Холодная сварка – достаточно универсальный способ осуществления ремонта различных изделий из металлов, особенно если такой ремонт необходимо осуществить быстро и в короткие сроки ввести изделие снова в эксплуатацию. Не являются исключением и случаи с трубами и радиаторами отопления, когда они неожиданно дают течь. В этом случае холодная сварка может стать хорошим подспорьем при выполнении ремонтных работ в тот период, когда отопительный сезон не закончен, либо когда возникла необходимость срочно осуществить ремонт практически без остановки процесса отопления жилого или нежилого помещения.
В настоящее время встречается достаточно большое количество различных вариантов холодной сварки, которая может использоваться для разных видов материалов. По своему виду холодная сварка – это специальный клеящий состав, в котором могут присутствовать различные примеси или наполнители в зависимости от тех видов металлов, которые будут соединяться с помощью данного состава.
Холодная сварка – что это, применение для системы отопления
Технология склеивания металлов использовалась еще в древности, в результате создавались неразъемные соединения без риска окисления деталей. Под холодной сваркой понимают технологический процесс соединения изделий без дополнительного нагрева, в результате чего их поверхности подвергаются пластической деформации. Последняя разрушает пленку окислов, которая не ранее не давала металлам состыковаться. Сварка происходит в короткий промежуток времени в результате схватывания. На вид этот клеящий состав напоминает шпаклевку, производится на основе эпоксидной смолы.
Сейчас холодная сварка широко применяется для соединения таких металлов:
- чугун;
- сталь нержавеющая;
- медь;
- олово;
- алюминий;
- никель;
- свинец.
При помощи сварочного клея можно производить ремонт стальных и алюминиевых батарей, чугунных радиаторов, биметаллических радиаторов. Полимерные изделия для трубопровода тоже допустимо заварить таким способом. Речь идет о пропиленовых трубах, которые применяются для монтажа системы отопления. При точном соблюдении технологии возможно заклеить трубу, стояк, радиатор с любым дефектом, хотя прочность стыка будет несколько уступать таковой после электродуговой сварки.
Ремонт протечки своими руками
Канализационные, отопительные, а также водопроводные системы большинства квартир и частных домов в основном состоят из стальных и чугунных водопроводных труб. Всем известно, что и сталь, и чугун – сплавы на основе железа, которые с течением времени поддаются коррозии. Поэтому иногда возникают ситуации, связанные с протеканием труб из-за повреждений такого рода. В других случаях трубы могут дать течь в результате механического воздействия или неправильной эксплуатации. Такие ситуации подстерегают и владельцев трубопроводов, смонтированных на основе труб из пластика.
Если прорвало трубу, не стоит поддаваться панике, достаточно знать простейшие способы устранения таких неисправностей.
Состав холодной сварки
Клей для металла и пластика производится из эпоксидной смолы – полимера, имеющего высокие прочностные характеристики. Именно эта смола отвечает за однородность, пластичность массы, способность заделать даже минимальные трещинки и заполнить ямки. Эпоксидка может загустеть только при контакте с отвердителем, который идет в комплекте (в некоторых средствах он находится в твердой форме, активируется после попадания на воздух и перемешивания).
В составе холодной сварки есть различные наполнители, оптимизирующие технические свойства: стальной порошок (упрочняющая добавка), сера, пластификаторы. При ремонте радиаторов нужно обязательно обратить внимание на такие добавки, они обязаны быть в замазке.
Как работать?
- Место нанесения тщательно очищается и обезжиривается. Поверхность станет шероховатой после применения крупнозернистой наждачной бумаги.
- Для того чтобы состав не прилипал к рукам, рекомендуется смочить их водой.
- Перед тем как приступить к работе, тщательно изучить инструкции. Особое внимание обратить на температурный режим и время высыхания клея.
- В заранее подготовленную емкость выдавить субстанцию в пропорции 1:1. Смешивать до получения однородной по цвету и вязкости массы.
- Клеем покрывают обе обрабатываемые поверхности и прижимают. Излишки удаляют тряпочкой смоченной в ацетоне.
- Деталь должна находиться в состоянии покоя от 5 до 60 минут (время первичного засыхания).
- Изделие полностью высохнет через 12 — 24 часа.
Пример применения холодной сварки — в видео:
Разновидности сварки
Все средства, относящиеся к данному виду, делятся на пластичные и текучие. Последние обязательно являют собой двухкомпонентные смеси – один флакон содержит эпоксидную смолу с добавками, второй – отвердитель. Пластичные массы реализуются в тюбиках, флаконах, баночках, ими можно замазать трубу или радиатор без разведения. Масса на вид напоминает пластилин, состоящий из двух брусочков, которые нужно перемешать между собой путем разминания пальцами. Есть возможность отделить небольшой кусочек массы, а остальную часть сохранить до следующей необходимости.
Способы использования
Для ремонта труб нужно приготовить все необходимое – само средство для сварки, ацетон или спирт, наждачку, ветошь и зажимы. Методика заделки радиаторов несколько различается в зависимости от типа сварки – жидкой или пластичной. Важно подобрать подходящее средство, которое годится для труб, находящихся под давлением (металлических или полипропиленовых). Далее надо подготовить, смешать материал, причем с жидкими средствами следует работать быстрее.
Способы применения сварки:
- простое заклеивание дефекта кусочком массы, расплющенной и размятой пальцами;
- использование специальных стекловолоконных тканей, нитей для смачивания эпоксидкой с последующим заматыванием резиной, проволокой или без такового;
- наклеивание на крупный дефект с покрытием металлической заплаткой.
Если течь сильная, можно своими руками сделать состав еще более прочным. Нужно взять любую алюминиевую или бронзовую деталь, немного сточить ее над бумагой, получив металлический порошок. Его нужно добавить в эпоксидную массу, которой потом пропитать витки нитей или ткани.
Температурные показатели смеси
В зависимости от точного состава и конкретного от производителя, температурный диапазон применения сварки может сильно варьироваться. Большинство средств выдерживают замораживание, например, клей Mastix не утратит свойств даже при — 60 градусах. Подавляющее количество дешевых эпоксидок работает только до +150 градусов, потому для сварки радиаторов и труб отопления их использовать можно (работа теплосети обычно осуществляется при +95…+110 градусах).
Более качественные средства выдерживают до +260 градусов, но есть и высокотемпературные смеси – их применяют даже в экстремальных условиях (до +1300 градусов). Хотя нет смысла тратиться на приобретение таких средств, можно купить простой низкотемпературный состав.
Дыры в полимерных магистралях
Течь в пластиковой трубе случается крайне редко, устранять её нужно такими методами:
Если авария произошла в зоне фитингов, их просто подтягивают. Можно дополнительно использовать герметик
Важно не переусердствовать, чтобы полимер во время затяжки не лопнул. Полипропиленовые муфты придется перепаивать с помощью специального оборудования. Если трещина образовалась на прямолинейном участке, его придется вырезать и заменить
Для ПВХ элементов используют фитинги. Для полипропилена — метод сварки.
Важным условием в устранении аварийных ситуаций водопровода, отопления является осторожность и компетентность мастера. Если опыта в таких работах нет, лучше воспользоваться услугами профессионального сантехника
https://youtube.com/watch?v=6SrQF0a8G2I
Преимущества и недостатки
Технология позволяет устранить течь трубы с высокой надежностью. Данная процедура безопасна в выполнении, чего нельзя сказать об обычной сварке. Прочие преимущества таковы:
- удобство, легкость методики даже для новичков;
- отличное качество шва, которое зависит, преимущественно, от типа материала, а не от скорости работы;
- отсутствие необходимости в покупке специальных инструментов, оборудования, техники и дорогостоящих материалов;
- минимум энергозатрат;
- противопожарные, противовзрывные свойства эпоксидки;
- низкая стоимость ремонта;
- доступность холодной сварки – клеи продаются в любом магазине.
Минусы у технологии тоже есть. Сварка такого типа не рассчитана на слишком высокие нагрузки – давление, сильный нагрев. Поэтому при серьезном дефекте трубы или радиатора лучше применять горячую сварку или менять участок полностью. Важно соблюдать меры подготовки – в противном случае качество сварного шва снизится. Долговечность холодной сварки ниже, чем у стандартного сваривания – отремонтированные трубы не прослужат много лет, а потребуют нового ремонта. По сути, такой ремонт считается специалистами временной мерой.
Плановое обслуживание
Все перечисленные методы большей частью применяются зимой, когда необходимо срочно что-то сделать. В теплый период года можно провести плановое обслуживание стояков и батарей, чтобы зимой не возникало протечек. Батарея полностью снимается со своего места и раскручивается на секции. Все резьбовые соединения очищаются от старого уплотнителя. Ниппели при необходимости заменяются на новые. Межсекционные прокладки также полностью заменяются. Обнаруженные свищи завариваются или запаиваются, и батарея устанавливается на свое место. В видео ниже можно посмотреть другие способы ликвидации течей.
Виды и производители
Обычно сварка холодным методом применяется, когда финансово нецелесообразно использовать горячий способ либо это затруднительно. Такие ситуации случаются при появлении минимального дефекта, повреждении габаритного изделия, риске серьезных внутренних напряжений в трубе.
Для ремонта можно применять следующие типы средств:
- универсальные – применяются для заклейки металла, пластика, камня, дерева, стекла, бетона и большинства иных материалов;
- автомобильные – если на материале указано, что он выдерживает высокие температуры, то использовать его в ремонте труб разрешается;
- для пластика – обычно термостойкость подобных средств достигает +260 градусов и выше, потому они тоже пригодны для работ.
Не годятся средства с пометкой «для дерева», «для сантехники». Они, как правило, не являются термостойкими, да и качество сцепления будет ниже. Лучше найти конкретную сварку для работы по металлу, пластику с четким указанием температурного режима. Есть даже суперводостойкие средства для работы под водой, их тоже можно использовать для холодной сварки.
Отечественные составы стоят дешевле импортных, но по качеству не уступают последним. Только не стоит брать самую дешевую сварку, она наверняка даст низкое качество сварного шва. Самыми востребованными средствами считаются такие:
- Hi-Gear. Универсальный клей, его часто покупают владельцы авто для заклеивания элементов, подвергающихся серьезным нагрузкам. Такой клей поможет устранить любую течь системы отопления.
- «Титан». Годится для любых материалов, не портится от воздействия воды и высоких температур.
Также спросом пользуются сварки ABRO, «Полимет», «Алма», Wurth Liquid, Permatex Cold Weld.
Чем устранять течи в отопительной системе дома
В многоквартирном доме до того, как ликвидировать утечку из отопительной трубы, необходимо информировать работников Управляющей компании. Они должны сами исправлять сложившуюся ситуацию. Но до их приезда горячая вода может испортить мебель, напольное покрытие, предметы интерьера.
Можно предпринять самостоятельные действия для минимизации последствий аварии:
- Перекрыть подачу горячей воды. Если в квартире нет центрального вентиля, можно спуститься в подвал и руководствуясь рекомендациями работников Управляющей компании закрыть этажный кран.
- После остановки воды установить временный хомут или холодную сварку.
- Проверить надежность соединения и включить отопление.
Такие же действия подойдут для владельцев автономного отопления. Только ремонт они должны сделать собственными силами.
При появлении течи в трубе, независимо от причин, не следует паниковать. Необходимо продумать все последующие шаги – перекрытие подачи воды, выбор метода временного или капитального ремонта трубопровода. Если вы не уверены в качестве самостоятельного устранения течи, рекомендуется пригласить специалистов для капитального решения проблемы.
Инструкция для холодной сварки труб
Для начала нужно качественно подготовить основание. Для этого все участки, на которые будет наноситься смола, очищаются от ржавчины, грязи, старой краски. Обработать их можно наждачкой, чтобы сразу убрать все загрязнения. Слишком стараться не следует, иначе на поверхности останутся глубокие царапины. Зато мелкие потертости будут кстати – они усилят адгезию. Непосредственно перед свариванием детали надо обезжирить растворителем (обычно ацетоном) или помыть с моющим средством. Если есть возможность, нужно просушить стыки феном для волос – нагрев улучшит сцепление.
Клей готовят в зависимости от инструкции. Для изготовки жидкого клеящего состава в смолу добавляют строго отмеренное количество отвердителя. Время жизни состава также указано в инструкции, далее начинается его полимеризация. Обычно период равен 10-15 минут или чуть больше. Немного продлить это время можно путем охлаждения средства.
Пластилинообразные мастики готовят путем разминания руками, предварительно надев перчатки и намочив их водой. От стержня следует отрезать нужное количество материала, остальную массу убрать. Резать надо только строго поперек, иначе соотношение эпоксидки и отвердителя будет неверным. По мере готовности цвет массы станет равномерным, при этом она нагреется из-за выделения тепла.
Ремонт осуществляют таким образом:
- нанести клей на место будущего стыка, прямо в пробоину, чтобы обеспечить проникновение массы вглубь;
- второй вариант – намотать стеклонить, стеклоткань, покрыть жидким составом, уже начавшим немного густеть;
- разгладить средство снаружи маленьким шпателем или иным плоским приспособлением, немного смочив его в воде;
- в течение нескольких минут можно менять положение смеси;
- если пробоина слишком большая, на нее придется посадить металлическую заплатку (прямо на холодную сварку);
- зафиксировать участок на 15-60 минут в зависимости от указаний инструкции, применяя зажим;
- по возможности, нельзя подвергать соединение интенсивным нагрузкам в течение 1-24 часов, хотя для большинства сварок достаточно 1-1,5 часов.
Если ремонт проводится в помещении с низкой температурой, клей надо скатать в шарик и позволить массе внутри прогреться до +40…+50 градусов. Время выдерживания шарика не должно быть больше времени жизни смеси (обычно его не держат более 4 минут). Для эффективного прогревания шарика его надо делать массой не меньше 50 г. Нужно помнить, что для ремонта сложных соединений и узлов лучше сразу воспользоваться горячей сваркой или заменить детали, холодный стык может оказаться ненадежным.
Меры безопасности
После высыхания материал является безопасным для человека, но при работе с ним надо соблюдать осторожность. Все работы проводят в перчатках, не допуская прямого контакта эпоксидки с кожей. Нельзя пользоваться для резки смолы ножом для пищевых продуктов. При контактировании с массой кожу промывают водой с мылом.
Как устранить течь в полипропиленовой трубе наиболее эффективными способами
1. Устранение течи в полипропиленовой трубе при помощи холодной сварки
С помощью холодной сварки можно соединять практически любые материалы, начиная от дерева и заканчивая мрамором и керамикой. Но в данном случае нас больше интересует именно герметизация труб из определённого материала. Как с помощью метода холодной сварки устранить течь в полипропиленовой трубе? Вот пошаговая инструкция:
- Подготовьте место ремонта.
Для этого уберите с поверхности трубы всю грязь, обезжирьте её и обработайте наждачной бумагой.
- Подготовьте полипропиленовую заплатку,
которую собираетесь наложить на трещину в трубе. Размеры заплатки должны быть больше отверстия, а обработать её нужно точно так же, как и поверхность трубы.
- Приготовьте раствор холодной сварки.
Чтобы всё сделать правильно, внимательно прочитайте инструкцию на упаковке. После того, как вы разомнёте смесь (если это требуется), она должна немного нагреться и приобрести некоторую пластичность. Разминать состав можно только в резиновых перчатках.
- Готовую смесь сразу же нанесите на обе поверхности, приложите заплатку к трубе.
Если нужно, зафиксируйте с помощью жгута или струбцины.
- Подождите около часа
– именно столько времени нужно для того, чтобы смесь затвердела. После этого можете обработать её запланированным ранее способом: например, покрасить. Но воду по такой трубе пока пускать нельзя. Дело в том, что максимально прочной смесь станет только спустя сутки после её применения.
- Если после работы осталось какое-то количество смеси,
совсем необязательно от неё избавляться. Заверните в полиэтилен и оставьте до лучших времен.
2. Устранение течи в полипропиленовой трубе при помощи герметика
Использование герметика для устранения течи – это не полноценная починка трубы, а лишь временное решение возникшей перед вами проблемы.
Ещё раз нужно напомнить о важном моменте. Каким бы способом вы ни собирались устранить течь в полипропиленовой трубе, трубу сначала в обязательном порядке нужно подготовить к ремонту
А именно следует провести обезжиривание и зачистку всех нужных поверхностей
Особое внимание уделите стыкам полипропиленовой трубы и фитинга.
Герметик для устранения течей может быть разных видов:
- Нейтральный.
Подходит не только для полипропиленовых труб. Однако чтобы его нанести, вам понадобится монтажный пистолет.
- Кислотный.
Если трубы в квартире не отличаются прочностью, то для ремонта он будет совершенно бесполезен.
- Силиконовый.
Так же, как и нейтральный герметик, силиконовый обладает универсальными свойствами. Его основное «поле деятельности» – раструбные стыки канализационных труб.
3. Заклейка протекающего участка полипропиленовой трубы
Перед началом заклейки, как и во всех предыдущих случаях, полипропиленовую трубу нужно подготовить к ремонту. После зачистки трубы неплохо было бы её просушить, хотя бы даже простым феном.
После этого выбираем материал, из которого будем делать бандаж для трубы. Это может быть пластик или стеклоткань (главное, чтобы ремонтный материал можно было приклеить к полипропиленовой трубе с помощью эпоксидного клея). Если для устранения течи вы намереваетесь использовать стеклоткань, то учтите: трубу ей нужно обматывать не менее чем в пять оборотов.
По ширине к такой заплатке тоже имеются определённые требования: она должна быть размером минимум в полтора диаметра полипропиленовой трубы. Нанесите клей на бандажный материал, обмотайте им трубу, давшую течь, а потом прижмите заранее подготовленными хомутами.
Прежде чем пускать по трубе воду, нужно дать клею высохнуть. Время ожидания зависит от типа клея, но обычно при комнатной температуре он сохнет не менее суток. Если же температура окружающей среды около 15 градусов, то времени на это понадобится в два-три раза больше.
Читайте материал по теме: Какой полипропилен лучше для отопления: выбираем фирму, цвет, материал
Починка чугунного и других видов радиаторов
Работа с радиаторами аналогична заклеиванию дефектов на трубах. Поверхность очищают, обезжиривают. Можно для этой цели применять спирт, нанося его ватным тампоном. Далее берут шарик смолы примерно 2 см диаметром, разминают его, смешивая компоненты. Прижимают смолу к месту повреждения, разглаживают, удерживают ветошью или зажимом.
Обычно на полимеризацию хватает 30-40 минут, но использовать батарею лучше спустя сутки, не раньше. Естественно, подача воды перед ремонтом должна быть отключена. Если требуется удалить свищ, нужно взять стеклоткань и жидкое средство, обмотать участок и надежно проклеить его.
Холодная сварка – отличная временная мера до завершения отопительного сезона. Она поможет устранить течь трубы или радиатора быстро и без хлопот!
Основные причины возникновения протечек на трубопроводах
Свищ — это точечная коррозия на одном из участков металлического трубопровода. Чаще такие явления характерны для чугуна и стали. К сожалению, время берет свое, и ржавчина просто разъедает металл местами. Как результат — через образовавшиеся дыры утекает вода, образуются подтопы.
Первые признаки будущего свища — коррозийные наросты на поверхности трубы или вздутая в этих местах краска. Основными причинами дыр являются:
- активное воздействие ржавчины на металл изнутри или снаружи;
- нарушенная технология монтажа магистрали – особенно слабыми в этом плане являются стыки, сварные швы;
- частое механическое воздействие на линию – сильные удары, случайные частые касания со временем приводят к разгерметизации труб.
- резкие, частые внештатные перепады давления в системе.