Удобство и качество покраски, выполняемой пневматическим краскопультом, во многом зависит от поступающего в него воздуха, а именно, его давления. Стабильность напора воздушного потока, задает форму факела и степень распыления смеси. Снижение давления, уменьшает размер факела и повышает зернистость подаваемого раствора. Для полного контроля подачи воздуха и эффективного использования краскопульта, к нему подключают специальное устройство – манометр, способный не только показать значение давления, но и отрегулировать его по требуемых пределов. Далее, мы познакомим Вас с принципом действия манометра, покажем его основные разновидности и объясним правили его использования.
Типы краскораспылителей
Работая краскопультом, необходимо учитывать то, как должно регулироваться его давление для того или иного вида окраски. От этого будет зависеть качественность результата работ. Например, чрезмерно высокое давление ведет к излишнему расходу краски и подтекам, очень низкое – понизит качество нового ЛКП.
Существует три типа краскораспылителей:
- Краскопульты низкого давления – 2-2.5 атм. Такое оборудование имеет несильный напор струи, вследствие этого расход краски экономичен. Главный недостаток – чтобы работать с подобным краскопультом, необходим мощный и громоздкий компрессор. Еще один большой минус – довольно низкое качество получаемого покрытия.
- Краскопульты, имеющие среднее давление. Данный тип устройств оптимален для подавляющего большинства автомалярных работ. Такой краскораспылитель имеет разные величины давления на его входе и головке. Вследствие этого, для работы с подобным оборудованием подходят любые компрессоры. Краска же расходуется экономно, а покрытие получается качественным.
- Краскораспылители, имеющие высокое рабочее давление – до 56 атм. Основной минус данного типа устройств – неоправданно большие потери красящего состава, они могут составлять до 60%.
Обратите внимание, что каждая модель краскопульта обладает своим набором регулировок. Чтобы напор подачи при покраске авто был оптимальным, обязательно ознакомьтесь с ними перед работой.
Есть три основных типа регулирующих механизмов, которые обычно имеет краскопульт:
- Регулятор открытия форсунки (хода иглы), предназначенный для подачи и варьирования количества ЛКМ.
- Регулятор подачи воздуха. Он отвечает за более точную настройку подачи сжатого воздуха на выходе устройства.
- Механизм, регулирующий форму факела. При его помощи подбирается оптимальная форма распыления краски.
Типы краскопультов по международной классификации
Международная классификация краскопультов более подробна. Она выделяет следующие типы устройств:
- HP (High Pressure) – краскопульты, имеющие ВД
- HVLP (High Volume Low Pressure) – краскопульты высокого рабочего объема и НД
- LVLP (Low Volume Low Pressure) – устройства низкого объема и давления
- LVMP (Low Volume Middle Pressure) – оборудование низкого объема и среднего давления
- RP (Reduced Pressure) – устройства НД
- MP (Middle Pressure) – краскопульты, имеющие среднее давление
- HTE (High Transfer Efficiency) – оборудование, обладающее высокой эффективностью передачи
Следует отметить, что специалисты считают оптимальным типом краскораспылители системы LVLP. Основные их положительные качества:
- Небольшое потребление сжатого воздуха
- Качественное распыление краски по поверхности
- Невысокая чувствительность к возникающим иногда перепадам давления в компрессоре
Автомобиль необходимо красить в 3 слоя. Давление при этом должно составлять 3-4 атмосферы, в среднем. Более низкие либо высокие показатели могут испортить конечный результат малярных работ.
Регулировка подачи воздуха
Приготовив ЛКМ, залейте состав в краскопульт и начинайте подбирать давление для покраски автомобиля. Закрепите кусок ватмана на стене и произведите на него несколько тестовых распылений. Подстраивать уровень подачи необходимо до того момента, пока вы не сможете нанести на поверхность ватмана тонкий равномерный слой краски, не имеющий подтеков.
Подбирать давление нужно индивидуально в каждом конкретном случае. Зависит это от нескольких факторов: типа и марки краски, ее вязкости, вида и модели краскопульта и пр. Вследствие всего этого, установить норму, необходимую в вашем случае, проще всего экспериментально – в ходе постепенного и плавного добавления сжатого воздуха и последующего анализа тестовых окрашиваний.
Например, если краска не распыляется, а покрывает картон крупными либо мелкими каплями, то нужно прибавить воздуха. Когда факел на поверхности имеет форму восьмерки, это говорит о том, что подача воздуха чрезмерна, иными словами – напор слишком высокий. Регулировать подачу воздуха можно несколькими способами:
- При помощи механизмов, расположенных на самом краскораспылителе
- С помощью съемного регулятора, он, как правило, входит в комплект устройства и в ходе малярных работ надевается на его ручку
- Подбор подачи сжатого воздуха механизмом на ресивере там, где к нему подсоединяется шланг
Главная ваша задача, когда регулируется подача воздуха при покраске авто – это найти его оптимальную величину, при которой факел краскораспылителя будет обладать красивой растянутой формой, без вкраплений и брызг. Необходимо, чтобы красящий состав распылялся по участку отпечатывания факела равномерно. Лишь тогда можно говорить о том, что давление подобрано правильно, и вы можете начинать покраску автомобиля.
Стоит отметить, что качественные краскораспылители, существенно облегчающие регулировку давления и настройку формы факела, стоят достаточно дорого. Вследствие этого, они доступны далеко не всем автовладельцам. Поэтому лучшее решение для самодеятельного автомаляра – приобрести краскопульт среднего класса, имеющий оптимальное соотношение качества и цены.
Некоторые тонкости процесса регулировки
Во время работы отрегулированного по всем параметрам краскопульта создается впечатление, что из его сопла вылетает не краска, а облачко цветной пыли – именно это говорит о правильности всех настроек.
Возможно, сразу настроить редукторы воздуха и подачи красящего раствора для качественной равномерной покраски изделия, не имея опыта, будет сложно, но несколько полезных советов помогут справиться с этой задачей:
Нюансы процесса регулировки краскопульта
- В случае когда пятно ложится на тестовую основу «восьмеркой», это значит, что слишком большой напор воздуха. Его нужно уменьшить, осторожно передвигая рычажок регулятора.
- При множестве неравномерных красящих капель на тестовом стенде необходимо добавить подачу воздушной смеси. Только опытным путем можно определить, какое положение регулятора будет оптимальным в данной ситуации.
Пользуясь такими тестами, можно добиться оптимального соотношения работы редукторов поступления воздуха и лакокрасочного состава, обеспечивая равномерную покраску изделия.
Когда я слышу слово «покраска», я хватаюсь за пистолет…
Все пистолеты, применяющиеся в ремонтной окраске автомобилей, работают по принципу пневматического распыления. Это означает, что лакокрасочный материал, подающийся в краскораспылитель и выходящий из его сопла, разбивается на мелкие частицы потоком сжатого воздуха, «выстреливающего» с большой скоростью из отверстий воздушной головки.
В результате образуется так называемый окрасочный факел, состоящий из частичек материала, движущихся по направлению к окрашиваемой поверхности. Долетев до поверхности, частички оседают на ней, формируя покрытие.
Устройство и особенности конструкции окрасочных пистолетов
Конструкция окрасочных пистолетов включает в себя:
- корпус с каналами для подачи сжатого воздуха и краски, снабженными игольчатыми клапанами,
- спусковой рычаг, управляющий переключением клапанов,
- выходное сопло для смесеобразования и формирования факела требуемой формы,
- резервуар (бачок) для краски,
- регулировочные винты для изменения расхода воздуха, краски и корректировки пятна распыла.
Устройство краскопульта SATA
К особенностям конструкции можно, пожалуй, еще отнести механизм спускового рычага. Он устроен так, что при его нажатии сначала открывается подача сжатого воздуха. Дальнейшее нажатие приводит к срабатыванию клапана подачи краски.
Функции и расположение регуляторов
Как уже было сказано, на корпусе любого современного краскопульта имеется несколько регулировочных винтов.
- Первый, самый верхний (на некоторых краскопультах, как например у SATA, может располагаться сбоку), отвечает за корректировку размера и формы окрасочного факела.
- Второй ответственен за регулировку хода иглы и количество подаваемого материала.
- На многих краскопультах присутствует еще и третий винт, с помощью которого регулируется подача воздуха на входе. Как правило, он располагается внизу на рукоятке пистолета. У SATA этот винт находится «сзади» — под винтом регулировки подачи материала.
Регуляторы на корпусе краскопульта SATA
Вопрос регулировки краскопульта сводится к выбору правильного соотношения «воздух — материал». При правильном балансе эти параметры позволяют добиться максимальной равномерности окрасочного факела по всей ширине, и такого же равномерно распределения лакокрасочного материала по поверхности.
Особенности настройки краскораспылителя
Чтобы краситель лег на окрашиваемую поверхность равномерно, нужно отрегулировать параметры подачи воздуха и краски. С этой целью необходимо провести несколько тестов, определяющих качество настроек краскопульта:
- Для начала тестирования следует поставить красящий пистолет на режим распыления и быстро провести струей вдоль ненужной поверхности. Если красящий слой лег равномерно, значит, давление подачи красящего вещества регулировать не нужно. Если же капельки краски легли на поверхность неровно, то нужно при помощи регулятора подкорректировать настройки редуктора.
- Включить аппарат на пару секунд, а затем выключить. Если на тестовом стенде (ненужном куске материала) заметны следы разбрызгивания краски, то давление красящего вещества нужно снизить.
- Неровности пятна после короткого выброса красящего раствора означают неправильное соотношение воздушно-красящей смеси. Для исправления этого недостатка нужно отрегулировать параметры настроек редукторов.
- Помимо показаний манометра, следует проверить состояние иглы и сопла, качество их установки.
Настройка краскопульта
Если регулировка сделана правильно, то пятно краски при вертикальном и горизонтальном нанесении будет обладать одинаковыми характеристиками, а по ширине будет соответствовать параметрам, указанным в инструкции.
Система окрасочного пистолета
В зависимости от величины давления сжатого воздуха на входе в краскопульт и на воздушной головке (на выходе), все окрасочные пистолеты можно разделить на три основные группы:
- конвенциональные (высокое давление);
- HVLP (High Volume Low Pressure — большой объем воздуха и низкое давление);
- LVLP (Low Volume Low Pressure — низкий объем воздуха и низкое давление).
Различные типы окрасочных пистолетов внешне выглядят практически одинаково. “Изюминка” скрыта внутри конструкции
На сегодняшний день наиболее прогрессивными, экономичными и удовлетворяющими экологическим требованиям являются последние два типа распылителей. Как видно из названия, они характеризуются низким рабочим давлением: если обычные конвенциональные пистолеты распыляют материал при высоком давлении (примерно 3-4 бар), то пистолеты систем HVLP и LVLP — при низком (примерно 0,7-1,2 бар).
Что это дает? Главное преимущество — высокий коэффициент переноса краски. При малом давлении меньше краски превращается в бесполезный туман вокруг детали (так называемый overspray, «перепыл»), и больше переносится непосредственно на деталь. У краскопультов низкого давления коэффициент переноса достигает 65-70% (по сравнению с 30-45% у конвенциональных распылителей). Учитывая, что краски типа металлик и перламутр являются недешевыми, можно легко подсчитать, сколько денег сбережет для вас подобный краскопульт.
Наиболее точно измерить давление на выходе можно с помощью специальной тестовой воздушной головки с двумя манометрами.
Для настройки и контроля давления пистолета HVLP SATA выпускает тестовую головку с двумя манометрами
К сожалению, такие насадки в комплекте с пистолетом не идут, поэтому указанная величина контролируется косвенно, по параметру давления на входе в краскопульт. С регулировки этого параметра мы и будем начинать настройку краскопульта.
Чем регуляторы давления воздуха отличны друг от друга
Существует ряд характеристик, по которым регуляторы давления сжатого воздуха различны. А именно:
- Максимальное рабочее давление, на которое рассчитано устройство.
- Единицы измерения, которые поддерживаются редуктором — бар, psi или kpa.
- Размеры входного и выходного штуцера.
- Материалы изготовления.
- Тип манометра, которым оборудован регулятор.
На последнем пункте остановимся подробнее. Встречаются регуляторы, оснащенные механическими и электронными манометрами. Электронные характеризуются очень высокой точностью, однако и цена высокоточного цифрового регулятора давления превышает стоимость обычного. К преимуществам регулятора воздуха с манометром аналогового типа, помимо более доступной цены, относится простота обслуживания.
Настройка входного давления
Давление на входе в краскопульт — параметр нормируемый и рекомендуемый заводом-изготовителем. Он всегда указывается в технической документации к пульверизатору.
Сразу оговоримся, что настраивать входное давление желательно по регулятору с манометром, подключенному непосредственно к рукояти пульверизатора. Ибо на пути сжатого воздуха от компрессора к краскопульту неминуемы потери до 1 бар, а иногда и выше (это зависит от протяженности воздушной магистрали, количества «местных» сопротивлений, состояния фильтров и т.д.). Регулятор, подключенный к ручке краскопульта позволит настроить давление более точно.
Настройка входного давления с помощью манометра-регулятора
Процесс настройки входного давления сам по себе достаточно прост.
1. Откройте (отверните) до максимальных значений винты регулировки подачи воздуха и размера факела. Регулировка подачи краски при этом не играет никакой роли.
2. Затем нажмите на спусковой рычаг пистолета так, чтобы началась подача сжатого воздуха. В это время, вращая регулировочный винт подачи воздуха на манометре, установите рекомендованное давление на входе.
Напоминаем, что для конвенциональных пистолетов это значение составляет от 3 до 4 бар; для пистолетов системы HVLP и LVLP, в зависимости от модели и производителя, данная величина может варьироваться в пределах 1,5-2,5 бар (в основном 2 бар).
Регулировка входного давления по подключенному к ручке пистолета манометру-регулятору. 1. Полностью открываем подачу воздуха. 2. Полностью открываем регулятор ширины факела. 3. Нажимаем на курок. 4. Устанавливаем рекомендованное давление на манометре.
3. После настройки входного давления полностью откройте подачу краски (3-4 оборота регулятора). Убедившись, что все регулировочные винты открыты на максимум, а вязкость краски или лака соответствует заданной, можно приступать к тестам. Но о тестах позже.
Если пистолет оборудован встроенным манометром
Настроить входное давление на «продвинутых» моделях, оборудованных встроенными цифровыми манометрами, еще проще.
SATAjet 4000 B RP Digital со встроенным цифровым манометром
Если пистолет оборудован встроенным манометром. 1. Полностью открываем регулятор факела. 2. Нажимаем на курок. 3. Устанавливаем рекомендуемое давление, вращая регулятор подачи воздуха на краскопульте.
Если манометр без регулятора
Если манометр без регулятора. 1. Полностью открываем подачу воздуха. 2. Полностью открываем регулятор ширины факела. 3. Нажимаем на курок. 4. Вращая регулировочный винт на редукторе компрессора или фильтр-группе, устанавливаем рекомендованное давление.
Если манометра нет вообще. Наименее точный способ
Если же ваш пистолет не оборудован никакими измерительными приборами, очень грубо и приблизительно можно установить давление на редукторе компрессора или манометре фильтр-группы.
Выбирая давление в этом случае важно помнить о том, что падение давления в исправном и чистом фильтре составляет 0,3— 0,5 атм (а в забитом — намного больше!), и примерно 0,6 а воздушный шланг внутренним диаметром 9 мм и длиной 10 м.
Если манометра нет вообще. Наименее точный способ! 1. Полностью открываем подачу воздуха. 2. Полностью открываем регулятор ширины факела. 3. Нажимаем на курок. 4. Устанавливаем давление на редукторе так, чтобы на 10 м шланга (внутренний диаметр 9 мм), на редукторе было на 0,6 бар больше рекомендованного входного давления пистолета.
Разновидности манометров
Для снятия показателей используются, в зависимости от модели пульверизаторов, различные типы датчиков:
- Пружинные. Самые простые по конструкции. Они наиболее часто устанавливаются на окрашивающих приборах, позволяя получать данные в довольно широком диапазоне. Прочные, очень редко выходят из строя.
- Мембранные. В них действующим элементом является чувствительная мембрана, натянутая между двумя основами. И мембрана определяет показатели подачи воздушной смеси и красителя. Устанавливаются на окрашивающих моделях редко.
- С регулятором давления. Такой прибор может быть встроенным или устанавливаться на ручку краскораспыляющего механизма. При дополнительной установке на окрашивающий агрегат, он только позволяет считывать данные, но никак не влияет на работу пульверизатора.
- Цифровой – новое слово в технологиях. Устанавливается редко, как правило, пока на дорогие профессиональные модели. Установленный на краскораспылитель воздушный датчик позволяет с максимальной точностью регулировать соотношение воздушного и лакокрасочного составов. Может быть уже вмонтирован окрашивающий агрегат или выпускаться в виде отдельного аксессуара.
Схема пружинного манометра
Если на красящем приборе нет манометра, то определить давление можно на слух, по характеру шипения выходящей из сопла струи. Профессионалам, давно занимающимся декоративными работами, это сделать легко. Они редко смотрят на показания датчиков, больше доверяя своим ощущениям.
А вот новичкам приходится сложно – когда изменяется напор красящей струи, то это сразу отражается на окрашиваемой основе.
Если рекомендованное входное давление неизвестно. Настройка пистолетов «no name»
Допустим, вы купили на рынке недорогой окрасочный пистолет с единственной «маркой» «Professional» во всю рукоять, и больше никаких данных об этом краскопульте вам не известно — ни типа, ни рекомендаций по настройке, ни даже имени производителя. В таком случае определить давление на входе можно опытным путем.
Залейте в бачок краскопульта эмаль или лак стандартной вязкости, полностью откройте все регуляторы и, вращая регулировочный винт на манометре, добейтесь получения максимально равномерного отпечатка факела при расстоянии до тестовой поверхности около 15 см. Зафиксированное при этом давление и будет искомым рабочим давлением на входе для этого пульверизатора.
Должны предупредить, что прибегнув к этим рекомендациям, вы можете разочароваться во многих краскопультах. Основная проблема настройки дешевых покрасочных пистолетов заключается в том, что для достижения равномерного факела требуется либо огромное количество воздуха, что требует применения более мощных компрессоров, либо они имеют высокое давление на выходе, что не позволяет качественно раскладывать базовые эмали, содержащие много алюминиевого зерна.
Качественный профессиональный краскопульт отличается от дешевого, пусть даже красивого на вид, так же явно, как и фирменные швейцарские часы от ширпотреба «мэйд ин чайна».
SATAjet 3000 B HVLP. Слева — оригинал, справа — подделка.
Хороший маляр сможет покрасить машину и плохим пистолетом — и выйдет недурно. Покрасит и вторую — тоже хорошо. А на третьей, например, возникнут проблемы… Поэтому виртуозам малярки жалеть деньги на свой главный инструмент просто грех. Но эта проблема выходит за рамки нашей сегодняшней статьи, поэтому рассуждать на эту тему мы дальше не станем.
Трудности при регулировке аппарата
Многие, впервые взявшие в руки краскопульт, считают, что он оснащен слишком хитрым механизмом для регулировки. Но тактика действий зависит только от места установки манометра:
- На самом инструменте. В этом случае нужно выставлять данные, указанные к параметрам заводских настроек.
- Съемный манометр, являющийся дополнительным аксессуаром для краскопульта. Его крепят на ручку аппарата. Настраивать его можно также по готовой таблице в прилагаемой инструкции.
- Регулятор на автономном источнике подачи воздушной смеси. Для этого можно использовать любой воздушный компрессор. Регулировка проводится в месте присоединения воздухоподающей трубы к краскораспылителю, когда выбирается, какое нужно оптимальное соотношение между воздушным потоком от компрессора и красящей смесью в пульверизаторе.
Зная, какие параметры необходимы для качественного окрашивания, можно легко, ориентируясь на показания манометра и характер тестового пятна, выбрать необходимые настройки, работая регулятором. Когда краскораспылитель будет по такой методике подготовлен к работе, получение красивой и качественно окрашенной поверхности не займет много времени.
Диаметр сопла
Немаловажен для маляра и подбор диаметра сопла краскопульта — этим можно добиться оптимального распыления материалов с разной вязкостью. Диаметр сопла должен быть тем больше, чем гуще лакокрасочный материал. И наоборот.
Каждый производитель лакокрасочных материалов четко указывает, какая дюза для какого материала и какого вида выполняемых работ должна использоваться. Как правило, эти рекомендации соответствуют таким значениям (или недалеки от них):
- базовые эмали — 1,3-1,4 мм (для светлых цветов лучше 1,3);
- акриловые эмали и прозрачные лаки — 1,4-1,5 мм;
- жидкие первичные грунты — 1,3-1,5 мм;
- грунты-наполнители — 1,7-1,8 мм;
- жидкие шпатлевки — 2-3 мм;
- антигравийные покрытия — 6 мм (специальный распылитель антиграв. материалов).
Нетрудно догадаться, что диаметр сопла весьма существенно влияет на количество пропускаемой краски, ее расход. Например, залить лаком большой капот с дюзой 1,3 мм будет довольно-таки проблематично (по словам некоторых маляров — застрелиться можно). Даже если подачу краски открыть на полную, пропускной способности с такой дюзой для материала такой вязкости явно будет маловато. Через дюзу 1,5 мм, при прочих равных, лакокрасочного материала проистекает уже на треть больше, чем через дюзу 1,3 мм.
Разбег в значениях диаметров дюз обусловлен также и привычками маляров: кто-то любит наносить «тонко», а кто-то привык «заливать».
Тестируем краскопульт
Существует три простых теста, позволяющих оценить исправность краскопульта и корректность его регулировок:
- тест правильности формы отпечатка факела;
- тест на равномерность распределения краски в факеле;
- тест на качество распыления.
Основным из них является первый, с него и начнем.
Тест правильности формы отпечатка факела
Для проведения теста нам потребуется лист чистой бумаги или картона, предварительно закрепленный на стене. Дальше действуем следующим образом.
- Убедитесь, что все регулировочные винты краскопульта открыты на максимум, а вязкость ЛКМ в бачке соответствует нормальной.
- Поднесите пистолет к тестовой поверхности, на рекомендуемое для типа вашего краскопульта расстояние (20-25 см для конвенциональных распылителей, 10-15 см для HVLP, 15-20 см для LVLP/RP).
- Направьте ось сопла перпендикулярно поверхности листа и буквально на секунду нажмите на спусковой рычаг.
- Смотрим на отпечаток факела. По его виду можно судить о том, насколько правильно отрегулирован пистолет.
Самый эффективный и наглядный способ проверки правильной работы окрасочного пистолета — контороль формы пятна распыла. Процедуру необходимо выполнять каждый раз перед окрашиванием. Пробное распыление проводится на поверхность чистого листа бумаги, картона, закрепленного вертикально
При полной исправности и правильной регулировке краскопульта, отпечаток факела должен представлять собой четкий, сильно вытянутый овал равномерно нанесенной краски (возможно, с небольшой размытостью краев). Его боковые стороны ровные, без каких-либо выступов и впадин, а лакокрасочный материал равномерно распределен по всей площади пятна.
Если же отпечаток факела не соответствует эталону, причина зачастую банальна — несбалансированное соотношение подачи воздуха к подаче краски. Так, если наблюдается переизбыток материала в центре или на краях — попробуйте уменьшить подачу материала, ввернув винт не более чем на один оборот, и повторите тест. Если факел имеет форму восьмерки (сильно сужен в центре) — уменьшите давление на входе. Форму банана отпечаток принимает в случае засорения одного из боковых каналов воздушной головки.
Об остальных причинах некорректного распыления подробнее читайте .
Для опытного мастера важна не только форма, но и степень насыщенности пятна распыла (сухое, нормальное, с формирующимися подтеками). На основании этой информации можно предварительно оценить скорость перемещения окрасочного пистолета и оптимальное расстояние до окрашиваемой поверхности.
Тест на равномерность распределения краски в факеле
Разворачиваем воздушную головку или весь краскопульт так, чтобы отпечаток факела стал горизонтальным. Нажимаем на спусковой крючок и распыляем материал до тех пор, пока краска не начнет стекать вниз ручейками. Наблюдая за скоростью течения этих ручейков и расстоянием между ними, мы можем сделать выводы о равномерности или наоборот, неравномерности распределения краски в факеле.
Тест на равномерность распределения краски в факеле
Для качественной и эффективной покраски материал должен распределяться равномерно или с незначительной концентрацией в центральной части факела. Образцы правильного и неправильного распределения материала приведены ниже.
Следует иметь ввиду, что существуют воздушные головки, специально разработанные для распыления с высокой концентрацией в центре факела.
Тест на качество распыления
Чтобы окончательно убедиться, что наш пистолет наносит лакокрасочный материал равномерно, проведем еще один, последний тест, имитирующий, собственно, сам процесс покраски. Вдоль тестовой поверхности на рекомендуемом расстоянии и с равномерной постоянной скоростью проводим включенным распылителем. Размеры капель краски в полученной полосе могут нам кое-что сказать.
Тест на качество распыления
Во-первых, не нужно пытаться добиться очень мелких капелек одинакового размера. Размер капель зависит как от давления распыления, так и от степени помола пигмента. Поэтому равномерное распределение по отпечатку более мелких капель, чем остальные, можно считать нормальным. Также нормально, когда от центра отпечатка к верхней и нижней его части размер капель слегка уменьшается.
Помните, что для достижения качественного распыления следует использовать минимально необходимое давление. Слишком большое давление приведет к повышенной степени туманообразования, перерасходу материала и чрезмерно «сухому» шероховатому покрытию.
Резюме
- При полной окраске кузова, окраске отдельных деталей и прочих значительных поверхностей, правильной настройкой краскопульта считается такая, при которой полностью открыты регуляторы воздушного потока, подачи краски и ширины факела, и при нажатом курке установлено рекомендованное давление на входе в краскопульт. При этом отпечаток факела должен быть максимально равномерным, без каких-либо изъянов и геометрических смещений.
- При частичной покраске, покраске небольших деталей и труднодоступных мест, ширину факела, подачу материала и входное давление можно варьировать исходя из ситуации. Главным критерием всегда остается правильность формы и равномерность отпечатка факела.
- Рекомендованное входное давление в зависимости от модели и производителя краскопульта варьируется в пределах: 3-4 атм для конвенциональных распылителей и 1,5-2,5 атм для HVLP и LVLP (RP, Trans Tech). Точные рекомендации смотрите в документации к краскопульту.
- Если рекомендованное входное давление неизвестно, оно подбирается опытным путем до получения максимально равномерного отпечатка факела (при полностью открытых всех регуляторах на корпусе краскопульта).
- Сопло краскопульта должно соответствовать вязкости распыляемого материала.
И не забывайте проделывать несложный «ритуал» настройки краскопульта перед началом любых окрасочных работ.
На что влияет правильная регулировка подачи воздушной смеси
Чтобы получить красивое изделие при использовании аппаратного метода окраски распылителем, надо учитывать, что качество покраски пульверизатором зависит от:
- диаметра сопла;
- постоянного уровня давления подачи воздуха. Этот параметр актуален только для пневматических и электронных агрегатов.
Диаметр сопла для качественного равномерного окрашивания должен быть постоянным (при его изменении проводятся мелкие ремонтные работы для регулирования или замены пришедшей в негодность детали), а давление подачи воздуха колеблется в зависимости от лакокрасочного материала и материала основы для покраски. При увеличении воздушного давления:
Конструкция краскопульта
- Повышается производительность. За короткое время можно покрасить большую поверхность.
- Уменьшается слой напыления красителя, но при этом сильно увеличивается прокрашиваемая площадь. Иногда это требует повторного нанесения слоев для повышения качества работ и увеличения защитных свойств красящего материала (например, при обработке изделий, подвергающихся агрессивным воздействиям окружающей среды).
- Повышается экономичность и качество работ (снижается расход краски, которая ложится ровным слоем, не оставляя потеков или разводов).
- Работать становится удобнее. При низком давлении красителя приходится стоять близко к стене, совершая множество лишних движений, при высоком же распыление проводится с относительно большого расстояния.
Помимо этого, от величины давления зависит, на каком расстоянии нужно держать краскопульт от основы для равномерной покраски, ведь чем ниже давление воздуха в пульверизаторе, тем ближе нужно подносить красящий пистолет к поверхности для качественного прокрашивания.
Правила работы с краскопультом
Для различных моделей краскопультов параметры оптимальной производительности будут различны. Их можно настроить, руководствуясь инструкцией к краскопульту. В ней имеется таблица с показаниями манометра, которые соответствуют настройкам редуктора, помогающего поддерживать постоянные параметры воздуха внутри краскопульта. Установить необходимые данные, ориентируясь на показания манометра, можно при помощи винта-регулятора.
Оптимальные настройки давления воздуха на выходе из сопла различаются в зависимости от модели краскопульта. Но обычно оно составляет для пульверизаторов в зависимости от давления:
- высокого – 3 атм.;
- нормального – 2,5 атм.;
- низкого – 2 атм.
От этих параметров зависят экономичность, однородность и тонкость нанесения краски.
Назначение регулятора давления
Главными и единственными функциями манометра с редуктором, являются показ значения текущего давления и его регулировка. Четкое понимание и возможность настройки данного параметра, очень важны при работе с любым пневматическим инструментом, и особенно, с аппаратом для покраски. Регулятор давления краскопульта, позволяет настроить факел распыления смеси, от которого, во многом, зависит весь ход работ. Разумеется, калибровка пульверизатора может производиться и без данного прибора, но только руками опытного матера и за длительный промежуток времени. Большинство маляров, выполняющих профессиональную покраску, всегда устанавливают манометр в рукоять своего пистолета, для быстрой и точной настройки. Если не устанавливать регулятор давления на краскопульт, и полностью проигнорировать какую-либо регулировку воздушного потока, можно серьезно осложнить себе работу и снизить итоговое качество нанесенного слоя. Очень повезет, если выходное давление воздуха, выходящего из компрессора и проходящего по длинному шлангу, будет близко к оптимальным требованиям. Однако в большинстве случаев, такой удачи не бывает, и факел, либо приобретает форму восьмерки из-за избыточного напора, или хаотично наносит крупные капли краски из-за недостатка давления.
Сложно переоценить пользу манометра в краскопульте, так как этот компактный прибор значительно повышает эффективность эксплуатации. Рекомендуется использовать как в профессиональной деятельности, так и при любительской покраске, если хотите получить хороший результат.
Принцип действия
Устройства контроля и настройки давления, имеет множество вариантов исполнения, но так как нас интересует только манометр для краскопульта, будем рассматривать именно эту, общетехническую разновидность.
Главным элементом, определяющим силу давления, служит мембрана или трубчатая пружина. Чувствительные элементы частично закреплены в корпусе инструмента, но и имеют подвижную часть, расположенную на пути потока воздуха и соединенную со специальным трибко-секторным механизмом, отвечающим за вращение стрелки. Таким образом, вызванная деформация, позволяет нам определить силу оказываемого на деталь давления.
Говоря об окрасочном оборудовании, регулятор давления воздуха с манометром для краскопульта, практически всегда объединены в едином корпусе. В подобном типе устройств, используются редукторы поршневого типа с пружиной и диафрагмой. Подобный механизм используется, как на механических, так и на цифровых приборах.
Виды манометров
В эпоху технологий, появилось множество разнообразных измерителей. Современные устройства, могут измерять атмосферное, абсолютное, барометрическое, избыточное, дифференциальное и вакуумное давления. Манометр на краскопульт, показывает значение избыточного давления и относиться к группе общетехнических приборов. Наибольшей популярностью, за свою надежность и автономность, пользуются механические индикаторы, стрелочного типа. В качестве инновации, в индустрию аэрозольной покраски все активнее врываются и электронные приборы с цифровым дисплеем. Если принцип работы механических измерителей, в целом, вызывает доверие, то надежность и точность электронных аналогов, остаются под вопросом. На самом деле, достоверность показаний в качественных моделях, имеет очень низкую погрешность (до 0.25%). Срок эксплуатации, при бережном отношении и правильном хранении, исчисляется десятками лет. Разумеется, не всем приборам посчастливилось быть собранными из качественных материалов по передовым канонам инженерной мысли, поэтому стоит заранее изучить репутацию производителя. Манометры образцового качества выпускаются под брендами SATA, DeVilbiss, INTERTOOL, STAR. Делая выбор регулятора давления краскопульта, следует обратить внимание на диаметр резьбы его соединения, который может составлять 1/4 или 1/8 дюйма. Чтобы не использовать переходников, рекомендуется подбирать манометр с резьбой, соответствующей резьбе на рукоятке краскопульта и на конце воздушного шланга.
Оптимальное давление для краскопульта
Поняв принцип действия манометра с регулятором и четко определив его предназначение, можно смело приступать к эксплуатации. Как пользоваться данным устройством и какое выставлять давление для краскопульта для выполнения качественной покраски. В зависимости от конструкции пистолета (его системы распыления), значение располагается в весьма объемных пределах: от 1 бара до 5. Точные показатели рекомендуемого для работы давления, всегда указываются в техническом документе, на коробке и порой даже на корпусе самого пульверизатора. Порой, узнать рекомендуемое давление для покраски краскопультом не выходит, по причине отсутствия документации и информации в интернете. Это распространено для дешевых, преимущественно безымянных, китайских моделей. В таких случаях, определить оптимальный напор воздуха, можно опытным путем, проведя несколько тестовых распылений. Факел правильно настроенного пистолета, имеет форму ровного, вытянутого овала, с равномерным распределением краски и легким размытием по краям. Определить, какое давление нужно для краскопульта, в приблизительных значениях, можно исходя из его системы распыления. Самыми распространенными, на сегодняшний день, являются: HP (2.5-5 бар), HVLP (2.5-3 бара) и LVLP (2-2.5 бара). Более подробно о настройке пневматического краскопульта, мы рассказали в отдельной публикации.
Как настроить давление, если рекомендуемые границы неизвестны
Если инструкции от производителя не имеется, то приходится самостоятельно определять, какое давление станет оптимальным. Для этого регулируется давление, и каждый вариант проверяется на качество путем нанесения краски, пока нужное покрытие не получат. Это может стать долгим процессом.
Каждый вариант проверяется на качество путем нанесения краски, пока нужное покрытие не получат.
Советы по работе с регулятором
Использование манометра с редуктором безусловно упрощает процесс покраски, но вместе с этим, влечет за собой некоторые нюансы. Чтобы избежать возможных неудобств, рекомендуется придерживаться следующих правил: • Наилучшим местом крепления манометра, является рукоятка окрасочного пистолета. Если используется влагоотделитель, его рекомендуется устанавливать на нижнюю часть манометра с наружной резьбой. Делается это для получения более точных показаний, так как фильтр может снижать давление до 0.5 бар. • Сочетание пульверизатора, манометра и отделителя влаги, образовывает весьма громоздкую конструкцию. Работать подобным аппаратом в труднодоступных местах не совсем удобно, поэтому его слегка модернизируют путем установки короткого (10-15 см) отрезка шланга между рукояткой и регулятором. Гибкий элемент позволяет орудовать в более тесных пространствах, без особого снижения давления. • Если у Вас нет возможности использовать специальный манометр с регулятором давления для краскопульта, можно вычислить приблизительное давление по индикатору, встроенному в компрессор. В таком случае, необходимо учитывать снижение напора воздуха, проходимого через шланг и фильтр. Уменьшение давления в шланге, длиной 10 метров и диаметром 9 мм, будет составлять 0.6 бара. Если установлен фильтр, добавляем к этому значению ещё 0.3 — 0.5 бара. В итоге, если краскопульт требует 2.5 бара входного давления, на манометре компрессора необходимо довести это значение до 3.4 – 3.6 бара. статья из рубрики Рейтинг