Всё о краскопультах — виды, выбор, эксплуатация, уход и многое другое

  • Критерии выбора и особенности лучших конструкций
  • Изменение методов покраски в зависимости от типа пистолета
  • Эксплуатация и уход за краскопультом
  • Наши предпочтения при выборе краскопультов
  • Частые вопросы
  • Потолки квартиры или стены дома можно покрасить кистью или валиком. На большом расстоянии мазки кисти или полосы после валика различить трудно. Кроме того при домашних ремонтах или профессиональной строительной покраске применяются недорогие водоэмульсионные или масляные краски, повышенный расход которых не критичен. Но при покраске кузова автомобиля видны даже малейшие огрехи работы маляра — потеки лакокрасочного слоя, плохо прокрашенные места зашпаклеванной и отшлифованной поверхности металла. Для качественного ремонта не подходят и подкраски царапин и сколов баллончиками, закрасочными карандашами, кисточками для рисования. При боковом взгляде на кузов все неровности лакокрасочного слоя отчетливо видны.

    В автомобильных ремонтах даже начинающие любители используют специальные распылители, которые называются краскопультами. Специально сконструированный краскопульт (их также называют пистолетами или пульверизаторами) распыляет на автомобильный металл тонкий и равномерный слой краски. Экономный расход автомобильной эмали и лака тоже приобретает важное значение, учитывая цены на фирменные материалы.

    Краскопульты

    Наши заказчики и читатели блога задают многочисленные вопросы по оборудованию для покраски автомобиля. На ряд актуальных вопросов мы постараемся ответить в этой статье.

    Торговая и техническая классификация краскопультов

    Методы окраски кузовов, которые использует автомобильная промышленность (окунание, экструзия, облив) в авторемонтах не применяются. Основным способом нанесения лакокрасочных слоев признано мелкодисперсное распыление, которое производится краскопультом.

    Видео: распыление краски.

    Торговая классификация разделяет краскопульты на бытовые и профессиональные, в основном, по цене. В одну и ту же категорию определяются электрические (сетевые и аккумуляторные) модели, пневматические краскопульты.

    Бытовой и профессиональный краскопульты

    Нужно заметить, что в профессиональном авторемонте сетевые электрические краскопульты используются крайне редко. Их основными недостатками мастера считают необходимость носить (в руке или на ремне через плечо) воздухозаборник с электродвигателем, короткое время работы (из-за перегрева электродвигателя). Такие модели логично использовать для гаражных подкрасок машины, чтобы избежать расходов на покупку компрессора.

    Основным недостатком электрических краскопультов признано качество очистки поступающего воздуха. К таким же недостатками у аккумуляторных моделей добавляется короткое время работы (3-4 часа), после чего аккумулятор нужно подзаряжать.

    Пневматические профессиональные краскопульты работают от компрессора, в котором предусмотрены объемный ресивер и многоступенчатая система очистки воздуха, поступающего в распылитель. Поэтому с воздухом в автомобильную эмаль не попадают пылевые частицы, мельчайшие капли воды и масла, ухудшающие качество покраски.

    Техническая классификация разделяет краскопульты по системам, основанным на величине давления воздуха в распыляющей головке краскопульта. Все оптимизированные системы направлены на экономию автомобильной эмали и улучшение однородности окрасочного пятна.

    Техническая литература выделяет основные типы краскопультов, основанные на использовании систем:

    1. Конвенциональной. Для обозначения системы используется английское сокращение названия CONV. Окраска производится при давлении сжатого воздуха в 2–4 атмосферы. Краскопульты этой системы использовались около 70 лет. Достоинствами краскопультов высокого давления признаны широкий факел и скорость окраски. Основным недостатком системы считается образование аэрозольного тумана, в который уходит до 60% лакокрасочных материалов. Завихрения при распылении эмали под высоким давлением приводят к замусоренности окрашиваемой поверхности. Расход воздуха (100–200 литров в минуту) считается низким.
    2. Краскопульты низкого давления. Обозначаются английской аббревиатурой HVLP (большой объем, низкое давление). Конструкция пистолета оборудована манометром, позволяющим снизить входное давление в 2-3 бара до стабильного давления воздуха на выходе в 0,7 атмосферы. В краскопультах этого типа коэффициент переноса автоэмали и лака увеличен до 65–70%. В конструкции применяются широкие воздушные каналы, увеличенные отверстия дюз. У краскопультов HVLP отсутствуют опыл, завихрения, замусоренность. Недостатками системы признаны низкая скорость работы, большое количество потребляемого воздуха (свыше 360 л/мин), высокие требования к очистке воздуха из компрессора.
    3. Краскопульты системы LVLP. Английская аббревиатура системы, запатентованной компанией Sata, расшифровывается как «низкий объем, низкое давление». Распыляющая головка работает при давлениях от 0,7 до 1,2 бар. Измененная конструкция воздушных каналов позволила снизить перепады между входным и выходным давлением воздуха, полезный коэффициент переноса ЛКМ увеличился до 70–80%. Уменьшились требования к перепадам входного давления. Среднее потребление воздуха (150–350 л/мин) относят к достоинствам краскопультов системы LVLP.

    После появления системы LVLP, которую можно считать базовой для всех краскопультов современных моделей, различные производители покрасочного оборудования разработали собственные технологии. Не имея особых конструктивных изменений, отличия технологий состоят в величине выходного давления, которое повышается до 1,3–1,6 бар.

    Так, компания Sata производит и краскопульты уменьшенного давления типа RP (Reduced Pressure), которые отличаются оптимальным расходом воздуха (250–275 л/мин), соплами в 1,3 или 1,4 мм, работают при входном давлении в 1.5–2,0 бар. Профессиональные краскопульты этого типа чаще используются как заполняющие (грунтовочные пистолеты). В технологиях изготовления применяются латунные дюзы, анодированные корпуса, ручная юстировка дюз.

    Итальянский производитель краскопультов Walcom (Asturomec) выпускает пульверизаторы типа HTE или GEO. Технологии позволяют использовать сопла с диаметрами от 0,7 до 2,5 мм, работают с входным давлением 2–2,5 бар, потребляют 340–360 л/мин воздуха. Еще ниже расход воздуха (240 л/мин) у краскопультов типа ECOMIX, которые работают с соплами до 3 мм. Пистолеты этого типа чаще используются в строительных работах, но применяются и как грунтовочные краскопульты.

    Недорогие краскопульты типа HP (высокое давление) являются доработкой конвенциональной системы, работая при входном давлении в 5–6 атмосфер при сниженном расходе воздуха. В авторемонтах оборудование этого типа используется все реже из-за повышенного расхода краски.

    Для оптимизированных систем распыления производители договорились о стандартных цветовых маркировках. На регулировочных винтах, крышке воздушной головки краскопульт системы LVLP маркируется синим цветом. Зелёным цветом помечаются краскопульты HVLP, для конвенционального типа выделен белый или серебристый цвет.

    Важным показателем для краскопульта становится возможность регулировки формы пятна распыления, которое на профессиональном языке принято называть окрасочным факелом. Особенности формирования факела и принцип работы краскопульта вы можете рассмотреть на схеме следующей главы.

    Регулировка факела необходима для окраски разных частей автомобильного кузова. Понятно, что при покраске широких и плоских кузовных элементов (крыши, капота) или дверных выштамповок, резких граней крыла, бампера нужны факелы разной формы и величины. Кроме других слагающих, мастерство автомобильного маляра заключается и в умении точно отрегулировать факел краскопульта.

    Интересно, что первые распылители были практически одновременно придуманы в Америке и в России. На мануфактуре С. Морозова воздушный распылитель использовали для увлажнения ткани и нанесения краски через трафареты. В Америке врач Девилбис придумал аэрозольный ингалятор, а его сын доработал принцип аэрозольного распыления до конструкции промышленного краскопульта, который сразу (с 1907 года) нашел применение в автомобильной промышленности.

    Реже применяется в автомобильных ремонтах краскопульты, построенные на принципе безвоздушного распыления. В такой конструкции пневматический компрессор заменен специальным насосом, нагнетающим ЛКМ в краскопульт (со специальными соплами) под давлением в 200–300 атмосфер. Достоинствами безвоздушных краскопультов признаны высокий коэффициент переноса краски и полное отсутствие аэрозольного тумана. Факел дает резкие границы, добиться при ручном распылении оптимальной толщины мокрой пленки ( до 100 мкм) очень трудно.

    Какой краскопульт выбрать?

    Каждый вид распылителей имеет свои плюсы и минусы:

    1. HP позволяет красить равномерно и быстро, но из-за образования в воздухе большого количества красочной пыли не дает идеального качества покраски. При нанесении глянцевых материалов после высыхания придется полировать поверхность. Для работы с таким краскопультом понадобятся хорошие средства индивидуальной защиты.

      Совет! HP – оптимальный вариант для мастера-новичка и для распыления недорогих материалов. Это простой и недорогой краскопульт для домашнего применения.

    2. HVLP лучше красит и экономнее расходует материал, но требует дорогого мощного компрессора и чистого воздуха.
    3. LVLP дает отличное качество покраски – с таким оборудованием можно обойтись без полировки окрашенной поверхности. Но его использование требует от оператора определенного мастерства. Факел у этого распылителя узкий, а материал подается очень быстро. Поэтому для LVLP нужна твердая рука: краскопульт надо держать близко к поверхности, быстро и равномерно передвигать, чтобы не образовались подтеки. Такой распылитель дорого стоит и подойдет для окрашивания мебели, дверей, деталей автомобильного кузова.

    Устройство краскопульта

    Конструкция современного краскопульта довольно сложна. Основные части пульверизатора вы можете рассмотреть на схеме.

    Устройство краскопульта

    Наиболее важными в работе маляры считают такие части пистолета, как спусковой крючок, регуляторы формы факела, количества краски и подаваемого воздуха. Важной особенностью спускового рычага (крючка) пульверизатора признано ступенчатое включение подачи воздуха и автоэмали. При неполном нажатии рычага открывается только подача воздуха. Утопив рычаг до упора, вы получите полный объем окрасочного факела. Мягкий спусковой крючок позволяет варьировать количество краски и размер факела.

    Регулировочные винты управляют другими функциями пистолета. Регулятор формы факела может быть самым верхним на корпусе пистолета или располагаться сбоку. Средний регулятор связан с иглой подачи краски и находится всегда сзади за ней, в центре тыльной части корпуса. Третий регулировочный винт корректирует подачу (давление) входного воздуха. Он может быть расположен под регулятором иглы или выносится в нижнюю часть рукоятки пистолета, к входному клапану воздухоподачи.

    Верхнее или нижнее расположение бачка для краски профессионалы не считают критичным, быстро привыкая к разному балансу краскопультов. При верхнем расположении стандартный размер бачка составляет 0,6 литра. Для контроля наличия и уровня эмали или лака удобны полупрозрачные пластиковые бачки. Для нижних бачков характерны металлическое исполнение и больший размер (обычно литровый). Краскопульт с нижним бачком можно ставить на пол при перерывах в работе.

    Оснастка и дополнительные аксессуары покрасочного оборудования

    Для удобной безостановочной работы нужно уделить внимание выбору качественной оснастке и дополнительных аксессуаров, к которым относятся:

    Оснастка (аксессуары) для краскопультов

    • воздушные шланги и разъемы к ним;
    • фильтры компрессорного оборудования;
    • адаптеры и фитинги;
    • настенные или напольные держатели (позволяют подвешивать краскопульт при перерывах в работе);
    • манометры;
    • обдувочные пистолеты;
    • запасные или сменные бачки;
    • ремонтные наборы для краскопультов.

    Для входа воздушного шланга в краскопульт разные производители могут оснащать пистолет разъемами резьбового, байонетного или рапидного типа. При качественном исполнении тип соединения не влияет на потери воздуха, все они одинаково надежны. Традиционный резьбовой разъем обычно снабжается резьбой размером в четверть дюйма. Более долговечны нержавеющие латунные или бронзовые разъемы. Резьбовое соединение необходимо плотно затягивать гаечным ключом, поэтому процедура смены пневмоинструмента удлиняется.

    Удобные в работе импортные спиральные шланги стационарно комплектуются байонетными или рапидными соединениями. Чтобы подсоединить такой шланг к компрессору или краскопульту с резьбовыми выходами, вам понадобится переходник (адаптер) под оба типа соединений. При использовании компрессоров устаревшей или нестандартной конструкции необходимы фитинги, которые снабжены наружной резьбой разных размеров, например, ½ и 3/8 дюйма.

    Многие производители, такие как , под свое оборудование выпускают специальные комплекты быстрых соединений, состоящие из пар ниппель-клапан (их часто называют «папа-мама»). Рапидная «ёлочка» ниппеля позволяет быстро менять краскопульт местами с обдувочным пистолетом или пневматическим гайковертом.

    Дополнительные фильтры тонкой очистки, которые вставляются в ручку или бачок окрасочного пистолета, предназначены для конкретных моделей пистолетов (чаще всего – безвоздушного типа). Дополнительные фильтры грубой очистки могут устанавливаться в заборные шланги или на выходы компрессора. Под определенную модель краскопульта можно купить и комплекты для очистки и ремонта пистолета. В стандартный ремонтный комплект для определенной модели краскопульта входят игла, регулирующая подачу краски, дюза, воздушная голова пульверизатора.

    Настройка краскопульта

    К основным настройкам краскопульта относят подбор входного давления, регулировки размера окрасочного факела, подачи краски или лака, выбор необходимого диаметра сопла. Тестирование формы факела, равномерности распыления для профессиональной аппаратуры не применяют, это актуально при выборе недорогого краскопульта для любительской работы. Нормальный пистолет должен давать на горизонтальном листе бумаги или картона четкий, горизонтально вытянутый овал с равномерным распылением. Допускается уменьшение интенсивности окраски боковых зон (размытые края), но не должно быть никаких зазубрин, впадин эллипса.

    Виды пятен в зависимости от подачи воздуха и материала.

    Схема видов пятен

    Для профессионалов более актуальны настройки входного давления. Давление воздуха на входе регулируют по рекомендациям производителя оборудования (параметры давления указаны в инструкции). Быстрой и точной настройкой отличаются краскопульты со встроенным манометром, который может быть традиционным (стрелочным) или цифровым.

    Настройку по манометру всегда производят при полностью открытых регуляторах факела и подачи воздуха и нажатом до отказа спусковом рычаге. Рекомендованное давление подбирают, уменьшая подачу. Закрывать регулировочный винт нужно по одному обороту. При отсутствии встроенного манометра, давление регулируют на редукторе компрессора, по манометру фильтр-группы. Этот способ менее точен, так как возможно падение давления при прохождении воздухом шлангов подачи. При длине воздушного шланга стандартного диаметра (9 мм) в 10 метров, давление на входе в пистолет может упасть на 0,5–0,6 атмосферы.

    Если у вас нет никаких измерительных инструментов, оптимальное давление подбирают по форме факела. При избыточном давлении факел имеет форму восьмерки, в центре окрасочного пятна вы увидите накопление краски.

    Начальная настройка размера факела и подачи краски всегда начинается с полностью открытых регуляторов. Максимальные размеры факела и подачи оптимальны для большинства покрасочных работ на больших площадях. Уменьшение размеров факела нужно для работы с торцовыми поверхностями, фигурными рельефами.

    В инструкции к профессиональному краскопульту четко прописываются размеры дюз сопла для работы с лакокрасочными материалами разной вязкости. Стандартные размеры дюз составляют:

    • 1,3–1,4 мм (для базовых автоэмалей);
    • 1,4–1,5 мм (для прозрачных лаков, акриловых красок, жидких грунтовок);
    • 1,7–1,8 мм (для грунтов-наполнителей)
    • 2-3 мм (для жидких шпатлевок).

    Специальные распылители с дюзами до 6 мм применяются для работы защитными антигравийными покрытиями.

    Подбор сопла с дюзами нужного диаметра важен для экономичного, оптимального расхода краски и скорости работы. Нужно учитывать, что даже незначительное увеличение диаметра дюз (с 1,3 до 1,5 мм) увеличивает расход автоэмали на 30%.

    Вязкость краски

    Кроме правильной настройки краскопульта, перед работой важно подобрать нужную вязкость краски. Производители лакокрасочных материалов в инструкциях указывают точное количество отвердителя, а пропорции разбавителя мастер определяет самостоятельно, отталкиваясь от качества старой краски, количества отремонтированных участков.

    Краска с неправильно подобранной вязкостью (слишком жидкая или густая) дает такие дефекты, как водяные метки, кипение, плохая адгезия, разнотон, вспучивание, усадка, растрескивание, скалывание. Определить нужную вязкость «на глаз» по скорости стекания эмали по мерной линейке способны только опытные мастера малярного цеха. Для самостоятельной работы лучше приобрести простой прибор под названием «вискозиметр».

    Вискозиметр

    Мерная емкость снабжена калиброванным отверстием, время, через которое краска вытекает, измеряется в секундах. Краску нужно разбавлять до показателя, указанного производителем краски на банке (например, «рабочая вязкость 20–22 с»).

    Выбор краскопульта для бытового и профессионального применения

    Чтобы правильно выбрать краскопульт для дома или профессионального использования, необходимо учитывать такие характеристики инструмента, как:

    • класс (тип) краскораспылителя;
    • материал бачка и его расположение;
    • габариты и вес;
    • размер сопла;
    • мощность (для электрических аппаратов).

    Класс краскораспылителя

    Поскольку краскораспылитель класса HVLP может работать при невысоком давлении и обеспечивать приемлемое качество окрашивания, то лучше купить для дома именно такую модель пистолета. Конечно же, для профессиональной сферы потребуется приобрести промышленный инструмент класса LVLP.

    Материал бачка и его расположение

    Бачок для краски и других составов изготавливают либо из пластика, либо из металла. Пластиковые бачки удобны тем, что они полупрозрачны и позволяют визуально определять уровень лакокрасочного материала, залитого в него. В пользу металлических емкостей для пульверизаторов говорит то, что их можно промывать агрессивными растворителями, которые могут повредить бачок из пластика.

    Совет! Для домашнего использования будет достаточно прибора с пластиковым бачком, так как в быту труднорастворимые красящие составы почти не применяются.

    Также, делая выбор краскопульта, следует учитывать расположение бачка, от которого зависит, сможет ли маляр выполнить ту или иную работу. Верхнее расположение емкости считается универсальным и позволяет производить нанесение составов как на потолок, так и на стены. В некоторых приборах верхний бачок может подсоединяться с помощью гибкого шланга, позволяющего устанавливать емкость в нужном положении.

    При нижнем закреплении бачка прибор будет работать только в горизонтальном положении. Если инструмент поднять вертикально, например, для побелки потолка, то раствор перестанет поступать в инструмент. Единственное, чем удобен нижний бачок — так это повышенным объемом, позволяющим заливать в него большое количество краски или другого состава.

    Габариты и вес

    В большей степени, данные параметры относятся к электрически краскораспылителям. Чем больше размеры компрессора или насоса, тем выше производительность прибора для распыления составов. Поэтому профессиональные мастера предпочитают использовать электрические пульверизаторы с внешним компрессором (напольным).

    Бытовые же электрические краскораспылители имеют маленький размер, встроенный в пистолет насос и удобны для мелких покрасочных работ по дому. К тому же, данный мини инструмент может выпускаться и с внешним компрессором небольших размеров. Благодаря малому весу, его можно переносить на плече во время работы пульверизатором.

    Размер сопла

    Сопло от краскопульта, а точнее диаметр его выходного отверстия (дюзы), напрямую виляет на размер капли лакокрасочного материала, который распыляется. Выбирая краскораспылитель, необходимо знать, какие виды работ будут проводиться с его помощью. Для распыления различных материалов требуется подбирать соответствующий диаметр сопла:

    • для распыления красок на водной основе, а также нанесения базы и лака требуется диаметр дюз 1,2-1,6 мм;
    • для красок и лаков на акриловой основе требуется сопло с диаметром 1,4-1,7 мм;
    • с грунтовками хорошо работают приборы, имеющие сопло с диаметром 1,5-2,2 мм;
    • для густых составов, например, жидких шпаклевок, потребуется диаметр дюзы в пределах 2,5-3 мм.

    Поэтому рекомендуется покупать инструмент, имеющий в комплектации несколько сменных головок, позволяющих ему стать универсальным.

    Совет! Для профессионального использования следует покупать прибор, головки сопла которого изготовлены из нержавейки. Данные элементы прослужат дольше своих пластиковых аналогов, которые не выдерживают частого промывания в растворителях.

    Мощность электрических пульверизаторов

    Аппараты, имеющие мощность до 500 Вт, считаются бытовыми, имеют невысокую стоимость и больше подходят для начинающих маляров. Они плохо работают с густыми составами, наносят краситель неравномерно, что сказывается на качестве покрытия.

    Для профессионального использования следует выбирать приборы мощностью более 500 Вт, которые смогут справляться с составами любой вязкости и равномерно распылять их на обрабатываемую поверхность.

    Критерии выбора и особенности лучших конструкций

    В зависимости от вязкости материала пистолеты-распылители разделяют на краскопульты для финишных покрытий и грунтовочные краскораспылители. Различия конструкций касаются только диаметра выходных отверстий сопла.

    У качественных моделей в разработке внимание уделяется материалу, форме, чистоте обработки каждой детали. Но наиболее ответственными частями остаются бачок для краски, воздушные каналы, клапаны, сопло и игла воздушной головки.

    Для бачка качественного краскопульта используются легкие алюминиевые сплавы или специальная пластмасса, так как автомобильные эмали относятся к агрессивным химическим средам и бытовые пластики не выдерживают долгого контакта с краской.

    Специально разработанные воздушные клапаны позволяют при мягкой регулировке факела избежать эффекта «плевка». Внутренние воздушные каналы используют минимальное количество изгибов, защищаются анодированием. Сопло и игла краскопульта изготавливаются из специальных инструментальных сталей, их форма разрабатывается при помощи сложных математических расчетов гидродинамики, модулирующих компьютерных программ. Готовый образец многократно испытывается на стендах и в практике. Пластиковые и тефлоновые уплотнители не требуют смазки, не боятся органических растворителей.

    Ведущие производители уделяют значительное внимание форме корпуса краскопульта, который снабжается эргономической рукояткой, удобной формой и мягки ходом курка. Важным моментом конструкторы считают даже наклон бачка на корпусе, от этого параметра зависит баланс распылителя удобный для работы.

    По стоимости, которая относится к главным критериям выбора, качественные профессиональные краскопульты в несколько раз дороже бытового оборудования. При этом профессиональные распылители могут работать без перерывов, легко регулируются, их качество позволяет многолетнюю эксплуатацию.

    Элементы конструкции и принцип работы

    Стандартная конструкция пневматического краскораспылителя включает в себя следующие части:

    • корпус (пистолет), как правило, металлический;
    • наливной бачок;
    • уплотнительная игла;
    • коническая насадка (сопло), иногда несколько сменных;
    • регулировочные устройства (винты).

    После небольшого нажатия воздух подаётся в баллон. Продолжение нажимающего усилия сдвигает уплотнительную иглу, которая открывает путь жидкости. Воздух перемещает краску к распылителю и выбрасывает наружу.

    Сопла выпускается различных диаметров. Тонкие насадки точнее рассредоточивают краску или лак по плоскости. Чем шире сопло, тем крупнее частички ЛКМ. Насадки с большим отверстием нужны, если материал густой. Хорошим вариантом считаются краскораспылители со сменными соплами.

    как выбрать пневматический краскопульт

    Изменение методов покраски в зависимости от типа пистолета

    Общий принцип покраски распылением требует держать краскопульт перпендикулярно окрашиваемой поверхности. Сделать это довольно трудно, особенно — в труднодоступных местах и при работе снизу вверх (например, в колесных арках). На практике опытный мастер не задумывается о положении краскопульта в руке, ориентируясь на форму факела. Огрехи любительской покраски из наклоненного пульверизатора проявляются в виде полос и «облаков» (на металлике) или ряби (на обычных автоэмалях).

    Правильное положение краскопульта относительно окрашиваемой поверхности.

    Правильное положение краскопульта

    Расстояние до кузовного металла зависит от типа краскопульта. Конвенциональный краскопульт высокого давления дает конусный факел, который эффективен на расстоянии 25–30 сантиметров. На более коротких расстояниях частицы краски ударяются о металл и отскакивают от него, что приводит к окрасочному туману, перепылению и потекам.

    Правильное положение краскопульта

    Для пистолетов низкого давления (HVLP, RP, LVLP) с чашеобразным факелом оптимальное расстояние составляет от 10 до 20 см. При передвижении краскопульта нужно стараться держать его параллельно поверхности кузова, избегать дугообразных и круговых движений. Полосы эмали старайтесь перекрыть на две трети, соблюдайте постоянную скорость перемещения пистолета (40–50 сантиметров в секунду). При покраске демонтированных деталей (крыльев, капотов, дверей) пользуются специальными поворотными стендами, позволяющими сначала прокрасить внутренние поверхности, углы, торцы кузовного элемента. После этого окрашивается лицевая поверхность.

    Опытные мастера применяют метод непрерывной покраски детали, при этом краскопульт движется волнообразно. При любительской окраске на первых этапах лучше использовать горизонтальные проходы, при которых пистолет подводится и отводится с частично нажатым курком. Этим вы избегаете «сухого» края.

    Способ «брызгового» распыления, при котором краска наносится точечно, короткими нажатиями курка, применяется только для труднодоступных мест внутренних поверхностей. При таком методе распыления неизбежны недостаточная прокраска или наплывы. Его применяют, чтобы избежать перерасхода краски. Для цилиндрических, решетчатых деталей факел по размеру подгоняют к ширине (диаметру) элемента, окрашивают его в 3-4 вертикальных или горизонтальных прохода.

    Подготовка краскораспылителя

    Краскопульт оснащен ступенчатым переключателем мощности. Присутствие этой опции дает возможность регулировать напор и ширину факела, выбирая наиболее подходящий режим, при котором лак будет ровно ложиться на поверхность без излишнего разбрызгивания.

    Подготовка краскораспылителя к работе

    Переключатель в положении «0» свидетельствует о включенном пульверизаторе. Если поставить переключатель на «1», устройство функционирует на среднем скоростном режиме, позволяющем распылять даже самые жидкие лаки. Режим «2» означает, что аппарат способен к разбрызгиванию вязких составов.

    Важно! Перед применением краскопульт нужно настроить.

    Делается это следующим образом:

    1. Подвешиваем пульверизатор в вертикальном положении над пробным листом картона или дерева на расстоянии 15-20 сантиметров.
    2. Нажимаем на курок и удерживаем его до той поры, пока на лаковом пятне не возникнут потеки.
    3. Далее корректируем настройки в соответствии с поставленными целями.
    4. Сопло проворачиваем так, чтобы факел напоминал веер.
    5. Тренируемся в нанесении сплошных полос лака, делая перехлесты в различных направлениях.
    6. Для создания однородного покрытия перемещаем струю с одинаковой скоростью. Все движения плавные, без рывков.
    7. Жмем на курок у края обрабатываемой поверхности, но не перед ее началом.
    8. Наклонять пульверизатор нельзя.

    Эксплуатация и уход за краскопультом

    Правила эксплуатации и ухода за краскопультами просты:

    • при непродолжительных остановках работы, замене краски краскопульт продувается залитым в бачок растворителем (ацетоном);
    • при длительных остановках проводится частичная разборка пистолета (снятую головку можно поместить в бачок с залитым чистым растворителем);
    • в конце работы промывается бачок, снимаются головка, сопло, игла (снятые детали рекомендуется хранить в емкости с чистым ацетоном);
    • для разборки деталей распыляющей головки пользуются только специальным инструментом, который обычно входит в комплект качественных краскопультов;
    • недопустима очистка от краски острыми металлическими предметами, абразивами;
    • для очистки деталей головки пользуются только мягким ершиком.

    Многие производители оборудования для автомобильных покрасок рекомендуют регулярно проводить смазку штанги воздушного клапана, пружины и втулки дозирующей иглы, винта спускного рычага. При этом запрещено использовать силиконосодержащие смазки.

    Как устроен краскопульт?

    Краскопульт, в той своей форме, в какой мы видим его сегодня, был создан более века назад. Сейчас существует много разных вариантов его конструкций. В чем же отличие?

    Внешне окрасочные пистолеты очень похожи, но внутри они могут иметь разное устройство воздушных головок и каналов для проведения воздуха, различаться системами распыления (HVLP, LVLP, HP и других комбинаций объема и давления). Эти нюансы в строении любого краскораспылителя определяют не только качество и скорость работы мастера, но и удобство использования инструмента.

    Лучше понять то, как выбрать окрасочный пистолет, поможет изучение его основных элементов. Любой современный краскопульт имеет три системы регулировки, к которым относятся:

    • Регулятор факела, который позволяет выбрать оптимальную форму распыляемого пятна в процессе работы.
    • Регуляция подачи воздуха необходима для того, чтобы мастер имел возможность настраивать выходное давление, или проще говоря, изменять силу, с которой краска будет вылетать из сопла.
    • Регулятор хода иглы, или по-другому – открытия форсунки, предназначен для уменьшения или увеличения объема подаваемого лакокрасочного материала, а соответственно, для создания нужной толщины слоя.

    Распыление краски пистолетом

    Технические особенности эти трех элементов бывают разными, и в зависимости от этого выделяют различные системы распыления окрасочных пистолетов. Поговорим о них далее.

    Наши предпочтения при выборе краскопультов

    За несколько лет работы с различными автомобильными грунтами и эмалями мастера нашего малярного цеха опробовали в работе краскопульты многих известных производителей. Не останавливаясь на достоинствах опробованных краскораспылителей знаменитых брендов DeVILBISS, WALMEC, Jeta Pro, Italco, в конце концов, мы выбрали продукцию азиатских производителей оборудования для покраски.

    Краскопульты SATA, Ivata не уступают перечисленным брендам по качеству покраски и длительности эксплуатации, но выделяются более гуманными ценами. Для работы с более вязкими грунтовками мы выбрали грунтовочные краскопульты SATA.

    Работы по финиш-отделке автоэмалями и лаками наши маляры проводят многоцелевыми краскопультами японской компании ANEST IWATA. Сменные дюзы краскопультов Ivata позволяют качественно распылять акриловые и порошковые краски, автоэмали и лаки различной плотности.

    Производители краскопультов

    Крас­ко­пуль­ты из Италии

    GAV

    Недо­ро­гие крас­ко­пуль­ты. Мож­но поре­ко­мен­до­вать на началь­ных эта­пах осва­и­ва­ния маляр­но­го дела. В основ­ном, для тре­ни­ров­ки нане­се­ния базы и акри­ла. Моде­ли с дюза­ми боль­шо­го диа­мет­ра мож­но исполь­зо­вать как отдель­ные писто­ле­ты для нане­се­ния грун­та и жид­кой шпа­клёв­ки. К при­ме­ру, модель Record 2200.

    WALCOM

    Тор­го­вая мар­ка Walcom при­над­ле­жит про­из­вод­ствен­ной ком­па­нии Walmec, кото­рая с 1945 года суще­ству­ет на рын­ке про­фес­си­о­наль­но­го маляр­но­го обо­ру­до­ва­ния. Име­ет в нали­чии раз­лич­ные моде­ли крас­ко­пуль­тов, реко­мен­до­ван­ные для раз­лич­ных лако­кра­соч­ных мате­ри­а­лов. Мож­но подо­брать доста­точ­но каче­ствен­ную модель для при­ме­не­ния в мастер­ской для кузов­но­го ремонта.

    Частые вопросы

    Как можно определить недостатки пульверизатора на глаз? Основные недостатки краскопульта трудно определить визуально. Не опробовав распылитель в работе, вы не сумеете определить простоту регулировки формы факела или долговечность эксплуатации. Также трудно определить качество пластикового бачка, поэтому мы рекомендуем выбирать краскопульты с металлическим (алюминиевым) резервуаром. При осмотре в магазине откажитесь от покупки моделей с винтовыми соединениями, укрепленными клеем. Не выбирайте тяжелые модели, краскопульты с неудобной ручкой. Нежелательны и пластиковые регуляторы.
    Как вы относитесь к китайским краскопультам? Многие автолюбители избегают оборудования с шильдиком «Сделано в Китае» или упоминания о китайском производстве краскопульта. При этом вы забываете, что масса европейских компаний перенесла производство в Китай в поисках дешевой рабочей силы. Так поступили немецкая компания SATA, американско-британский концерн DeVILBISS. Из известных производителей самостоятельно продолжает выпускать оборудование в Европе итальянский бренд WALMEC. На китайских производствах используются фирменные конструкции и технологии, многие ответственные комплектующие поставляются европейскими поставщиками. Избегать стоит только откровенных подделок.

    Можно ли у вас заказать художественную аэрографию? Художественная аэрография не относится к профильным направлениям нашего автосервиса. Если вы закажете у нас кузовной ремонт с покраской и захотите украсить капот или двери машины ярким рисунком, мы найдем для этой работы опытного мастера и договоримся с ним о льготных расценках для нашего заказчика.

    Какие есть нестандартные маркировки головок? Кроме стандартных маркировок оптимизированных систем распыления, некоторые производители используют собственные цветовые обозначения на воздушных головках и регулировочных винтах. Так, итальянский бренд WALMEC маркирует систему двойного распыления синим цветом. Оригинальные буквенные маркировки компании используют для собственных патентованных технологий. К ним относятся обозначения RP (использует компания SATA), HTE (применяется у моделей WALMEC). Тайваньская компания AURITA использует аббревиатуру LVMP.

    Есть ли смысл покупать профессиональный аппарат для гаражного ремонта? Основным недостатком профессиональных краскопультов для любительских ремонтов будет высокая цена. Для того чтобы окупить стоимость распылителя и компрессора, вам будет нужно полностью покрасить свою машину пять или семь раз. Такая покупка имеет смысл, если вы планируете заниматься частной покраской за деньги. Для всех остальных ситуаций вам будет гораздо проще приехать, к примеру, в наш автосервис, где вы можете недорого заказать качественную локальную покраску самостоятельно отремонтированных деталей или полную перекраску кузова, ну, или в любой другой сервис, где все сделают по уму.

    АВТОкапитан:

    05.05.2018

    ` 3077

    ★★★★★

    Выбор компрессора для краскопульта

    Определившись с моделью распылителя, надо подобрать к нему компрессор. Его важнейшие характеристики:

    • Мощность двигателя. У большинства моделей она составляет 1,2–1,8 кВт, и этого вполне достаточно для работы. Более высокие показатели часто оказываются просто маркетинговой уловкой недобросовестных производителей (по факту мощность у таких агрегатов гораздо ниже заявленной). Да и нет смысла тратиться на лишнюю мощность.
    • Объем ресивера. Для строительных работ и домашнего применения лучше всего подойдет объем 24–50 л. Его достаточно для бесперебойной работы краскопульта, и при этом компрессор не будет слишком тяжелым для перемещения по дому. Для производственных целей понадобится ресивер на 100–500 л.

      На заметку! Рабочее давление у большинства компрессоров составляет 6–8 бар. Его хватает для работы с краскопультом.

    • Производительность – количество сжатого воздуха, которое компрессор выдает за минуту. Она должна минимум на 20 % превышать потребление воздуха распылителем, иначе краска будет плохо распыляться. Но изготовители компрессоров указывают производительность всасывания. А на выходе получается гораздо меньше (потери составляют до 35 %). Поэтому сначала заявленную производительность агрегата нужно умножить на 0,65–0,7, и уже полученное число сравнить с потреблением краскопульта.

    Кроме того, желательно, чтобы компрессор был оборудован автоматикой отключения при перегрузках, регулировкой давления, манометром, фильтрами, вентиляторами охлаждения, ручками и колесами для передвижения.

    Если правильно выбрать пневматический краскопульт и компрессор к нему, можно будет легко окрашивать самые разные поверхности. Это отличное оборудование, самое надежное и безопасное среди всех распылителей для краски.

    Категория краскораспылителей HVLP

    Краскопульты HVLP (не HLVP!) характеризуются большим объемом и низким давлением. Они были разработаны в 80-е годы прошлого века, и одной из целей их создания явилась минимизация нанесения вреда окружающей среде.

    Устройство воздушных каналов в окрасочных пистолетах системы HVLP предусматривает перенос без потерь на рабочую поверхность минимум 65% распыляемого материала.

    Окрасочные пистолеты HVLP Sataminijet 4400

    Такой эффект объясняется высоким уровнем давления на входе – 2,5-3 атм. – и низкому его показателю на выходе – около 0,7 атм. Получается, что в процессе эксплуатации краскопультов типа HVLP в воздухе теряется около 25-35% краски или лака.

    Но забота об окружающей среде – не единственное качество таких краскораспылителей. Преимуществом системы HVLP (которую по ошибке иногда называют HLVP) является весомая экономия лакокрасочного материала, достигаемая благодаря небольшой скорости полета краски на выходе. Из-за этого образуется меньше тумана, однако распылять материал при этом необходимо на близком расстоянии – не дальше 15 см.

    Плюсы и минусы окрасочных пистолетов HVLP сведены в таблицу.

    ДостоинстваНедостатки
    Экономия краскиНужно много воздуха (360 л/мин и более), а значит и мощный компрессор
    Хорошие экологические показателиДиаметр воздухопровода увеличен
    Не дают много туманаТребует установки дополнительных фильтров для очистки воздуха от влаги и масла из-за применения мощного компрессора
    Минимум мусора на рабочей поверхностиТребует высокого мастерства во избежание подтеков

    К недостаткам также стоит отнести малую дальность дистанции при распылении краски.

    Покраска авто краскопультом

    Принципы работы пневматических краскопультов

    Суть работы пульверизаторов следующий, если говорить про более точные принципы. Краскопульт соединяется с компрессором, посредством штуцера. В камеру воздух попадает по каналу, расположенному в рукояти. Регулирующий клапан по давлению, находится в воздушной камере. После запуска устройства открывается шток и воздух под давлением отправляется по каналам пистолета. Он доходит до еще одной камеры, где уже формируется размер факела. Далее через распределительные кольца и отверстия дюзы, выводится наружу. При максимальном показателе давления, воздух выходит через все отверстия. Бачок с краской располагается как правило, наверху пистолета. Краска также подается к соплам при нажатии на курок, но если курок нажат наполовину, тогда выходит из сопла только воздух. Нужно понимать, что экономичность расхода зависит от скорости подачи и чем она выше, тем больше расходуется лакокрасочного покрытия.

    краскопульт пневматический

    Полезно. Не все модели оснащены регуляторами давления. В недорогих краскопультах они отсутствуют зачастую.

    Типы систем распыления

    Все предлагаемые на рынке краскопульты распределяются на семь категорий. Их классификация представлена в таблице.

    Система распыленияДавление воздухаДругие особенности
    HTE – High Transfer Efficiencyвысокоеэффективная передача краски
    LVLP – Low Volume Low Pressureнизкоенебольшой объем
    HP – High Pressureвысокоенизкий расход воздуха
    MP – Middle Pressureсреднее
    RP – Reduced Pressureпониженноетонкое распыление без разводов
    HVLP – High Volume Low Pressureнизкоевысокий объем
    LVMP – Low Volume Middle Pressureсреднеенизкий объем

    Если вам нужен окрасочный пистолет высокого давления, то как видно из таблицы, следует выбирать краскопульты систем HP или HTE.

    Рейтинг
    ( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Для любых предложений по сайту: [email protected]