работой необходимо подготовить поверхность. Она тщательно зачищается, выравнивается, а затем обезжиривается. На подготовленную поверхность наносится специальная грунтовка. Дальнейший шаг зависит от того, каким клеем вы будете пользоваться. Если он на масляной основе, то придется выждать около 12 часов, пока он не высохнет. Клей на водной основе позволяет приклеивать листы потали сразу после нанесения. Пузырьки воздуха выгоняются при помощи мягкой ткани.
- Жидкая поталь. Работать с жидкой поталью достаточно легко, поэтому она считается отличным вариантом для начинающего художника. Наносится материал на поверхность, как краска, то есть, при помощи обычной синтетической кисти. Она отлично имитирует блеск металла и скрепляется с любой поверхностью. Адгезионные свойства жидкого декора ярко выражены. Поталь не боится влаги, следовательно, устойчива к температурным изменениям. Она не окисляется, поэтому такие покрытия не нужно защищать дополнительными лаками. Строгого описания техники золочения нет, так как метод нанесения зависит от объемов работ, от общей задачи, а также от фантазии мастера. Так, к примеру, многие предпочитают наносить поталь при помощи кисти, хотя есть рекомендации, в которых сказано, что с материалом удобнее работать при помощи губки. Работа усложняется тем, что жидкое позолото должно быть положено в несколько слоев, причем каждый слой отдельно просушивается. То есть, золочение жидкой поталью – весьма затратный по времени процесс, хоть и технически самый простой. Если жидкость по физическим свойствам похожа на краску, то она должна наноситься при помощи аэрографа. Это действительно так, причем распыление потали существенно сэкономит материал.
- Поталь в хлопьях. При формировании эффекта кракелюра незаменимым материалом служит поталь в хлопьях. Она дает оригинальные визуальные эффекты цветопереходов. Другое название материала для золочения – поталь в крошках. Внешне она похожа на маленькие смятые крошки алюминиевой фольги. Как и поталь в листах, крошки бывают трех цветов: бронзового, серебряного, золотистого. Применяется в основном при изготовлении украшений, так как грани крошек образуют множественные переливы. Техника нанесения хлопьев потали достаточно простая. Сначала поверхность изделия смазывается тонким слоем клея. Затем поталь рассыпается равномерно или с переменной плотностью, в зависимости от задумки художника. Кисть практически никогда не используется, так как структура крошек и фактура поверхности должны быть нетронутыми.
- Поталь в форме пасты. Пастозная поталь удобна тем, что после ее высыхания поверхность можно обрабатывать шлифовкой, чтобы получить наиболее яркий блеск. Отлично подходит для золочения металла, кожи или дерева. Паста наносится кисточкой, но можно формировать слои руками. Продается такая поталь в стеклянных баночках. ее не нужно разводить, так как материал сразу готов к применению.
- Восковая поталь. Если есть необходимость золочения изделия, поверхность которого не будет подвергаться трению и механическим нагрузкам, то одним из приемлемых вариантов является восковая поталь. Этот материал достаточно практичен и экономичен. Он одновременно может выполнять функции грунта, заполняя на основе мелкие трещины. При помощи восковой потали создаются рельефные поверхности. Техника нанесения практически не отличается от той, что используется при работе с пастозным материалом.
Что позолотить?
Пример работы
С помощью потали можно декорировать разные поверхности:
- дерево,
- стекло,
- металл,
- зеркала,
- керамику,
- гипсовую лепнину,
- декоративный камень,
- текстиль, а также красочный слой на картинах.
Поталь также используется и как вспомогательный материал, например при работе с эпоксидной смолой:
Серьги с поталью
Как сделать самостоятельно клей
Всегда есть альтернатива. Чтобы не переплачивать за клеящее средство, можно изготовить его своими руками.
Первый способ
Возьмите стакан с теплой водой. Добавьте в жидкость 3 ст. ложки сахара. Доведите сироп до кипения. Добавьте одну столовую ложку уксуса, и пусть все прокипит. В другом стакане разбавляется 1 ст.ложка крахмала на третью часть воды. Все смешать и ждать появления пузыриков на поверхности. Снять с плиты и дать остыть.
Второй способ
Понадобятся жирные сливки и коньяк. Взять по 100 мл этих компонентов, взбить. Готовый клей наносится на поверхность материала, а сверху проводится покрытие поталью.
С чего начать? Этапы золочения изделия
Золочение – довольно сложный, но интересный процесс. Самое главное здесь – соблюдать последовательность всех этапов, следить за временем высыхания каждого слоя, работать очень аккуратно и внимательно.
Процесс золочения
- Подготовка изделия. Поверхность ошкуривают, обезжиривают и наносят на нее грунт, просушивают. Излишки сразу же убирают салфеткой, не дожидаясь высыхания.
- Нанесение клея. После полного просыхания грунтового слоя поверхность покрывают клеем. Время выдержки у всех видов клея разное, поэтому внимательно читайте инструкцию производителя.
- Нанесение потали. Подготовленную поталь нужно подцепить лампензелем и осторожно перенести на поверхность таким образом, чтобы листочки лежали внахлест, без стыков. Наложенный материал вы уже не сможете поправить, избежав ее деформации, поэтому все движения должны быть очень аккуратными. Теперь разгладьте ее колонковой кистью или кусочком мягкой ткани, слегка надавливая на поверхность. Работая с хлопьями потали, старайтесь насыпать их ровным слоем, затем придавите ватным тампоном. Излишки уберите кисточкой. Пробелы в покрытии закройте кусочками.
- Полировка. Если для основы использован левкас, изделие можно отполировать мягкой тканью, двигаясь от угла. В результате все неровности и швы исчезнут.
- Фиксация лаком. Для защиты изделия от пыли и износа широкой кистью наносят бесцветный лак: сначала в одну сторону, потом в другую, следя, чтобы не было непокрытых участков.
Рассмотреть процесс золочения во всех деталях можно на этих видео:
Несколько полезных советов
Для тех, кто лишь недавно открыл для себя искусство золочения поталью, напоминаем несколько простых правил. Данные рекомендации помогут достичь лучших результатов и избежать досадных ошибок в работе:
- Самый простой, но важный совет в работе с клеем для потали − внимательное изучение инструкции. Даже если вы уже работали с домашними составами, все равно обязательно ознакомьтесь с рекомендациями производителя. Обычно на флаконе детально описаны правила применения клея, тайминг работы и меры предосторожности.
- Накладывая поталь на художественное изделие, используйте перчатки. Деликатная фольга хорошо обтягивает основу. Однако, для полной аккуратности защитите покрытие от посторонних следов и случайных отпечатков пальцев, а кожу − от контакта с липким веществом.
- Если только учитесь работать с пленочной позолотой, то в целях экономии можно тренироваться на самодельных составах. Но с другой стороны − качественная промышленная смесь позволит лучше освоить тонкости работы и добиваться отличного результата без угрозы испортить поверхность.
В заключение
Если нравится выполнять искусные работы с золотой отделкой, то обязательно попробуйте профессиональные материалы. Только специальные составы позволят достичь безукоризненного эффекта декупажа.
В Москве лак и клей для потали доступны к приобретению в художественных и оформительских лавках. Кроме того, удобно производить заказ нужного клеящего состава и в специализированных интернет-магазинах. Выбирайте требуемый тип продукта и занимайтесь любимым делом с вдохновением.
Тем, кто хочет научиться работать с золотым покрытием или отточить свое мастерство, рекомендуем посмотреть видео инструкцию как клеить поталь:
Трансферная поталь (фойлинг)
Это клейкая лента с золотым или серебряными блестками.
Фойлингом можно декорировать любую поверхность. Золочение получается очень ярким и равномерным, к тому же с помощью особого клея для золочения хорошо ложится на поверхность из любого материала. Частицы золота соединяются с клеем, отрываясь от ленты фойлинга.
С применением шаблона и трафаретной кисти получается декор с особенно четкими очертаниями. Благодаря шаблону можно изобразить очень тонкий сложный узор.
Такую металлизированную фольгу можно использовать для создания объемного золотого контура. Специальным объемным клеем, снабженным конусообразной насадкой, нанесите на декорируемую поверхность контур рисунка. Он имеет густую консистенцию и ложится ровной объемной линией. Через 30 минут, когда контур достаточно затвердеет и станет липким, прижмите к нему лицевой стороной переводную поталь. Пальцами слегка прогладьте через фольгу объемный контур. Снимите фольгу — ее красочный слой остается на контуре. В отличие от золотой контурной краски этот способ позволяет получить более объемный и рельефный контур.
На этом статья близится к завершению. Благодарю вас, что заглянули к нам, фантазируйте, творите своими руками, новых идей вам и вдохновения. До новых встреч!
Объемная роспись
А теперь набираемся немного терпения и начинаем рисовать контуром. Для такой росписи я использую контуры фирмы Таир по стеклу, они очень густые и не растекаются. Приступаем.
Белым контуром обводим верхнюю часть лепестка . чес толще будет линия, тем объемней будет наш узор. Затем тонкой кистью проводим краску к центру цветка, как бы растягивая ее .
Таким же образ рисуем листья. Добавляем линии, точки что бы заполнить узор. Наш рисунок должен хорошо высохнуть, а лучше оставит его на ночь. В условиях мастер-класса нам понадобился часик, но этого времени недостаточно для контура, т.к внутри краска остается не просохшей. А значит узор можно легко испортить.
А пока цветочки сохнут, мы перейдем к следующему этапу.
Описание
Что такое поталь? Это материал (разновидности будут рассмотрены далее), который успешно используется в декоративном золочении поверхностей – огромных и небольших, гладких и не очень. Она помогает мастеру создать имитацию золотого, серебряного или бронзового покрытия на различных поверхностях.
Также известно, что поталь — такой поистине современный имитатор сусального золота. Она бывает в виде тонких листочков или полосок золотого цвета (как фольга) из сплава меди и цинка, а бывает жидкой.
Как уже отмечалось выше, этот материал бывает не только золотого цвета, но и серебряного, и бронзового.
Поталь служит для творческой отделки поверхностей изделий из дерева, керамики, стекла, картона, кости, чёрных металлов, гипса и других.
Наклеивание салфетки
Приступаем к следующему этапу. Думаю у каждой декупажницы, даже начинающей, найдутся в закромах салфетки с узорами. Для этой шкатулки я подготовила салфетки вот с такими цветами. Вы же можете использовать любые другие. Цвет не имеет никого значения. Эти картинки послужат нам в качестве шаблона, которые мы обведем контуром, а затем закрасим в черный цвет.
Для того чтоб аккуратно перенести салфетку, необходимо сделать небольшие надрывы, которые в процессе наклеивания будут частично накладываться друг на друга. Так и должно быть, ведь у нас выпуклая шкатулка.
Излишки клея можно убрать приложив небольшой кусок чистой тряпочки.
Сушим. Складки, которые образовались необходимо прошкурить грубой шкуркой № 350-500.Так шкатулка станет гладкой и все складки исчезнут.
Подготовка шкатулки к декору
Для начала покроем шкатулку тонким слоем акрилового грунта. Для крышки используем грунт черного цвета, а основную часть покрываем белым. Почему? Узнаем чуть позже.