Гипсовый декор разнообразен, что позволяет использовать его в интерьерах любых стилей, размеров и назначений. Чтобы украсить дом рельефным декором необязательно приобретать готовые элементы или заказывать в мастерских. Работать с алебастром нетрудно, достаточно изучить технологию и особенности материала. Из статьи вы узнаете, как сделать лепнину из гипса своими руками.
Когда мы видим замысловатые рельефные украшения, то сложно поверить, что это под силу сделать самостоятельно в домашних условиях. Секрет заключается в том, что такой декор не вылепливают, а отливают в специальных паттернах. Вылепить из алебастра изящную фигуру доступно людям с художественными навыками. Остальным создать изделия из гипса своими руками в домашних условиях помогают дополнительные приспособления. Они значительно облегчают процесс получения декора.
Как выбрать материал?
От правильно подобранного сырья зависит внешний вид и долговечность украшения. Специалисты рекомендуют использовать алебастр марок от Г5 до Г25. Для крупных произведений подойдут марки от Г4 до Г7. Порошок продается в сухом виде бумажными мешками объемом от 5 до 30 кг. Чтобы изделия из гипса своими руками были белыми и прочными, рекомендуется закупать сырье в крупных строительных магазинах или на специализированных рынках.
Упаковки алебастра
Совет! Приобретая гипс на развес, убедитесь, что там нет примесей песка, слежавшихся комочков. Цвет должен быть однородный, помол мелкий.
Некоторые производители выпускают сырье с пометкой «для художественной лепнины». Произведения из него отличаются повышенной белизной. Он мелкофракционный, прочный, с большой скоростью застывания.
В отделах для рукоделия или строительных магазинах продаются специальные гипсовки – емкости для заливания смеси в модели. Раньше использовали резиновые мячи, разрезанные пополам. Сжимая один край гипсовки, удобно заполнять содержимым детали шаблона.
Подготовительные мероприятия
Лепнина из гипса своими руками в домашних условиях создается поэтапно:
- Определить размеры, модель будущих украшений. Необходимо спланировать, в какой части комнаты будут располагаться элементы. Габариты, дизайн декора должны гармонично дополнять стиль помещения.
- Сделать бумажный эскиз во всю величину. На основании рисунка вылепить из строительного или художественного пластилина модель рельефного украшения.
- Заказать прототип будущего произведения можно в мастерской, купить полиуретановый аналог.
- Изготовить оттиск на основе полученного образца.
- Отлить изделие и обработать его.
Совет! Не следует устанавливать крупный сложный лепной декор в маленьких помещениях. Он будет смотреться неуместно, утяжелять пространство. Лучше отдать предпочтение лаконичным образам небольших размеров.
Прежде чем приступить к производству, необходимо подготовить место. Хорошо, если это будет отдельное помещение — гараж или мастерская. При отсутствии такой комнаты, когда работы будут проводиться в жилом помещении, близлежащие поверхности необходимо закрыть пленкой, чтобы уберечь от грязи пыли.
Для работ потребуется стол или другая поверхность, соответствующая размерам элементов. Важно, чтобы столешница была абсолютно ровной, горизонтальной. Этого можно добиться с помощью уровня.
В процессе создания потребуются инструменты и материалы:
- строительный пластилин;
- мерный стакан;
- гипсовка;
- шпатели разных размеров;
- канцелярский нож;
- узкая кисточка;
- силикон;
- разделительная жидкость, силиконовое масло, обычное мало или мыльный раствор;
- малярная сетка или марля.
ЭСКИЗ
Первым делом разрабатывается эскиз, всегда делаю несколько, первый всегда плохой), а так же для возможности выбора для заказчика. Я предложила 3 эскиза с разными вариантами компоновки цветов, ветки и птички, а так же с разным размером цветов. Остановились на втором варианте, но его пришлось доработать, т.к в первых набросках я не учла, что у всех цветов одинакового размера серединки для организации подсветки. Очень интересная задача — сделать красоту функциональной
Изготовление формы
Чтобы гипсовая лепнина своими руками выглядела красиво, необходимо подобрать или сделать самому правильную матрицу для отливки. На это не следует экономить ни средств, ни времени. Дешевые шаблоны растягиваются, имеют неточности, могут порваться. Высоким качеством, стойкостью обладают металлические паттерны. Стоят они в разы дороже, делают их, как правило, на заказ.
Для домашнего создания шаблона подойдет силикон. При обращении с ним нужно учитывать особенности:
- менее прочные, чем металлические;
- состав плохо растекается по заготовке.
Эти проблемы решаемы. Для большей прочности под силиконовый шаблон делают каркас из алебастра или другого жесткого материала (пластик, дерево). Чтобы гипсовый раствор легче распределялся по оттиску, последнюю смазывают жидкостью, которая улучшает скольжение.
Готовую модель покрывают силиконом с помощью кисточки. На этом этапе важно не допустить пузырьков, что приведет к появлению неровностей на гипсовом декоре. После нанесения первого слоя делают армирование — укладывают марлю, затем повторяют еще 2-3 раза. Толщина силикона должна быть 3-5 мм. Марлю не следует натягивать, чтобы при сжатии она не деформировала изделие. Каждый слой силикона сохнет 2-3 часа.
После окончательного высыхания силиконовую заготовку снимают с модели. Для большей устойчивости сооружают каркас или основание. Первый делают из досок по размерам заготовки. Второе отливают из алебастра. Оно повторяет очертания силиконового шаблона и не позволяет ей изменяться при заливке гипса.
Снятие силиконовой формы с модели
Совет! Для небольших лепных единиц подойдут готовые силиконовые болванки, предназначенные для создания мыла, свечей, кондитерских изделий. Они представлены в широком ассортименте в отделах для творчества.
ТРАФАРЕТ
Чтобы лепнину сделать в натуральную величину в точности, как на эскизе, необходимо распечатать его с этими размерами. Можно, конечно, и нарисовать, но это намного дольше и погрешность будет в рисунке. Как делала я: 1. сфотографировала маленький эскиз, 2. отсканировала, 3. в фотошопе кадрировала по границам карандаша и изменила на нужный размер шириной в 150 см, 4. Создала новый документ формата А4 (важно!!! с разрешением, как на скане эскиза!!!) 5. Перетащила большой эскиз в новый док.А4. В нем вмещается только маленький кусок эскиза, это то, что нужно. 6. Теперь перемещаю эскиз в получившемся окошке А4 и печатаю каждый кусочек. Получается пазл с небольшим нахлестом. 7. Собираю трафарет и склеиваю скотчем между собой листы.
Приготовление раствора
Чтобы лепнина из гипса своими руками получилась красивой и прочной, следует выбрать качественную сухое сырье. Они отличаются составом. Некоторые производители добавляют дополнительные компоненты, которые делают работу со смесью удобнее, а конечную вещь высокопрочной.
Правила приготовления:
- Раствор готовится небольшими частями, чтобы успеть распределить все количество по емкостям.
- Сначала наливается вода, затем засыпается порошок, но не наоборот. В противном случае образуются комки, смесь не получится.
- Соотношение частей воды и алебастра — 10 к 7.
- Жидкость используют холодную.
- Консистенция раствора напоминает жидкую сметану.
- Сначала гипс высыпают в воду, дают ему осесть. Затем тщательно перемешивают. Небольшой объем размешивают лопаткой, для значительного количества используют дрель с насадкой миксер.
- Для улучшения пластичности состава, и чтобы готовое произведение не растрескалось, к смеси вмешивают клей ПВА.
- Для увеличения прочности добавляют цемент.
Приготовление раствора
Новичкам в обращении с гипсом следует знать особенности материала:
- жидкий раствор пластичный;
- быстро твердеет;
- при засыхании алебастр расширяется;
- финальное изделие является хрупким, особенно мелкие детали.
Раствор затвердевает в течение 5 минут. За это время необходимо заполнить все заготовки. Для тех, кто впервые сталкивается с подобной работой, задача будет невыполнимой. Застывающая смесь не проникнет во все углубления, особенно маленькие и узкие.
Совет! Чтобы замедлить застывание гипсовой смеси, добавляют желатиновый или мездровый клеевой раствор, буру, гашенную или негашеную известь. Они позволяют отсрочить затвердевание на 30-35 минут.
В некоторых случаях застывание необходимо ускорить, например, если фигура формируется на стене. Самый простой способ — влить горячую воду. А также с этой целью добавляют квасцы, сульфат натрия или обычную поваренную соль.
ЛЕПКА ЦВЕТОВ
Каждый цветок-светильник и его детали я лепила отдельно.
- Лепестки. Сначала лепила основную часть цветка с лепестками. Прогрунтовала трафарет клеем ПВА, чтобы не сильно деформировался, дала высохнуть. И всё равно он деформировался)) Сначала слепила основной объем цветка без детацизации. Когда гипс схватился, сделала острые краешки, дополнительные складки, и когда затвердеет этот слой, будут поправки, заглаживание неровностей, шлифовка. После полного высыхания просверлила дрелью по 3 отверстия в каждом цветке: для крепления саморезов и протяжки провода светодиодной ленты.
- Столбики – крепления для светодиодной подсветки. Затем сделала столбики под «тычинки», вокруг которых будет обвита светодиодная лента. Взяла тюбик цилиндрической формы от витамина С, залила туда раствор гипса. Когда гипс застыл, разрезала тюбик, вынула получившийся стержень, разрезала на несколько частей. Столбики приклеила на смесь штукатурки с клеем ПВА. Чтобы они крепко держались, произвольно поцарапала места склеивания.
- Шляпки-тычинки цветка. С внутренней стороны нужна выемка для столбика со светодиодами, поэтому перед лепкой сформировала небольшой купол из обычной пищевой фольги, на который сверху накладывала гипс в два слоя: сначала базовый тяп-ляп, а когда он затвердеет, уточнение формы, деталей, фактуры, шлифовка… Если надо лишнее убрать, можно смочить водой и подрезать ножом.
- Покраска. Перед окрашиванием нужно прогрунтовать или акриловым грунтом или ПВА, но если изделие не шлифовалось, можно обойтись и без грунтовки (так я красила листья)
Технология создания
Сначала подготавливают силиконовый паттерн — чистят от пыли, мелких частиц. Чтобы облегчить вынимание гипсовой фигуры, на шаблон наносят разделительную силиконовую смазку. Для этого кисточкой обрабатывают всю поверхность, не оставляя непокрытых мест. В необработанных местах состав крепко схватится, вынуть затвердевшее изделие без повреждения будет проблематично.
Подготовленный раствор заливают в смазанные матрицы. Рекомендуется сделать это двумя этапами:
- Нанести кисточкой первый слой гипсовой смеси. При этом нужно следить, чтобы не оставалось пузырьков воздуха. Когда они лопнут, на фигуре образуются углубления, раковины, поверхность не будет однородной и гладкой.
- Залить емкость до краев.
Совет! Крупногабаритные или произведения с тонкими деталями рекомендуется усилить арматурой. Для этого после нанесения первого слоя гипса, в форму укладывают малярную сетку. Затем заполняют оставшееся пространство.
После, конструкцию необходимо аккуратно потрясти, чтобы вышли пузыри воздуха. Заднюю часть нужно выровнять шпателем. Если она окажется бугристой, то фиксация ее на стене или потолке будет ненадежной. А также будут заметны просветы между фигурой и стеной. Потребуются дополнительные усилия для замазывания щелей и выравнивания.
Гипсовый раствор держат 20 минут, после чего осторожно вынимают. Если сделать это раньше, то не полностью схватившийся алебастр повредится. При оставлении на более продолжительное время гипс сильно затвердеет и схватится с силиконовым шаблоном. При изъятии возможны деформации.
Готовую деталь оставляют для просушки на сутки. Температура воздуха не должна быть ниже +16℃.
Просушка готовых деталей
КАРКАС ДЛЯ ВЕТОК
Чтобы части барельефа совмещались при сборке, нужно начинать с элементов, которые на заднем плане, в моем случае с веток. Поэтому следующий этап в подготовке — это изготовление каркаса для веток. Его я буду делать из проволоки и волокнистого материала наподобие пакли, он даст лёгкость конструкции. Есть еще вариант использовать монтажную пену, но я не приловчилась к ней, хоть и использовала бетоноконтакт, сцепление было не очень прочным и есть вероятность, что гипс может продавиться, поэтому не стала в данном случае экспериментировать.
- Беру проволоку и гну ее в несколько слоев по эскизу в форме веток, затем обвиваю поперек для закрепления. А так же сделала петельки для крепления к стене на саморезы.
- Обматываю ленточной паклей толстую ветку, закрепляя обычным маленьким степлером как попало, лишь бы не развалилось. Тонкие ветки не трогаю.
- Туго обматываю бечевкой. Тонкие ветки очень плотно, местами в 2-3 слоя, сразу создавая тем самым натуральный вид и фактуру веток.
- Грунтую смесью ПВА со штукатуркой.
- Самую большую ветку покрываю толстым слоем штукатурки с помощью шпателя. Кора дерева как-то сама собой получается) Тонкие ветки не стала покрывать штукатуркой, т.к. из-за небольшого слоя нанесения, она бы отвалилась (гибкая проволока)
- Крашу белой краской все ветки. Прямо в краску добавила немного штукатурки, это придает еще большую матовость и местами нужную шероховатость.
Финишные работы
Если все этапы проделаны согласно описанной инструкции, то лепнина своими руками после 24 часов сушки должна побелеть. На этом этапе деталь шлифуют, убирают дефекты, доводят до нужного вида. Для выравнивания используют мелкую наждачную бумагу. Действовать необходимо аккуратно, чтобы не повредить хрупкую часть. Затем детали покрывают грунтовкой.
Шлифовка готовых изделий
Гипсовая фигура имеет матовый белый цвет. Покрыв ее бесцветным лаком, получим готовое к установке украшение. Алебастровая лепнина натурального оттенка используется во многих интерьерах. Но если по задумке фигура должна иметь другой окрас, то ее окрашивают краской на водной основе или патинируют. Окрашивание удобнее делать до крепления частей.
Лепка на стене: инструменты и основные этапы работы
Для работы с гипсовой лепкой необходим определенный набор инструментов. С мастерством придет потребность в использовании набора разнообразных шпателей для лепки (мастихинов), ножей, кистей и кондитерских шприцев с насадками. На начальном же этапе вполне можно обойтись парой ножей, ложкой и непременным атрибутом – половинкой резинового мячика (для замеса рабочей смеси).
Стена в обязательном порядке должна быть выровнена с точностью до 2 мм/м, прогрунтована и очищена. Далее следует покрытие базовым составом и выполняется фоновая штукатурка с тонированием основы. Нанесение рельефа осуществляется методом прямой лепки либо с помощью сборных элементов. При необходимости высохший рельеф тонируется и раскрашивается специальными красками. После высыхания краски приобретают блеклый вид, но финальное покрытие бутадиен-стирольным латексом восстанавливает их яркость.
Для создания лепнины понадобятся специальные шпатели, которые называются мастихины
После подготовки стены требуется сделать эскиз будущей композиции. Это облегчит работу в целом и позволит выявить проблемные места на рабочей поверхности. Повторяющиеся детали можно наносить с помощью подготовленных заранее трафаретов из плотной бумаги или картона. А также элементы лепнины из гипса изготавливаются по технологии литья, которая рассматривалась выше.
Формирование лепного барельефа производится послойно. Рабочая смесь для гипсовой лепки наносится кистью и кондитерским шприцем, а затем выравнивается и формуется ножами-мастихинами. При создании цветного барельефа замес каждого слоя тонируется с помощью пигмента для гипса с уменьшением концентрации по мере роста рельефа. Придание фактуры производится по ещё влажной смеси кистью и доводится по сухой смеси наждачной бумагой.
Особенности монтажа
Через трое суток после отлива фигуры готовы к установке. Фиксируются гипсовые единицы небольших размеров на клеевой состав. Он состоит из клея ПВА и воды в пропорции 1 к 1,5. Предварительно на тыльной стороне делаются насечки для лучшего сцепления с поверхностью. Клей наносят на стену или потолок, на элемент. Затем соединяют притирающими движениями. При этом излишки клея выступят по краям. Их снимают шпателем, пока не затвердели.
Фигуры больших размеров имеют тяжелый вес. Их дополнительно фиксируют дюбелями. Для этого в изделии сверлят отверстия и вкручивают шурупы в стену или потолок. Получившиеся углубления замазывают гипсовой смесью и шлифуют. Этим же составом затирают щели и корректируют фигуру в случае необходимости.
Советы и описание технологии, как сделать изделия из гипса своими руками, помогут сделать уникальный декор для вашей квартиры или дома. Со вкусом подобранная объемная композиция создаст гармоничное пространство с особым настроением.
ЛЕПКА ЛИСТЬЕВ
Лепила листья мастихином на канцелярском коврике для резки (можно использовать любую гладкую поверхность, например, разделочную доску или стекло, чтобы легко можно было отделить после высыхания). Крепиться на стену будут обычным плиточным клеем или раствором штукатурки.
Вот и всё
Советы по применению в интерьере
Кто сказал, что в современном интерьере лепнине не место? Все дело в количестве и дизайне элементов. Рельефным декором украшают стены, потолок, ниши, фасады камина, оконные и дверные проемы. Форма лепнины тоже отличается. Рассмотрим некоторые виды.
Розетка
Гипсовые розетки применяют для основы под центральную люстру. В классических интерьерах имеет круглую форму с различными орнаментами. Варианты обширны, в помещениях современных стилей встречаются в виде геометрических узоров, абстрактных фигур.
Гипсовая розетка на потолке
Панно
Им оформляют часть стены внутри помещения или снаружи. Разнообразие сюжетов рисунка позволяет органично вписать объемные изображения в интерьер, выделив определенную стену. Если на поверхности имеются дефекты, то благодаря панно их можно скрыть.
Панно из гипса
Панно из гипса
Плинтус
Одна из самых популярных лепных форм в интерьерах любого стиля. Им украшают места соединений стен с потолком или полом. Варьируя ширину плинтуса, зрительно увеличивают или уменьшают высоту потолка. Часто их окрашивают в контрастный со стенами цвет, что придает помещению солидности.
Потолочный плинтус в интерьере
Молдинг
Еще один востребованный лепной декор. Гладкие молдинги без рисунка подойдут для комнат в минималистичном стиле, хай-тек, современная классика. Изделия с различными орнаментами будут хорошо смотреться в стилях барокко, ар-деко, классика.
Гипсовый молдинг в интерьере
Гипсовый молдинг в интерьере
Карниз
Чаще карнизы встречаются во внешней отделке зданий, но популярны и для внутреннего декора. Ими подчеркивают места соединения стены с потолком. В современных апартаментах этот вид лепнины устанавливают как часть светового решения. Между карнизом и потолком оставляют пространство, в которое закладывается светодиодная лента или другие источники света.
Гипсовый карниз в интерьере
Фронтоны
Пришли в дизайн интерьера из классической архитектуры. В помещениях фронтоны устанавливают над дверными и оконными проемами, арками, встроенными шкафами. Традиционно имеют форму треугольного свода, что не всегда уместно в жилых комнатах. Четкая геометрия делает пространство неуютным, а размер элемента позволяет использовать его только в просторных залах. В этом случае применяют вариант с разрывом в вершине. Фигура становится менее вытянутой и приобретает интересную форму.
Фронтоны в интерьере
Фронтоны в интерьере
3D-панели
Декоративные гипсовые панели — тренд в современных интерьерах. Ими отделывают стены, придавая им выразительность и интересную текстуру. Их окрашивают, тонируют. Благодаря подсветке выпуклые части конструкции подчеркивают трехмерность.
3D панно из гипса
3D панно из гипса
Арка
Этот элемент применяется для декорирования дверных и оконных проемов, для разделения пространства и оформления ниш. Классические имеют вид правильной дуги. Современные варианты представлены большим разнообразием: квадратные, неправильной формы, с нишами и подсветкой.
Гипсовая арка в интерьере
Декоративная лепнина как неотъемлемый элемент интерьера
Использование лепнины в интерьере не теряет своей актуальности и популярности на протяжении нескольких веков. В современных условиях она активно используется при оформлении помещений не только в классических стилях или при создании интерьеров ампир, барроко, уместной она может быть даже в минималистическом хай-теке, но, конечно, при условии использования других линий и форм.
На строительном рынке, кроме гипсовых, изделий широкую популярность получили также материалы из полиуретана и пенополистирола. Традиционными являются и изделия из дерева, хотя их стоимость значительно выше.
Несмотря на то что купить готовые элементы для создания лепнины не представляет никакой проблемы, чтобы создать по-настоящему уникальный интерьер многие владельцы предпочитают индивидуальное изготовление.
Конечно, самостоятельно заниматься производством лепнины для украшения стен и потолков легче всего при наличии навыков рисования, так как предварительно необходимо сделать точный эскиз, особо тщательно прорисовывая все линии и элементы.
Но, если имеются идеи, с ними можно обратиться к специалисту, который и выполнит эту часть работы. А непосредственно изготовлением, в том числе и подготовкой форм, можно заняться и самостоятельно.
Кроме того, следует учитывать, что лепнина из пенопласта, несмотря на то, что является изделием массового производства, при наличии некоторого художественного вкуса вполне может стать основой для декорирования интерьера.
Используя различные виды элементов и комбинируя их между собой, можно создавать оригинальные и красивые композиции. Также лепнина из этого материала нередко используется в качестве финишного акцента при декорировании стен в помещении, аккуратно разделяя зоны между собой.
Достоинствами этого материала следует назвать его доступную цену, длительный срок службы и легкость монтажа. Схожими характеристиками обладает и лепнина из полиуретана, которая часто используется при декорировании современных помещений. Учитывая, что оба этих материала влагостойки, их активно можно использовать в помещениях с повышенной влажностью и перепадами температур.
Кроме того, что лепнина выполняет эстетическую функцию, ее применение может иметь и сугубо утилитарную функцию, например, визуально скрыть некоторые неровности, трещины и другие дефекты поверхности.
При правильном использовании в таких случаях они впишутся максимально органично, придав при этом интерьеру дополнительный налет благородства или изысканный шарм.
Как реставрировать
Со временем или при механических повреждениях гипсовый декор разрушается. В этом случае потребуется реставрация изношенных частей или их полная замена.
Советы по реконструкции
При восстановительных мероприятиях учитывают рекомендации:
- Перед началом реконструкции следует изучить масштаб и вид повреждений, после этого выбрать подходящий метод выставления или маскировки.
- Если разрушен небольшой фрагмент, замена не требуется. Имеющиеся повреждения восстанавливают непосредственно на элементе.
- Если лепнина изменила цвет в случае намокания или загрязнения, все изделие красят в подходящий под интерьер цвет. Подойдет краска на водной основе.
- Скрыть мелкие царапины поможет художественная роспись. Для этого используют масляные краски.
- В случае потери значительной части, восстановительные работы проводят, сверяясь с фотографией, если они имеются.
- Если фотографии потерянной детали нет, то изготавливают новую с учетом общего стиля помещения.
- При реставрации трещины и швы вскрывают и повторно заделывают свежим раствором.
- Слабо зафиксированные детали снимают, поверхности выравнивают и снова фиксируют. В данном случае рекомендуется двойное крепление – на клей и дюбели.
- Если на участке фигуры сошла краска, открашивается весь элемент. Иначе цвет свежепокрытого участка будет отличаться. Для этого старый слой счищают с детали, поверхность шлифуют, грунтуют и наносят покрытие нужного цвета.