Существует такое высказывание «Ars longa, vita brevis», что означает «Жизнь коротка – картина вечна». Никогда не задумывались над этими словами, что они означают и в чем их физический смысл.
Вспомните хотя бы «Черный квадрат» Казимира Малевича. Картина была написана более 100 лет назад. Или, например, самая старая картина, написанная на холсте в 1410 году «Мадонна с младенцем и ангелами», которая так же «жива» по сей день и хранится в музее.
Так почему же эти, как и многие другие произведения, смогли сохраниться, в чем их тайна?
Ответ не стоит искать глубоко, он как всегда лежит на поверхности, а если быть точнее, то на поверхности картины. Это ее защитный слой.
И мы поговорим об одном из таких защитных слоев, а именно о лаке. Что это такое и с чем его едят. Попробуем разобраться во всем детально. А начнем с банального вопроса, для чего покрывать лаком картину.
Для чего покрывать лаком картину
Слой лака, нанесенный на полотно, служит для него защитным покрытием от многих вредных факторов окружающей среды, например, трения, паров, пыли, грязи, копоти, влаги, газов, солнечных лучей и так далее. Картины, написанные маслом, со временем начинают тускнеть, краска разрушается, выгорает, да еще и всякие камашки помогают загрязнить произведение.
На сегодняшний день ведутся большие споры и нет единого решения даже в художественной среде в вопросе «А нужно ли покрывать современные картины лаком?» Многие художники отвечают на этот вопрос отрицательно, такой необходимости нет. Мотивом к их ответу служит тот факт, что современные краски, по сравнению с красками прошлых веков, значительно модернизировались и уже содержат в своем составе защитные вещества.
Здесь конечно есть своя логика, только она немного недальновидная. Конечно же, в современных красках совершенно иной состав, по сравнению с несколькими веками ранее, он намного устойчивее к воздействию неблагоприятных факторов. Но, давайте посмотрим на это вопрос с другой стороны. Со временем, может быть не через 15 лет, а через 30 лет, но на картине все же появится слой пыли, который нужно будет убрать. Что вы будете в таком случае делать. Чтобы обновить верхний слой, вам придется его счистить, то есть уйдет слой краски, который затем будет очень непросто восстановить.
Другое дело, когда картина покрыта сверху лаком. Для ее реставрации удаляется верхний слой лака, а под ним остается нетронутое изображение. Наносите новый слой и забываете еще на 50 лет.
Ответ напрашивается один. Покрывать картину лаком необходимо. А вот решать все-таки будет сам художник. Хочет он, чтобы его произведения сохранились несколько столетий или для него достаточно просто одноразово получить заработок, а судьба его детища останется ему не интересной и, прослужив, кому-либо лет 60 пойдет в печку.
Наверное, не увидели бы мы сегодня произведения выдающихся авторов, написанные несколько столетий назад, если бы не лаковые покрытия, которые изготавливались в те времена по индивидуальным рецептам и хранились под большим секретом.
Кроме защитной функции лак еще играет и эстетическую роль. Когда картина только что написана, краски на ней играют блеском. Как только она начинает подсыхать, появляются сначала матовые островки, а затем тускнеет и вся картина. Происходит так называемое «погружение». Чтобы восстановить яркость красок и сочность внешнего вида, картину покрывают лаком. Блеск в таком случае сохраняется на очень долгое время.
Есть и здесь один нюанс, некоторые не хотят видеть глянец на картине. Тогда вам на помощь придет матовый лак, он и картину защитит, и краски оживит, и блестеть не будет.
Матовый лак спасет и еще одну ситуацию, когда ваше произведение висит на солнечной стороне, то глянец будет давать блики, поэтому можно в этом случае так же использовать матовый лак.
Кроме всего лак защищает картину от механических небольших повреждений, например, царапин.
Картины, на которых художник нанес слой лака, выглядят однороднее. Нанося слой за слоем краску, бывает так, что лежащий снизу слой втягивает в себя масло из верхнего слоя. В таких местах появляются матовые пятна. Чтобы выровнять такие недочеты, необходимо покрыть картину лаком.
Масляная краска
Некоторое время назад активно использовали масляные краски для отделки поверхностей изнутри, и снаружи. Но на смену им пришел новый, более универсальный материал, акриловые краски. Масляный материал изготавливается на основе олифы или аналогичного средства, которое смешивают с пигментами минерального вида. Краску получают вследствие перетирки всех компонентов до однородного состава. В современном ремонте масляная краска используется очень редко. Но в некоторых случаях ее целесообразно использовать в качестве экономии для окрашивания больших помещений, так как ее стоимость ниже остальных материалов.
Можно ли наносить шпаклевку на металл без грунта? Основное преимущество красок на основе масла, это их невысокая стоимость. Такие материалы являются устойчивыми к влажности, масла оказывают надежную защиту деревянным, и бетонным материалам.
Также краски на основе масла предотвращают появление ржавчины на металлических поверхностях. Такой материал имеет свои недостатки, из-за чего работать с краской не совсем удобно. Цветов не слишком много, почти около десятка, поэтому сложно выполнить определенное оформление, и придать оригинальность поверхности. Также краска нуждается в ежегодном обновлении, то есть быстро изнашивается, на это уходят дополнительные расходы. Если своевременно не обновить поверхность, то материал может отслаиваться большими кусками. Во время нанесения появляется сильный запах, поэтому работу выполняют в хорошо проветриваемом помещении.
При высыхании поверхность выделяет токсические элементы, поэтому лучше не проводить время в окрашенной комнате. Отрицательным качеством является долгий срок высыхания такого материала, почти двое суток. На масляную поверхность можно нанести акриловую краску, это не составит никакой сложности.
Какие картины можно покрывать лаком
В этом непростом вопросе есть правда один очень важный момент. Оказывается, покрывать лаком рекомендуется не все картины.
Если картина написана масляными, темперными или акриловыми красками, то защитить их от внешних факторов лаком просто необходимо.
Если вы использовали гуашь, акварель или графику, то эти картины обычно не покрываются масляными лаками. Поверхность такого рисунка очень хрупкая, лак может исказить цвета произведения, а при его удалении потянет за собой и слой изображения. Как вариант, используют специальный быстросохнущий состав для этих целей.
Эффект, достигаемый с помощью смоляных ингредиентов
Давно было замечено, что смоляные ингредиенты, обладающие высокой прозрачностью и светоотражающими свойствами, способны придавать живописным произведениям дополнительную яркость и глубину. Кроме того, они в значительной степени улучшали рабочие характеристики масляных красок, открывая новые возможности при создании на полотне эффектных лассировок.
Под эти термином имеется в виду техника, при которой за счёт нанесения поверх основного цвета полупрозрачных красок достигается эффект глубоких цветовых переливов. Среди мастеров прошлого наибольшего совершенства в ней достигли такие корифеи живописи, как Веласкес, Тициан, Рембрант и Леонардо да Винчи.
Разновидности лаков
Давайте разберемся теперь, а что же такое лак, и какие разновидности его бывают.
По внешнему виду лак – это прозрачная вязкая жидкость, причем вязкость может быть совершенно различной. В состав лака входят как натуральные, так и искусственные масла и смолы на основе различных растворителей. В качестве растворителя может выступать уайт-спирит, скипидар, пинен, спирты.
Самыми первыми начали применять масляные лаки, они широко использовались с 11 по 18 века. С 16 века в обиход вошли скипидарные лаки, которыми и покрывали картины, и использовали как связующий компонент. Спиртовые лаки не пришлись мастерам по душе, так как создавали очень хрупкую пленку на поверхности, которая быстро трескалась.
По внешнему признаку лак может быть следующих видов:
- Глянцевым. Такой лак придает картине особый блеск, изображение получается, как на обложке глянцевого журнала. Картины будут более яркими и сочными. Больше всего такой лак подходит для изображений с пейзажами и натюрмортами.
- Матовым. В таком случает, получится более классический вариант. Не будет блеска, а цвета останутся такими же, как до покрытия лаком. Поверхность получается более бархатистой, как велюр.
- Полуматовым. Это золотая середина, при которой блики от глянца не сильно бросаются в глаза, а изображение выглядит насыщенным. В некоторых случаях этот лак называют сатиновым. Работы, покрытые таким лаком, имеют вид атласа.
По составу лаки классифицируются на следующие типы:
- смоляные;
- масляно-смоляные.
В зависимости от происхождения смолы лак может быть природным и синтетическим.
Лаки на основе природной смолы:
- Кедровый лак, применяется как ретушный, атак же для разведения масляных красок. Среднее время высыхания такого лака составляет 18 часов.
- Даммарный лак применяется для разведения масляных красок, а так же для защитного покрытия на завершенной работе, по истечении нескольких лет имеет тенденцию к пожелтению, поэтому лучше не применять на работах, написанных в холодных тонах. Имеет густую консистенцию, если разбавить его пополам пиненом, то получится матовый эффект. Среднее время высыхания даммарного лака 12 часов.
- Пихтовый лак, в основе которого лежит пихтовая смола, применяется для разведения масляных красок, а так же для конечного покрытия. По своим свойствам пихтовый лак схож с даммарным лаком. Пихтовый лак имеет глянец и является очень эластичным лаком. Время высыхания лака около 4 часов.
- Мастичный лак, применяется для разведения масляных красок, а так же для защитного нанесения и ретушного слоя, может пожелтеть, даже сильнее даммарного и помутнеть. Время высыхания мастичного лака 6 часов.
- Бальзамно-пентомасляный лак – это раствор бальзама сибирского кедра в уайт-спирите. Создает прочную пленку на поверхности. Среднее время высыхания бальзамно-пентомасляного лака составляет 48 часов.
- Ретушный лак используется для улучшения сцепления между слоями краски, если работа долгое время не была завершена, а так же дополнительно раскрывает яркость красок. По советам бывалых художников свежий срез чеснока имеет такие же свойства, как и ретушный лак в плане возвращения цвета. Время высыхания ретушного лака составляет 30 минут
- Копаловый лак, применяется для масляных красок, чтобы придать им прочность, не желательно использовать его как защитный слой, потому что из-за высокой прочности не растворяется растворителями в связи с чем, тяжело удаляется с поверхности при реставрационных работах. Копаловый лак темного цвета. Время высыхания копалового лака обычно составляет около суток.
- Фисташковый лак отличается очень высокой стоимостью, редко встречаемый в продаже, почти бесцветный, эластичный, но долго сохнет, используется для покрытия готовой работы, способен сохранять свои свойства очень долгое время, не мутнеет и не изменяет цвет. Время высыхания фисташкового лака составляет около 20 часов.
Лаки на основе синтетических смол:
Все акриловые лаки имеют хорошую устойчивость к помутнению и потемнению.
- Акрил-фисташковый лак — это растворенные в скипидаре или пинете фисташковая и полибутилметакриловая смолы. На поверхности картины лак создает стойкую влагозащитную пленку. Время полного высыхания такого лака не более суток. Пленка лака почти бесцветная. Этим лаком хорошо покрывать работы, выполненные в холодных тонах. Время высыхания акрил-фисташкового лака не более суток.
- Акрил-строительный лак наиболее эффективный лак для покровного слоя. Он прозрачный, эластичный, обладает высокими водоотталкивающими свойствами, не изменяет цвета, не склонен темнеть и мутнеть. Время высыхания акрил-строительного лака около 20-24 часов.
- Фиксатив – это быстросохнущий лак, который представляет собой раствор на основе этилового и бутилового спиртов, в который входит поливинилацетат. Сохнет такой лак не более 15 минут. Чаще его используют для того, чтобы закрепить рисунок, выполненный углем, карандашом или пастелью. Несмотря на быстрое высыхание, он имеет хорошую способность защищать от влаги.
- Gamblin Gamvar – это совершенно новая разработка, поэтому говорить наверняка о его свойствах не приходится, но заявлено, что им можно покрывать работу уже при подсыхании верхнего слоя. Ждать целый год, а то и два теперь не потребуется. Лак прозрачный, имеет полуматовый эффект. Чтобы его удалить всего лишь потребуется немного усилий и специальная жидкость той же фирмы.
Классификация лаков по применению:
- Связующие лаки. Их добавляют в палитру в процессе написания картины, используют для того, чтобы развести масляные краски. Это даммарный, мастичный, копаловый, акри-фисташковый, фисташковый лаки. Они представляют собой 30% раствор смолы в пинене, за исключением копалового, который растворяют в лбняном масле.
- Межслойные лаки. Ими обрабатывают слой уже нанесенной краски перед повторным ее покрытием, еще их называют ретушными лаками. Например, год назад вы забросили свою работу. Сразу продолжить ее нельзя. Сухие краски нужно предварительно размягчить и освежить ретушным лаком. Это создаст и лучшее сцепление последующих слоев.
- Защитные лаки. В категории покрывных или защитных лаков наиболее распространенными являются акрил-фисташковый, акрил-строительный, ретушный, фисташковый. Защитные лаки наносятся на поверхность готовой работы с целью создания защитного слоя. Защитный или покрывной лак наносится на работу не ранее, чем через год. Перед нанесением лака поверхность картины нужно предварительно хорошо очистить от пыли и просушить. Наносят лак специальными щетинными флецевыми кистями. Длина щетины зависит от вязкости лака, чем лак гуще, тем короче должна быть щетина на кисти. Для того, чтобы лак равномернее ложился и распределялся по поверхности предварительно его нужно подогреть на водяной бане до температуры 40 градусов.
Для защитного лака критериями оценки служат толщина и эластичность лаковой пленки, ее растяжимость, глянец, прозрачность, цвет, твердость и преломление света. А так же долговечность, стойкость к внешним неблагоприятным факторам, растворяемость.
Защитный лак изготавливают из природных и искусственных смол. Их разбавляют растворителями. Отдать предпочтение следует эфирным маслам в составе лака. Это связано с тем, что лаки могут потускнеть, пожелтеть, состариться и будет требоваться его замена.
Для этого необходимо удалить лак с поверхности картины и нанести новый. В таком случае удалить масляный лак будет труднее, чем эфирный.
Лаковая пленка на поверхности картины должна быть не просто прочной и крепкой, но и эластичной. Так, например, когда полотно воспринимает на себе механическое воздействие или какое-либо движение, то слой лака не должен при этом отколоться или потрескаться. Он должен растянуться и сжаться вслед за изменениями холста и вернуться в исходное положение без повреждений. Такая пленка из лака начинает образовываться уже с момента нанесения под действием кислорода воздуха. В результате непростых физико-химических реакций лак становится и прочным и эластичным одновременно.
Синтетические лаки создают на картинах в основном твердые пленки, поэтому на мягких красках они способны растрескиваться. На это следует обращать внимание при выборе лака.
При нанесении лака на поверхность следует учесть и тот факт, что менее эластичные слои наносят первыми, а сверху располагаются более эластичные лаки. Мягкую масляную картину нельзя лакировать твердым лаком.
При низких температурах пленка лака становится менее эластичной и более хрупкой. В таком состоянии в слое лак образуются мельчайшие трещинки, которые продолжают расти далее и при нормализации температуры. Больше всего от низких температур страдают масляные лаки.
Повышение температуры более 50 градусов губительно действует практически на все лаки. Температуру более 100 градусов могут перенести только масляные лаки из твердых смол.
Пленка, образуемая этими лаками, не плавится. Это связано с тем, что входящие в его состав масла полимеризуются именно в процессе такого нагревания, то есть они отвердевают в процессе нагревания.
Благодаря лаку поверхность картины становится гладкой, и свет отражается только в одном направлении. Лак как бы гасит холодные оттенки и придает краскам яркость. Делает изображение более глубоким.
Ультрафиолетовые лучи могут вызвать пожелтение слоя лака. Задерживая ультрафиолет и предохраняя само произведение от разрушения, лак сам способен разлагаться. Но этот недостаток лака можно исправить. Для этого в его состав вводят специальные вещества, которые поглощают ультрафиолет. Таким свойством обладает и обычный белый пигмент.
Многие лаки не являются влагозащитными. Если присмотреться, то на поверхности картины можно заметить синеватый налет или мутность. Это как раз результат воздействия влаги на лаковую пленку.
В дальнейшем этот слой может полностью рассыпаться. Лаки на основе мягких смол, такие как даммара, мастикс, канифоль, имеют совсем небольшую влагостойкость. Картину, покрытую таким лаком достаточно на ночь оставить перед открытым окном, а уже утром на ней появится синева.
Более стойкими к влаге являются смоляные и восковые лаки с полимеризованными маслами.
Многие лаки попросту пропускают влагу к нижним слоям. Это нужно учитывать при хранении картины.
Лучше всего защищают картину от влаги природная смола и воск. Влага через них не проходит. Усилить влагозащитные свойства лака можно при помощи нанесения на его поверхность после высыхания воскового слоя.
В некоторых случаях лаковая пленка может создать на поверхности картины сильный глянец. Этот эффект подходит не для всех картин. Многие современные картины требую для себя умеренного блеска.
Сильный глянцевый эффект дают масляные и смоляные лаки. Чтобы уменьшить этот эффект, можно добавить в лак немного воска или покрыть уже высохший слой лака воском.
Кроме того, что лаковая пленка придает цвету картины насыщенность, в некоторых случаях преломляющее свойство лака может привести к эффекту потемнения красок. Вещества, входящие в состав красок и лаков, вызывающие сильное преломление ведут себя совершенно разным образом в различных конкретных условиях применения.
Для работ лаки могут использоваться как самостоятельно, так и комбинироваться между собой.
Для смешивания с палитрой или применения между слоями чаще используют смоляной или масляно-смоляной лак.
Натуральные лаки могут быть:
- твердыми (янтарный и копаловый);
- мягким (даммаровый, фисташковый, мастикс).
Рецепт, доступный каждому
Предварительно размельчив смолу, её помещают в небольшой мешок из тонкой хлопчатобумажной ткани (вполне подойдёт, например, старый чулок), а затем на несколько часов опускают в раствор художественного скипидара. Важно учесть, что ёмкость со скипидаром должна в течение всего этого срока быть плотно закрытой.
Находясь в скипидаре, предварительно размельчённые гранулы растворяются, а все твёрдые примеси оседают на дне мешка. В результате получается раствор смолы даммара, который затем следует тщательно профильтровать через муслиновую или хлопчатобумажную ткань.
Немаловажную роль играет соотношение количества растворяемой смолы к объёму скипидара, поскольку от этого зависит концентрация готового продукта. Согласно общепринятым нормам, она составляет 600 мл скипидара на 300 г смолы, однако многие из тех, кто предпочитает собственноручно готовить раствор, создают пропорции компонентов исходя из личного опыта. В дальнейшем если в процессе нанесения лака на поверхность картины он окажется чрезмерно густым, его можно разбавить спиртом.
Готовим картину к покрытию лаком
Подготовительный этап — очень важный период. Чтобы не испортить свою работу и не повредить краску, необходимо максимально точно определить именно тот самый момент, когда картина готова к лакированию. Для этого важно знать ответы на некоторые вопросы.
- Во-первых, сколько слоев краски нанесено на картину. Один слой, естественно, высохнет быстрее, чем несколько. Однако, здесь важно вспомнить, а хорошо ли просохли слои, прежде чем вы нанесли на них последующие.
- Во-вторых, если вы использовали в своей работе средства, ускоряющие высыхание, то это сократит срок ожидания наполовину.
- В-третьих, в каких условиях происходила сушка картины. Если это было влажное помещение, то, скорее всего, ваша работа не просто не высохнет, она еще и покроется мелкими трещинками.
- В-четвертых, помещение, где сохнет ваша работа должно хорошо проветриваться, но при этом следует защитить изображение от воздействия прямых солнечных лучей.
Все эти моменты будут влиять на продолжительность сушки, но все же, лучше не торопиться, а дождаться своего часа, чтобы не испортить работу и получить в итоге великолепный результат, который будет приносить вам удовольствие.
Выбор типа красок так же имеет большое значение.
Масляные краски будут сохнуть не менее 6 месяцев, а в среднем на это уходит около одного года.
После сухих материалов, например, угля, картину можно сразу покрывать лаком.
Если вы использовали гуашь или акриловые краски, то время полного высыхания займет около недели.
В современные краски сейчас добавляют специальные вещества, которые сокращают продолжительность высыхания картины с года до полутора месяцев. Только проверить пока это нет возможности, потому что еще прошло слишком мало времени, чтобы дать достоверную оценку такому факту.
Проверить, высохла работа или нет можно при помощи сухой белой салфетки, если провести ей по поверхности изображения слегка нажав при этом, но не сильно, чтобы не размазать рисунок. Если на ней не отпечатались краски, то можно приступать к покрытию лаком.
Когда картина полностью высохнет, ее нужно предварительно хорошо очистить от частичек пыли, при помощи простой салфетки из микрофибры.
Так же можно пользоваться и специальными средствами для чистки, но тогда нужно подождать еще около суток, чтобы она подсохла.
Важно подобрать хорошую кисть для работы, которая не будет оставлять разводы и волоски после себя на полотне.
С такими обязанностями хорошо справится широкая кисть-флейц. Она оставляет после себя минимальное количество разводов и практически не линяет, так как имеет хорошее плотное крепление ворса.
Не гонитесь в связи с этим за дорогими кистями, после работы с лаком вам все равно придется с ней распрощаться, поэтому присмотритесь к недорогим вариантам, но соблюдающим все вышеперечисленные условия.
Заранее подготовьте ветошь, она будет необходима в том, случае, если где то понадобится что-то подтереть, а так же приготовьте емкость, в которую вы будете отливать лак.
Заранее накройте рабочий стол пленкой, чтобы его не испачкать, а для себя приготовьте фартук или спецодежду, которую не жалко будет испачкать. Так же по желанию можно использовать одноразовые перчатки и респиратор, так как все лаки имеют резкие запахи.
Производители марок
Обычно лаки выпускаются теми же производителями, которые продают краски. Это бюджетный «Сонет» или чуть получше — «Reeves». Чуть подороже есть «Мастер Класс» и лаки разных зарубежных производителей. К ним относятся «Амстердам», «Galeria» или «Vallejo».
В частности, на территории России выпускает лучший акрил-стирольный лак «Невская палитра». Это производитель из Санкт-Петербурга, выпускающий несколько линеек, включая вышеупомянутый «Сонет», всем известный «Мастер Класс» и «Ладогу».
Лаки чаще всего продаются в пузырьках по 120 миллилитров или в аэрозолях, как в случае фиксатива и акрил-стирольного, по 210 миллилитров. Пузырьки в магазинах для художников стоят в среднем примерно 200-350 рублей. Это зависит от разновидности лака, его ингредиентов и производителя.
В классическом искусстве, к которому относится живопись, важен обстоятельный подход. Некачественные материалы, пропуск какого-либо этапа процесса, пренебрежение к инструментам — все это отразится на конечном произведении. Краски необходимо тщательно выбирать, изучив их свойства заранее, ровно натянуть и грамотно проклеить и загрунтовать холст, развести «тройник», либо купить готовый и, конечно, покрыть картину слоем защитного лака после того, как она полностью высохнет. В результате получится качественно сделанная и культурно оформленная работа.
Выбираем подходящее место и время для работы
Опыт профессионалов подсказывает, что для того, чтобы качественно нанести лак на картину нужно учесть некоторые особенности расположения вашего рабочего места.
Чтобы минимизировать пропуски работать лучше при естественном освещении днем с выключенным светом. Так пропуски сразу становятся заметны, и их легко можно будет исправить, пока лак не начал подсыхать.
Картину нужно положить в горизонтальной плоскости, чтобы избежать возможности возникновения потеков, расположив ее перед окном, и встать лицом к окну перед работой. В это время лучше избегать сквозняка, поэтому окно открывать не следует. По этой же причине не стоит покрывать картину лаком на улице. Лак начинает сохнуть быстрее и тянется за кистью.
Для большой работы используют мольберт, только очень внимательно отнеситесь к возможным подтекам. Чтобы не оставить пропуски, покрывая большие площади, разделите картину на зоны.
Проветрить помещение можно, когда полностью будет нанесен слой лака.
Если вы работаете с аэрозольным лаком, то расположить картину нужно вертикально и лицом к свету, соответственно, встав спиной к окну.
Покрываем картину лаком правильно
В подготовленную емкость отливаете немного лака. Чтобы лак равномернее распределялся по поверхности картины, его можно подогреть на водяной бане до 40 градусов.
Далее на середину холста можно налить немного лака и распределять кистью по поверхности, формируя равномерный слой.
Можно брать немного лака на кисть, и, начиная с верхнего левого угла постепенно медленными движениями прокрашивать картину параллельными полосами слева направо, действуя так сверху донизу. Затем из того же угла, идем от левого края к правому, совершая параллельные движения кистью сверху вниз. Далее при помощи сухой кисти по поверхности картины вы равномерно распределяете лак до тех пор, пока кисть не начнет прилипать.
Убрать излишки лака можно, согнав его к краям картины, используя чистую ткань или кистью, смоченной в разбавителе такими же движениями, как и для нанесения лака.
Возвращаться к тем участкам, который уже начали подсыхать не стоит, вы только оставите дополнительные разводы, убрать которые потом будет очень трудно.
Торопиться в работе с кистью не стоит, так как кисть в таком случае захватывает много воздуха, который в виде микропузырьков создаст полосы на картине. Чтобы это исправить нужно будет только смывать лак, и наносить его вновь.
Покрытая лаком работа сразу же получает блеск и освежает цвета. Обычно одного слоя бывает достаточно, чтобы создать защитную пленку, но в некоторых случаях возникает необходимость повторить.
Учтите, что очень толстый слой лака будет давать больше бликов и быстрее потрескается.
Можно красить акриловой краской по масляной краске?
Обычно специалисты не рекомендуют наносить акриловую краску на слишком старое масляное покрытие, так как материалы плохо сцепляются друг с другом. Но такие работы допускаются при условии, если поверхность будет основательно подготовлена. Можно ли красить серебрянкой на масляную краску?
Работа по подготовке поверхности начинается со шлифовки прежнего покрытия, для этого используют наждачную бумагу с мелкой зернистостью. После шлифовки, поверхность тщательно очищают от загрязнения, и пыли, которая образовалась в результате работы, для этого можно использовать пылесос. Затем поверхность обезжиривают, и оставляют для высыхания. Сухую поверхность покрывают 2 слоями раствора на основе акрила.
Но тщательные подготовительные работы не говорят о качественном нанесении акриловой краски на масляную поверхность. Чтобы получить результат, необходимо использовать густой акриловый состав, при разведении с водой пропорции не должны превышать 1 к 1. Если в качестве инструмента для нанесения используют пульверизатор, то необходимо добавлять подходящий разбавитель. От вида этого вещества зависит глянец или матовость поверхности. Иногда масляная краска сильно въедается в поверхность, особенно если используется слишком длительное время, тогда убрать ее невозможно.
При этом используют специальные краски, которые отличаются высокой адгезией, они способны качественно окрасить даже слишком жирную поверхность.
Сушим лак правильно
После нанесения лака работа должна высохнуть, в зависимости от лака, это может занять от нескольких минут до нескольких суток.
Сразу после нанесения ненадолго оставьте картину в горизонтальном положении, чтобы лак не начал растекаться, а затем верните в вертикальное положение, только спрятав лицевую сторону внутрь, чтобы частичкам пыли было труднее на нее осесть. Например, облокотите на стену, лицевой стороной внутрь.
По той же причине не оставляйте картину сохнуть на столе, пыль осядет, как бы аккуратно вы себя не вели.
Постарайтесь создать на период сушки лака комфортные условия, избежать большой влажности и низкой температуры.
Способы нанесения лака на картину
- кистью;
- баллончиком.
Классический способ, чтобы нанести лак на картину – это выбрать подходящую для такой работы кисть. Она может быть как из натуральной щетины, так и из синтетической. И тот и другой вариант имеют место быть.
Главное, чтобы волоски были хорошо скреплены и не выпадали при работе.
Правильная кисть должна вбирать в себя лак и переносить его на поверхность без образования пустот и пузырьков воздуха. Щетина должна иметь форму конуса с расщепленными на кончике волосками. Это нужно для того, чтобы захватить больше лака на кисть и равномернее распределить его по поверхности.
Ширину кисти подбирают по размеру полотна. Для большой работы можно взять кисть шириной около 10 см, для небольшой работы подойдет и 5 см. Щетина не должна быть длинной и стриженой. Короткие и нестриженные волоски лучше вбирают в себя лак и распределяют его более равномерно.
Есть одна закономерность, чем гуще лак, тем короче должна быть щетина на кисти.
При нанесении лака методом распыления из баллончика, расход, конечно, увеличивается, но качество покрытия значительно выше, так как нет полос от кисти, лак ложится равномернее. Очень удобна такая техника, если вы изготовили свою работу в смешанной технике рисования.
Некоторые мастера наносят лак при помощи капронового тампона или просто рукой.
Полезные советы:
- наносите лак тонким слоем при помощи широкой кисти, так как толстый слой может быстрее потрескаться, если возникнет необходимость, то после высыхания первого слоя, картину можно покрывать повторно;
- акриловые лаки сегодня считаются наиболее эффективными;
- обращайте внимание на срок годности, для покрывного лака он не должен превышать 3 месяцев после даты производства;
- работать просроченными лаками не следует и по той причине, что они долго сохнут и на их поверхность из-за этого постоянно липнут частички пыли, а так же становятся заметны разводы от кисти при нанесении. Просроченный лак может и не высохнуть совсем, так и оставив верхний слой постоянно липким.
- если вам стало жалко после работы выбрасывать свою кисть, то ее можно промыть. Для этого используйте хозяйственное мыло и теплую проточную воду. Мыть нужно аккуратно, чтобы не повредить волоски до тех пор, пока пальцами не почувствуете, что она полностью отмылась.
Краски акрилового вида
По сравнению с масляными составами, акриловые краски имеют явные преимущества. Акриловые составы являются экологичными, не выделяют токсических веществ, так как в их составе нет растворителей органического происхождения. Основой такого материала является вода, за счет этого при нанесении практически нет запаха. Также материал отличается большим количеством цветов, и оттенков, это позволяет сделать поверхность оригинальной. Необходимый цвет можно заказать в строительном магазине, и его сделают на месте. Акриловый состав имеет высокую устойчивость к влажности, ультрафиолетовым лучам, и изменению температуры, а также обладает хорошей паропроницаемостью. Таким образом, акриловую краску используют для отделки помещения внутри и снаружи.
Окрашенная поверхность быстро высыхает, всего пару часов. Если сравнивать краски на основе масла и акрила, то последние считаются более долговечными, и устойчивыми к износу. Такие составы считаются универсальными, и используются для создания различного интерьера.
Как хранить покрытую лаком картину
Чтобы картины, покрытые лаком, не склеились, не прислоняйте их лицом друг к другу. Будет намного практичнее, если такие работы будут вставлены в рамки, тогда это обезопасит их от возможных соприкосновений. Так же возможным решением станут картонные перегородки.
Чтобы картина сильно не пострадала, не располагайте ее во влажных помещениях, например, в ванной или на кухне, рядом с открытыми источниками огня, например, над камином, и в других «экстремальных» местах вашего помещения.
Следует следить за тем, чтобы не происходило резких перепадов температуры и влажности, что отрицательно скажется на лаковом слое.
Во время транспортировки старайтесь обернуть картину так, чтобы упаковка не касалась полотна.
Как ухаживать за картиной
Располагайте картину так, чтобы она не мешала проходу и ей никто не смог навредить, это в первую очередь относится к маленьким детям и животным в доме. Отнеситесь с полной ответственностью и к ее креплению, чтобы оно было достаточно надежным.
Прямые солнечные лучи могут изменить внешний вид картины не в лучшую сторону. Поэтому не вешайте ее напротив окна, которое вы часто держите открытым.
Повышенная влажность и перепады температуры так же осложнят хорошее самочувствие картины. Поэтому не крепите картину на внешних стенах помещения, они всегда холоднее внутренних перегородок. Не любят картины и кондиционеры, камины, радиаторы.
Если картина на какое-то время требует хранения, то не располагайте ее сразу на полу, наилучшее решение будет, если сделать небольшой стеллаж, хотя бы 15 см от пола, чтобы не скапливалась влага и была хорошая циркуляция воздуха.
При накрывании картины отдайте предпочтение хлопчатобумажным тканям, а не пленке, которая создаст парниковый эффект и может привести к порче картины.
Для ухода за картиной не нужно использовать абразивные средства, химию и жесткие щетки.
Во время уборки достаточно пройтись по поверхности пушистой (можно перьевой) щеткой без усилий. Не следует использовать для этой цели пылесос.
Несколько раз в год хорошо было бы снять картину и осмотреть ее со всех сторон на предмет возникновения каких либо повреждений.
Если картина имеет рамку из дерева, то следите, чтобы в ней не завелся древесный вредитель.
Совместимость лакированной поверхности с КМ
Перед тем как покрывается краской лакированная поверхность рекомендуется снять старое покрытие. Если же оно плохо снимается или время ремонта ограничено, то краска наносится сверху.
Не каждый краситель можно использовать. Ответ на вопрос какая краска ложится на лак будет первым перед тем как начинается процесс реставрации изделия.
Важно: нитрокраска провоцирует со временем отслаивание старого покрытия. Опять вид поверхности будет испорчен.
Выбирается какой краской можно красить по лаку с учетом типа изделия, места его эксплуатации, для состава важен показатель хорошей цепкости с основанием. Рассматриваются в совокупности другие технические характеристики красителей:
- Водно-дисперсионная силиконовая группа. В качестве растворителя применяется вода, поэтому это экологически чистые материалы. С ними легко работать поскольку обладают высокой эластичностью. Образуется покрытие устойчивое к воздействию воды, моющих средств, различных атмосферных явлений. Рейтинг лучших КМ от производителей: первое место отдано Tikkurila Euro Extra 20, 2,7 л за 1500 рублей; второе место – Caparol CapaSilan, 2,5 л за 2,900 рублей; третье место у Alpina Expert, 10 литров за 2890 рублей.
- Эмалированные алкидные составы. Краска ляжет на лак на открытом воздухе, так и внутри помещения. Поверхность становится насыщенного оттенка. Красители этой группы доступные по цене среднему покупателю. Большой недостаток КМ: при высыхании имеется резкий запах. Производителями предлагаются КМ: Finncolor Garden 30, 9 л за 4800 рублей; Tikkurila Miranol A, 2,7 л за 1899 рублей; Эмаль алкидная Tikkurila Empire для мебели база А, 0,9л за 980 рублей.