Что такое температура цвета и на что она влияет? Понятие теплых и холодных цветов в колористике отличается от общепринятого в изучении точных наук, оно определяет не реальные физические свойства, а восприятие его человеком, влияние на самочувствие и настроение. Хоть эти знания и субъективны, они проверены многолетней практикой в таких сферах, как искусство, дизайн или цветотерапия. Стилисты и визажисты помимо температуры цвета работают с температурой оттенка. Температуру цвета и оттенка часто путают, поэтому разберем их по отдельности.
Температура цвета.
Давно известно о психологическом воздействии цвета на людей и некоторых животных, особенно если окрашены большие площади. Поэтому различать теплый или холодный цвет актуально при выборе цветовых гамм интерьеров.
Этот опыт подкреплен исследованиями. Выяснилось, что холодные цвета понижают, а теплые повышают кровообращение. К примеру, помещение окрашивалось в определенный цвет и людям предлагалось определить температуру. В помещениях, окрашенных в синий и зеленый люди ощущали температуру на 2-3 градуса ниже, чем в помещении, окрашенном в красный и оранжевый. Не случайны обозначения в обиходе холодного синем цветом, горячего — красным на кранах с водой, термометрах и др. предметах. Эти бытовые обозначения еще больше закрепляют температурно-цветовые ассоциации в сознании. Подкрепляют ассоциации и природные явления. Небо, лед, вода, имеют синие оттенки. Солнце, огонь, песок – оранжевые.
Главный критерий – температурные ассоциации
Конечно, первое, что можно принять, рассуждая о происхождении разделения на теплые цвета и холодные цвета, — это природные ассоциации. Желтый, красный, оранжевый – это цвета солнца, огня. Не зря в русском языке есть оборот, объясняющий нагрев металла: раскалить докрасна. Такие температурные изменения цвета можно увидеть в костре или в камине, хотя некоторые газы при горении могут окрашиваться в, казалось бы, холодные цвета: как не вспомнить голубоватое горение бытового газового топлива. И всё-таки синеватые и голубоватые цвета вызывают логичные ощущения прохлады: это цвет неба, воды, льда, снега.
Абсолютная температура цвета.
Разделим цветовой круг на две половины. На верхнем полюсе располагается наиболее теплый цвет – оранжевый. Он считается самым теплым, потому что не имеет холодных оттенков, позже мы рассмотрим это свойство подробней. На нижнем полюсе находится самый холодный цвет – синий. По бокам цветового круга нейтральные по температуре цвета – зеленый и пурпурный. Оба образованы смесью холодного и теплого цвета, зеленый — желтого и синего, пурпурный – красного и синего. Все цвета верхней половины считаются теплыми, а нижней – холодными.
Ахроматические цвета: белый, черный и серый относятся к нейтральным.
Разделение спектра
Великий физик Исаак Ньютон (1643-1727) первым выяснил цветовой состав солнечного света. Луч, пройдя сквозь стеклянную призму, разложился на семь основных оттенков. В дальнейшем научные разработки привели к созданию цветового круга из двенадцати основных цветов, из которых путем смешивания можно получить то цветовое многообразие, что окружает нас, то богатство оттенков, которое издавна вдохновляет живописцев. Это цветовой круг носит имя швейцарского художника и ученого Иоганнеса Иттена (1888-1967).
Цветовой спектр и цветовой круг принято делить на две части — на теплые цвета и холодные цвета: от зеленого к красному цвету располагаются теплые, от голубого к пурпурному – холодные. Зеленый некоторыми считается холодным цветом, другие выделяют для него особое понятие – нейтральный.
Такое разделение всем понятно, все с ним согласны, но об объективности причины такого деления спорят давно, выдвигая свои версии.
Относительная температура. Холодные и теплые оттенки цветов.
Понимание относительной температуры важно при работе с несколькими цветами и цветовой палитрой. Оно помогает, например, передать с помощью цвета пространство и объем на изображении или поверхности.
Кроме оранжевого и синего, все цвета могут быть одновременно и теплыми, и холодными относительно других. С помощью цветового круга определить это также просто, как абсолютную температуру. Теплота снижается по мере приближения к нижнему полюсу и синему цвету, к примеру красный или желтый будут холодней оранжевого, а лимонный или маджента холодней красного и желтого. Тот же принцип действует в повышении теплоты: голубой и фиолетовый будут теплее синего, бирюзовый и пурпурный еще теплее. Темпратурные градации особенно наглядны в аналоговых и нюансных палитрах.
Цвет может быть теплый или холодный не только по отношению другим цветам, но и к собственным оттенкам.
День-ночь, лето-зима
«Температура» цвета явственно связана со временем суток: восходящее, согревающее мир солнце окрашивает небо в пылающую гамму: красные, розовые, оранжевые оттенки, а ночная прохлада явственней чувствуется в голубоватом лунном свете, который придает природному окружению приглушенную и неяркую окраску, хотя вечерняя заря – закат солнца — может также вспыхнуть горячей гаммой.
Интересно, что перед наступлением холодов, в предзимье, теплые цвета лета ярко вспыхивают в огненных красках осени, чтобы смениться голубоватым и синеватым цветом снега, льда и холодного неба.
Итог: определяющий смысл понятия цветовой «температуры» имеет эмоциональная составляющая, что придает ему большую субъективность, хотя согласие с общепринятым делением на теплые цвета и холодные цвета среди всех имеющих дело с цветовыми характеристиками предметов носит глобальный характер.
Холодные и теплые оттенки цветов.
С определением температуры оттенка чаще всего возникают сложности. Такие понятия как холодный красный или теплый красный прочно вошли в обиход, однако не все понимают под ними одно и то же. Во-первых, относительную температуру оттенка часто путают с температурой цвета. Во-вторых, субъективность: нет точного определения, где начинается и заканчивается красный. Между тем, умение определять холодные и теплые тона важно при работе с внешностью человека, например определении цветотипов и подборе индивидуальных цветовых палитр. Это умение можно развить с помощью опыта и понимания несложного принципа.
Любой цвет, кроме оранжевого, может иметь теплые, нейтральные и холодные оттенки. Как определить температуру оттенка с помощью цветового круга?
Берем любой цвет и определяем его границы. Затем находим примерный центр. Оттенки цвета, лежащие со стороны оранжевого, будут теплыми. Со стороны синего – холодные. Промежуточные цвета без примесей теплого или холодного называют локальными или нейтральными.
Возьмем для начала зеленый. Он образован теплым желтым и холодным синим цветами. Холодный или теплый зеленый оттенок получается из-за перевеса синего или желтого. Двигаясь вверх к желтому цвету, мы получим теплые оттенки, вниз к синему – холодные.
Тот же принцип действует при определении других цветов, например, желтого. Приближаясь к оранжевому, цвет теплеет. Спускаясь вниз, желтый приобретает зеленоватый, лимонный, холодный оттенок. Нейтральный желтый не имеет явного зеленоватого или оранжевого отлива.
Оранжевый цвет выделяется особо. Это самый теплый и единственный цвет, который не имеет холодных оттенков. Кроме того, он распространяет теплоту на окружение. Ближайшие цвета: желто-оранжевые и оранжево-красные тоже являются исключительно теплыми.
Красный. Здесь действует тот же принцип: верхние оттенки, подсвеченные желтым, теплые, нижние со стороны пурпурного – холодные.
Пурпурный цвет сам по себе нейтральный, как и зеленый, он образован смесью холодного и теплого цветов. Большая доля красного делает его теплым, синего — холодным. С точки зрения использования в теплых или холодных гаммах это довольно сложный цвет. Отличия теплого пурпурного от холодного красного или холодного пурпурного от фиолетового трудно уловимы. Сложно выделить и локальный пурпурный цвет.
Те же самые трудности с определением границ относятся к фиолетовому. При добавлении красного цвета он теплеет, синего – холоднеет.
Cложность определения температуры оттенка в том, что нет точных и общепринятых разграничений, где кончается теплый оттенок одного цвета и начинается холодный оттенок другого. Нет четких границ и у локальных оттенков. Обычно, когда мы имеем дело с основными цветами: красным, синим, желтым и зеленым это деление понятно интуитивно, разграничить другие цвета помогает опыт.
Синий цвет самый холодный из всей палитры, это антипод оранжевого. Но если оранжевый делает соседние цвета исключительно теплыми и не имеет холодных оттенков, то синий аналогичными свойствами не обладает. Условно можно выделить теплый синий цвет. Некоторые считают, что синий по определению не может быть теплым, однако теплая гамма цветов может содержать и синий, если верно подобрать его оттенок. Его холодные, они же локальные оттенки располагаются посередине, а теплые по краям: с одной стороны синий подсвечен желтым, с другой красным. Эти оттенки будут теплее относительно холодного синего.
Отдельно выделяются сине-зеленые цвета. Здесь теплота-холодность условна и зависит от того, выделять их в отдельную группу со своим локальным цветом или рассматривать в составе зеленых и синих оттенков.
Если считать локальным цветом бирюзовый, то расположенные со стороны зеленого тона будут теплыми, со стороны синего – холодными.
Если считать локальным цветом голубой, те же самые тона будут теплые. Тут в определении цвета задействованы светлота и насыщенность.
Итак, мы подошли к влиянию на температуру цвета светлоты и насыщенности. До этого момента мы рассматривали свойства теплоты-холодности на чистых цветах и один параметр – тон. Но этого мало, так как чаще всего приходится иметь дело со сложными цветами, в которых есть примесь ахроматических, то есть учитывать все три параметра. Светлота меняется с добавлением белого и черного цвета, насыщенность – с добавлением серого.
Свет и тень
Существует интересная температурная зависимость между светом и тенью. Цветовая температура тени будет противоположна цветовой температуре света. Если у нас есть теплый источник света, тени будут выглядеть относительно холоднее. Если источник света является прохладным, тогда цвета, найденные в тенях, будут теплее. Это теплое / прохладное отношение света и тени не имеет большого контраста.
Ниже — пример отношения температуры света и тени. Здесь показаны основные цвета освещенной стороны фигуры в образцах на верхнем ряду, а тень — на нижней. Мы можем видеть, что освещенная сторона фигуры склоняется к более прохладной гамме. Теневая сторона состоит из более теплых коричневых.
Опять же, мы можем видеть влияние цветов, поскольку они размещены в разных средах. Коричневые тени выглядят намного теплее, чем цвета светлой стороны, но когда мы поместим те же коричневые на белое поле, они теряют большую часть того тепла, которое они имеют на картине.
Температура ахроматических цветов.
Чистые ахроматические цвета относятся к нейтральным. Однако, в природе трудно найти абсолютно нейтральные серый, белый или черный, в них всегда есть перевес в какую-либо сторону. Так, холодный или теплый белый цвет получается от примеси других тонов. Желто-красные делают его теплым, синие– холодным. То же самое применимо к серому и черному.
Диапазоны цветовой температуры различных ламп
Лампы разного цвета отличаются собственной температурой, характеристику в кельвинах указывают на коробках ламп. Нуль по шкале относят к безусловно черному цвету.
Предмет получает различные оттенки при нагревании до определенных температурных показателей:
- красный цвет темного оттенка получают нагреванием до 800°К (соответственно, + 527°С);
- яркий красный возникает при 1300 К — (+1072°С), его можно увидеть при нагревании стальных сплавов и металлов;
- оранжевый колер — при 2000 К — (+1727°С), наблюдается на поверхности раскаленного угля;
- желтый 2500 К (+2227°С) — получает солнце при восхождении;
- белый — характеризуется 5500 К (+5227°С), так выглядит солнечный диск в полдень;
- голубой колер возникает при термоядерной реакции — 9000К (+8727°С), его в повседневной жизни наблюдать не получится.
Диапазон ЦТ в зависимости от вида источника света:
- спиральные лампы накаливания (мощность 25 – 100 Вт) ЦТ составляет 2700 – 2900 К;
- галогенные накаливаемые — 2900 – 3100 К;
- люминесцентные: белый теплый — 2700 – 3300 К, нейтральный — 3500 – 4500 К, дневной — 5000 – 6500 К.
Идеально представленное черное тело при нагревании передает лучи разных оттенков. ЦТ лампы считается показатель, до которого нужно раскалить тело, чтобы излучаемый свет имел одинаковый спектр и цвет со значением заданного источника.
Маркировка
Например, в обозначении лампы 860 первая цифра (8) показывает индекс цветовой передачи (Ra), а последующее число говорит о показателях ЦТ.
Надписи на лампах также несут информацию:
- warm white — обозначает тепло-белый колер;
- cool white — применяется для источников с ЦТ 4000 К;
- cool light — ставят на светильниках холодного цвета, ЦТ поднимается до значения 4200 К.
Лампы, у которых значение Ra меньше 80, применяют для комнат со средними требованиями по комфортности и цветопередаче.
Отечественные производители применяют обозначения по ГОСТ 68.25 – 1991:
- лампы дневного света (ЦТ 5000 – 6500 К) подписывают буквами ЛД;
- источники холодно-белого света (4300 – 5000 К) обозначают ЛХБ;
- излучатели белого направления (3300 – 4000 К) — литеры ЛБ;
- лампы теплого белого свечения (2700 – 3300 К) — буквы ЛТБ.
Температура смешанных цветов.
Для наглядности здесь будет удобно вернуться к модели цветового шара и посмотреть на его вертикальный срез. По краям расположены холодный и теплый полюса цветового круга, по центру – нейтральные цвета. Двигаясь от крайних температурных характеристик к середине, цвет приближается к противоположному полюсу и тем самым нейтрализуется. Другими словами, при уменьшении насыщенности, увеличении или уменьшении светлоты, цвет будет смешиваться с нейтральными ахроматическими и сам становиться нейтральным.
Теплая группа – красные, желтые, становятся менее теплыми, их разбавленные оттенки кажутся холоднее.
Разбавление серым и черным цветом быстрее всего меняет характер светлых желтых и лимонных оттенков, они кажутся зеленоватыми и холодными.
Оранжевый цвет не приобретает холодных оттенков, но становится нейтральней. С разбавлением он быстро перестает быть узнаваемым и превращается в коричневый.
Синие и фиолетовые с добавлением белого и серого утрачивают холодные свойства и кажутся более теплыми.
Как видим, с помощью цветового круга легко отличить холодные оттенки от теплых. Трудности возникают с определением сине-красных и сине-зеленых оттенков, здесь все зависит от того, какой цвет считать локальным. Сложные и смешанные цвета сложнее чистых в определении теплоты-холодности. Здесь необходимо различать нюансы и видеть, как один и тот же тон меняется вместе со светлотой и насыщенностью.
Продолжение: удаляющие и приближающие цвета >>
Насыщенность и чистота
Художники учитывают в процессе создания живописных полотен еще некоторые свойства ощущений теплоты или прохлады в цвете. Так, чтобы «повысить температуру» на нужном участке пространства картины опытный живописец применяет менее чистые и менее насыщенные оттенки, которые будут приближаться к ахроматическим белому или серому. Соответственно, более холодными являются самые чистые и насыщенные оттенки.
Такое определение восходит к вопросам психологии: мы считаем более холодным все, что выглядит строже, правильнее, лаконичнее, симметричнее, логичнее и т. д. Более душевное и теплое всегда содержит какую-нибудь неправильность, недоговоренность, незавершенность. Так можно характеризовать не только живопись, но и архитектуру, дизайн, полиграфию и другие подобные отрасли искусства.
Все работает в сравнении
Всегда стоит помнить, что тон, насыщенность и температура оттенков работают в контексте. Возьмите цвет с насыщенностью 50%, и поместите его рядом с другим, насыщенным на 25% — и первый цвет будет выглядеть намного ярче, чем если бы вы поместили его рядом с еще более насыщенным оттенком (например, на 75%).
Хотя в окружении цвета на коже кажутся ярко-оранжевыми, на самом деле они гораздо менее насыщенные. В других местах кожа кажется зеленоватой или сиреневатой, но это опять не так. Работа Николая Фешина.
Температура цвета тоже относительна. Поместите теплый оттенок рядом с еще более теплым — и первый покажется вам куда холоднее, а практически нейтральный серый в окружении теплого оранжевого поголубеет.
Marco Bucci о цветовой гармонии и теплохолодности
Как выглядят помещения, оформленные в тёплых цветах красок
Кто желает ощутить умиротворение от уютной домашней атмосферы, тот должен присмотреться к тонам, дающим ощущение тепла. Разумеется, комната красного цвета вряд ли позволит полноценно расслабиться, скорее, она придаст бодрости. Потому те, кто жаждет релаксации, должны подбирать расцветки комнат отдаляясь от красного цвета по палитре.
Жёлтый и оранжевый
Жёлтый цвет готов поделиться своими добрыми, согревающими душу, лучами. Если продумать интересные сочетания, то можно заметно повысить свою работоспособность и ощутить прилив творческих сил.
Яркий оттенок кого-то сводит с ума, а кому-то счастье находиться в такой солнечной комнате
Цвета мандарина и апельсина тоже солнечные, летние. От оранжевых помещений всегда веет позитивом.
Оранжевый цвет может быть умеренным
Если жёлтый или оранжевый оттенки нужно смягчить и сделать не такими эффектными, то краску разбавляем белым цветом.
Бежевый и персиковый
Бежевый, несмотря на свою теплоту в интерьере, может выглядеть и нейтральным тоном, который действует умиротворяюще и успокаивающе. Есть варианты, где беж солирует или выделяется лишь в деталях.
В любом дизайне бежевый всё равно сыграет определённую ему роль
Персиковые тона разнообразны
Персиковый выбирается там, где не хватает одновременно нежности и приятной яркости. Оттенки этого цвета могут быть непритязательными и ненавязчивыми и игривыми.
Совет! Тому, кто испытывает сложности с отсутствием аппетита, хорошо обедать в персиковой кухне.
Статья по теме:
Бежевый цвет в интерьере: фото; особенности отделки стен, пола, потолка в цвете беж; восприятие бежевых оттенков в интерьере; сочетание бежевого с белым, розовым, салатовым, фиолетовым, голубым и коричневым; бежевый в классике, модерне, провансе, кантри и минимализме.
Красный и кофейный
Красный прочно ассоциируется с чем-то страстным, любовным, горячим. Это цвета лидера, силы, стойкости. Кажется, что оттенки красного согревают помещение и будоражат душу.
Это романтичный оттенок в комнате
Можно не делать помещение ярко-красным, а выбрать более мягкие его оттенки. Главное, не перенасытить пространство излишней яркостью. Цвета кофе стабилизируют настроение, работая в качестве антидепрессантов.
Кофейная обстановка уютна, в меру элегантна и позитивна
Выбор светильников для дома
В рабочем кабинете ЦТ должна приближаться к естественному свету. Если при дневном освещении работоспособность человека принять за 100%, при оранжевом и красном показатель будет самым низким — 76%. Голубой цвет повысит значение до 78%, зеленый — до 92%.
Рекомендации по выбору цветового режима освещения по назначению помещения:
- гостиная комната — для общей люстры — 2800 – 4200 К, местные светильники — 2400 – 4200 К;
- в спальнях, соответственно, 2400 – 3200 к и 2400 – 3500К;
- зоны коридоров, прихожих — 3200 – 3500 К и 3500 – 5500 К;
- детские помещения для сна и игр — 2800 – 3200 К и 2800 – 3500 К;
- кухни — 2800 – 3200 к и 3500 – 5500 К;
- классы занятий, художественные мастерские — общие светильники с ЦТ 3200 – 4500 К;
- зоны для расслабления и отдыха — 2200 – 3200 К и 2200 – 3000 К.
Для офисов подходит ЦТ 4000 – 6500 К, такие показатели используют для общих светильников на потолке и индивидуальных ламп у каждого стола. На складских площадях устанавливают лампы 3200 – 6000 К, в производственных помещениях, цехах — 4000 – 7000 К.
Теплый свет
Такой тип освещения сравнивают с утренним восходом солнца. Приятный цветовой диапазон используют в помещениях чаще всего, т. к. он создает комфортные условия.
Действие теплого света:
- расслабляет, успокаивает после работы, располагает к непринужденности;
- создает мягкую атмосферу для релаксации, меняет восприятие красок;
- в этом световом диапазоне кремовые, красные, коричневые, бежевые колеры становятся интенсивнее;
- объекты холодных оттенков меняют тон на более темный, например, голубой — становится зеленоватым, синий — тускнеет, темно-синий чернеет, а фиолетовый — получает красноватый тон.
Лампочки теплых цветов применяют в комнатах с поверхностями и меблировкой аналогичной гаммы. Эффективно работают теплые лучи в небольших зонах, а просторные помещения могут визуально уменьшиться, показаться малоосвещенными.
Холодный свет
Идеально подходит для работы, поэтому такие источники света устанавливают в кабинетах, рабочих уголках, над компьютерными столами, в местах, где рисуют, шьют.
Действие холодных оттенков:
- концентрирует внимание, тонизирует мозговую активность, ускоряет восприятие информационных потоков;
- большой объем лучей синего спектра может быть неприятен, поэтому их применение ограничивается рабочими зонами;
- светильники с такими лампами подчеркивают пространство большой комнаты, зеленые колеры приобретают изумрудный оттенок, бежевые, коричневые, красные — тускнеют.
Холодный свет подходит для стиля хай-тек, минимализма, конструктивизма, выделяет металл, блестящий пластик, хромированные плоскости.
Нейтральный свет
Источники света с такими параметрами (около 4000 К) не искажают восприятие цветов, не меняют размеры помещений, не подчеркивают определенных материалов. Настроение людей не меняется, поэтому их рекомендуют для любых помещений в доме.
Особенности нейтрального цвета:
- не создает нагрузки на зрение;
- полезен в местах, где женщины наносят макияж перед выходом, чтобы не искажать образ;
- применяют в качестве общего освещения помещений, где отдельные зоны могут подсвечиваться в другом цветовом диапазоне.
Помимо бытовых нужд, лампы с нейтральным потоком лучей подходят для цехов, офисов, магазинов и других помещений социальной сферы.
Влияние ЦТ на эмоции
Глаза людей за многие годы привыкли к мягкому белому цвету лампы накаливания со спиралью. Такая привычка не означает, что подобное сочетание относится к наилучшим вариантам. Например, мягкий белый свет собирает теплые оттенки из комнатного интерьера, изменяют принципы цветопередачи.
Влияние цветов на эмоциональное состояние:
- красноватые гаммы возбуждают, активизируют функциональность, усиливают работоспособность мышц;
- желтые цветовые спектры расслабляют, успокаивают;
- синий, зеленый помогают сконцентрироваться на выполнении задач, усиливают аппетит;
- переизбыток холодных пурпурных колеров (фиолетового, лилового и т. п.) может вызывать депрессивное состояние.
Кажется, что свет бесцветный, но естественное и искусственное освещение отличаются оттенками. Зимой присутствуют голубые тона, холодные оттенки, а летом чаще проявляется нейтральная гамма.
Цветовая температура в фотографии и кино
Пленку для фото выпускают в определенных цветовых параметрах для фиксированных источников излучения. Слайды и негативы делают сбалансированными для работы днем при свете 5600 К, если применяют лампочки накаливания (2700 — 2900 К), то используют материал для вечерних съемок.
С изобретением маскировочных пленок их стали разнообразить под среднюю ЦТ 4500 К, появилась возможность коррекции при печати фотографий. Такие образцы пригодны для работы фотографа при разном освещении. Съемка на обращаемой пленке не позволяет исправлять конечное изображение, поэтому пленку для телевизионных новостей и слайдов выпускают для определенных источников с выбранной длиной волны.
Цветовые фотоаппараты автоматически распознают ЦТ, переустанавливает параметры в зависимости от сюжета и местности. Иногда цветовые показатели переопределяют при обработке фото, но такие процессы снижают качество цветовой передачи изображения.
Поговорим о цветовых сочетаниях в интерьере разных комнат
Цветовые решения в интерьере составляют основу дизайнерского искусства: цвет решает всё. Сюда накладывается и восприятие красок человеком, поэтому помним, что даже малейшая смена оттенка меняет интерьер.
Гостиная и прихожая
Гостиная имеет большое значение там, где собираются семьями и дружеским кругом. Если в гостиной не будет комфортно, то и теряется всё смысловое значение помещения.
Кофейный и салатовый оттенки могут сделать гостиную одновременно ярче и спокойнее
Холодные цвета помогут визуально сделать пространство шире
Тёплые тона меняют картину
Статья по теме:
Интерьер зала в квартире фото.В отдельной публикации вы можете узнать об основных направлениях оформления зала в квартире с подборкой фото.
Прихожая не всегда просторная и светлая, поэтому здесь нужно не ошибиться с выбором цвета.
Свет в прихожей может быть выражен в цвете
Можно подбирать мягкие оттенки
Статья по теме:
Дизайн прихожей в частном доме: фото цветовых решений, самые популярные стили оформления, отделка пола и потолка, как правильно подобрать мебель, освещение, удобные мелочи — читайте в публикации.
Спальня и детская комната
По своему значению спальня должна способствовать отдыху и расслаблению. Здесь ориентируемся на собственные цветовые ощущения: если кому-то комфортно засыпать с бордовыми стенами, значит, такова особенность этого человека.
Рекомендовано подбирать пастельные тона, которые можно разбавить какой-нибудь стороной спектра
Акценты, ровные тона и простое решение
Статья по теме:
Дизайн спальни: фото-идеи для комнат разной площади, какой стиль выбрать, тонкости использования цветовой палитры; как правильно подобрать обои, мебель, шторы — читайте в публикации.
А как распределяют холодные и тёплые цвета для детей?
Детям, которые очень подвижны, не помешает снизить свою активность холодной цветовой гаммой, а тем, кто сам по себе спокоен, подойдёт противоположная сторона спектра.
Нежность не свойственна детским сердечкам
Дети любят яркие комнаты
Кухня и ванная
В кухне хороши те оттенки, от которых просыпается аппетит и хорошее настроение.
Это приятные тона жёлтого, оранжевого, салатового
Никто не призывает подбирать ярко-кислотные цвета. Можно просто что-то выделить из мебели, или взять не яркие оттенки
Цвета для ванной могут быть любыми, можно остановиться на двух-трёх приятных для себя и домочадцев оттенках, расставив акценты
Любителям освежающих тонов Холодноватый зелёный и свежесть ванной хорошо сочетаются