Грунтовка на эпоксидной основе – это вид лакокрасящего материала, который обеспечивает защиту металлического основания поверхности от коррозии. Это возможно благодаря наличию таких составляющих компонентов: специальные смолы и химически активные добавки.
Их присутствие в составе материала предотвращает развитие разрушающего процесса на поверхностях, изготовленных из металла. Выпускается эпоксидный грунт в баллончике (в форме аэрозоля) и в стальных тарах разного объема. Сегодня поговорим о том, где применяется данный материал, каковы его технические характеристики, а также узнаем технологию приготовления состава.
Особенности применения эпоксидного грунта
Можно наносить «голый» металл
Он отлично герметизирует поверхность металла заметно сокращая возможность появления коррозии. При реставрации кузова авто грунт здесь база против коррозии, на которую в последующем можно наносить другие материалы.
Ржавчину грунт не уберет, и не сможет нейтрализовать поэтому материал не должен иметь следов коррозии. Кроме того, его можно рассматривать как защитный слой.
На смешанные поверхности
У грунтов отличные адгезионные свойства и они легко прилипают к металлу, любому нанесению лакокрасочному, к любому слою шпаклевки и прочих средств.
Как только нанесли эпоксидный грунт поверхность покрывается однородной пленкой, исключающей оконтуривание, она дает усадку и может быть хорошей основой для акрилового. Также можно устранить влагу на ремонтируемых панелях любого этапа ремонта, например, если машину нужно выкатить на улицу на какое-то время.
Как финишный слой изоляционный слой
Наносится перед базой в один или два слоя, предварительно разведенный в 50% пропорции. Это даст изолирование подготовленной поверхности к покраске, и краска не поднимется, поскольку покрытие будет ровным.
Шлифовать вам не понадобится, окраску можно будет делать через полчаса-час. Средство можно будет разбавить ксилолом или специальным разбавителем.
Применение как грунт
Придающий стойкость к возможным сколам при эксплуатации, из-за отличного прилипания к кузову лакокрасочного средства. Он может быть нанесен также на капот или передний бампер. Грунтуя пластик, понадобится сначала нанесение грунта, усиливающего адгезию.
Нанесение на стеклопластиковые детали
Как первый слой, а затем уже покрывают наполняющим акриловым. Таким образом вы не столкнетесь с мелкими трещинами на сетке после покраски которые могут образоваться на деталях из стеклопластика.
Свойства грунтовки
Как и другие составы грунтовки по металлу, эпоксидная смесь является средством против коррозии. Она изготовлена с применением эпоксидной смолы, а также на основе компонентов, которые устраняют развитие коррозийных процессов на металлической поверхности — фосфорная кислота и цинк.
Часто грунтовку можно встретить в виде двухкомпонентного состава. Многие используют аэрозольный баллончик, как говорилось выше в этой статье. Однако эксплуатация такого предложения от производителя является эффективной лишь при кратковременном использовании металлических объектов или автомобилей.
Как и другие грунтовочные смеси, эпоксидный состав готов похвастаться преимуществами. Но и без минимальных недостатков во время тяжелой конкуренции производителей обойтись нельзя.
Преимущества состава
На основе сертификатов и отзывов покупателей был составлен список основных преимуществ эпоксидной грунтовки. Выглядит он следующим образом:
- Полная гидрофобность. Пленка, которая образуется после нанесения средства, обеспечивает безопасность поверхности от влаги. Даже длительная связь с влагой не способна навредить поверхности или вызвать коррозийные процессы. В этом показателе эпоксидная грунтовка превосходит даже кислотные вариации;
- Абсолютна прочность. Пленка не только устраняет возможность развития коррозии, но и защищает поверхность от механического воздействия. Особенно это касается автомобилей, которые после нанесения не будут знать царапин;
- Климатическая устойчивость. Материал не подвергается воздействию температурных режимов, поэтому сохраняет позитивные характеристики и не выгорает даже при критических показателях термометра;
- Высокая адгезия. После нанесения материал достигает однородности с поверхностью, поэтому не способен отслаиваться;
- Надежная защита от коррозии. Несмотря на эпоксидную смолу, состав содержит дополнительные химические вещества, которые обеспечивают надежность в противостоянии коррозийным процессам;
- Химическая инертность против воздействия других средств, включая щелочь и кислоту. Вот почему чаще всего грунтовка используется именно для автомобилей;
- Неизменность характеристик. Применяя эпоксидную грунтовку, положительные показатели будут оставаться, независимо от смены рабочей поверхности.
Следует отметить, что эффективность эпоксидной грунтовке не базируется на виде первичного покрытия. Также, грунтовочные составы с применением эпоксидных веществ обладают большим расходом — до 300 г на квадратный метр.
Недостатки
Несмотря на широкий ряд преимуществ, эпоксидная грунтовка обладает некоторыми недостатками. Выглядят они следующим образом:
- Долгое время застывания. В средних условиях температуры и влажности средство может засыхать на протяжении 12-ти часов. Если использовать баллончик, время может увеличиться в два раза, поэтому применение классического покрытия является наиболее верным решением;
- Невозможность использования для принудительной сушки. Если использовать дополнительные методы быстрой осушки (тепловые пушки, вентиляторы, повышение температуры и прочее) средство будет обладать неравномерной полимеризацией и большим количеством пузырей.
- Несмотря на оптимальную цену, некоторые производители слишком завышают стоимость на эпоксидную грунтовку. Однако эта особенность может не рассматриваться, как недостаток, если владелец автомобиля готов выделить денежные средства для качественной защиты металла.
Несмотря на вышеперечисленные недостатки, преимущества полностью перекрывают негативные особенности и делают эпоксидную грунтовку по металлу наиболее верным решением для каждого владельца автомобиля или мастера по работе с металлическими конструкциями.
Техника нанесения
Первым делом необходимо тщательно подготовить поверхность к нанесению. Для этого с металла полностью удаляется ржавчина с помощью болгарки или наждачки. Далее необходимо обезжирить поверхность, чтобы при нанесении была достигнута максимальная адгезия. Можно воспользоваться специальными средствами для удаления жира на металле.
Важно. Если эпоксидная грунтовка была приобретена в форме спрея, следует тщательно взболтать ее, чтобы смесь была однородной, и процесс полимеризации осуществлялся равномерно.
Если грунт двухкомпонентный, необходимо смешать вещества в соотношении 1:4. Подробную инструкцию всегда можно прочесть на задней стороне банки.
Важно! Если двухкомпонентный грунт будет наноситься с помощью пульверизатора, следует добавить в состав «Сольвент» для разбавления жидкости, чтобы она лучше выходила под большим давлением.
Сам процесс нанесения сопровождается следующими действиями:
- Использование пульверизатора или кисточки (на усмотрение покупателя);
- Нанесение трех слоев. Каждый шар наноситься только после того, как предыдущий слой полностью высох (12 часов спустя);
- Завершающий шар тщательно шлифуется. Если планируется наносить краску на шпаклевку, заключительный слой можно не шлифовать.
Пользуясь этими рекомендациями, процесс нанесения будет успешно выполнен, а автомобиль или металлическая конструкция на долгое время будет обеспечена стойкой защитой от влаги, коррозии и механического воздействия.
Подготовка поверхности для нанесения эпоксидного грунта
Перед началом работ необходимо ознакомиться с требованиями безопасности и следовать правилам инструкции. Недопустимо в помещении возникновение пыли и дуновений.
- поверхность обезжиривают.
- грунт хорошо прилипает и держится механически. По этой причине металл потребуется отшлифовать Р120-Р180, чтобы улучшить адгезию. Старая краска шлифуется с помощью Р240-Р320. Шлифовать требуется на сухую или Р500-Р600 мокрую.
- перед использованием материала он должен быть тщательно перемешан для равномерного распределения составляющих грунта.
- для разбавления грунта чтобы лучше растекался в него добавляют сначала отвердитель, а потом уже разбавитель.
- наносится один или два слоя грунта небольшой толщины. Время высыхания каждого слоя 30 минут.
- первому слою для высыхания потребуется 60 минут, а после этого наносится шпаклевка. В случае нанесения двух слоев, шпаклевать придется через день.
- рекомендуется нанесение шпаклевки в течение семи дней после эпоксидного грунта с целью максимальной адгезии.
- эпоксидный грунт перед шпатлеванием обрабатывается Р120-180 или скотч-брайтом. До металла шлифовать не нужно.
- в том случае если после шлифовки металл стал виден тогда на эти места наносят эпоксидный грунт, после акриловый наполняющий.
- через полчаса можно приступать ко второму слою нанесения грунта, через час если были нанесены два слоя. Обязательно нужно следовать требованиям инструкции того продукта, который наносится.
- поверхность высыхает в зависимости от температурных условий помещения. Грунт можно покрасить в течение трех дней без шлифования. А по прошествии трех дней придется поверхность сначала шлифовать, чтобы усилить адгезию. В любом случае лучше сверяться с инструкцией каждой конкретной продукции.
Рекомендации по выбору
Для того чтобы правильно подобрать наиболее подходящий состав, рекомендуется брать во внимание следующие моменты:
- Состав и свойства поверхности, куда будет наноситься грунт.
- Доступный бюджет и метод применения вещества.
- Присутствующие в продаже производители.
- Вариант нанесения этого элемента на поверхность.
- Необходимые показатели адгезии и иных защитных свойств.
Учитывая все эти параметры, присутствует возможность подобрать оптимальный вариант эпоксидной грунтовки.
Преимущества и недостатки эпоксидного грунта
У автотранспортной эпоксидной грунтовки имеется ряд превосходств и некоторые недостатки.
Преимущества эпоксидного грунта
- непоколебимость к неисправностям механического характера;
- пластичность и прочность
- термоустойчивость;
- долговечность;
- хорошая адгезия;
- одинаковое нанесение слоев и скорейшее их высыхание;
- водонепроницаемость;
- экологичность – вещество не несет вреда здоровью и окружающей среде, хоть в нем и содержится большое число химических элементов. Тем не менее следует придерживаться мер предосторожности.
Недостатки эпоксидного грунта
- долгое высыхание – при 20 градусах поверхность будет сохнуть 12 часов;
- невозможность использования высокотемпературной сушки из-за появления трещин и пузырей, а это мешает доброкачественной покраске.
Значит использовать в работе эпоксидный грунт допустимо тогда, когда есть достаточно времени.
Меры безопасности
Сертификаты и техническая документация, которые сопровождают вещество при покупке клиентом, предупреждают его о высокой токсичности. Именно поэтому следует пользоваться следующими рекомендациями:
- Не допускать контакта эпоксидной грунтовки с огнем во избежание пожара;
- Работать с веществом только в резиновых перчатках;
- Не допускать попадания раствора в глаза, используя специальные очки;
Также, клиентам рекомендуется использовать респираторы. Повышенная токсичность может повредить слизистую оболочку и стенки дыхательных путей, вызвав раздражение, поэтому лучше воспользоваться советом для обеспечения собственной безопасности.
Классификация эпоксидных грунтов
Производители выделяют множество таких грунтов, а в общем они делятся на: однокомпонентные и двух-многокомпонентные. В однокомпонентных не содержится отвердитель, за счет чего они очень долго сохнут, что является существенным недостатком.
В составе двух- или многокомпонентных грунтов содержатся высококачественные отвердители, из-за чего высушивание завершается через 12 часов, что не может не работать. К тому же, у них замечательная пропорция качества и цены.
Такую грунтовку выпускают в виде аэрозолей или в металлических банках.
Виды составов с использованием эпоксида
Как и другие представители эпоксидных композитов (клеи и прочее), эпоксидная грунтовка по металлу, исходя из сертификатов, должна продаваться на основе состава из двух компонентов, которые готовятся в условиях производства перед эксплуатацией клиентом.
К исключению следует отнести составы, которые предназначены для предварительного покрытия автомобилей. Многие компании, которые производят грунтовку, выпускают ее в форме аэрозольного баллончика. Хоть такой метод обладает множеством преимуществ, владельцы автомобилей отмечают низкий эффект от эксплуатации.
Причина заключается в медленном высыхании. Если использовать классическое нанесение, застывание покрытия происходит быстрее. Именно поэтому использование каких-либо баллончиков с эпоксидными грунтовками может принести желаемый эффект лишь при кратковременном использовании автомобиля или других металлических объектов.
В документации грунтовки обычно указывается область эффективного применения средства. Составы на основе эпоксидных веществ различают согласно следующим показателям:
- Температура застывания — повышенная или комнатная;
- Вещество отвердителя. Для достижения минимального уровня токсичности для человека используются полиамиды, но некоторые производители применяют другие вещества;
- Материал поверхности для нанесения. В нашем случае средство применяется для металла, но выделяют составы для бетона;
- Совместимость с лакокрасочными материалами. Грунтовки должны обладать высоким уровнем адгезии к краскам и эмалям благодаря использованию в составе полиуретана.
Для металла обычно используется специализированная эпоксидная грунтовка, которая застывает при комнатной температуре и хорошо взаимодействует с лакокрасочными материалами.
Пошаговая инструкция нанесения эпоксидного грунта на кузов автомобиля
Если же предстоит работа с незначительными изъянами, то можно обойтись баллончиком. Если же вы используете грунт в банке, то его необходимо смешать в растворителем, если нужно – то и отвердителем сначала (при однокомпонентном средстве).
До общей равномерной массы размешивают вещество. Отвердитель добавляется постепенно, зависит от количества слоев, которые будут наноситься. Слой грунтовки наносится только тогда, когда предыдущий подсохнет и станет матовый.
Если же грунтовать нужно только некоторые части транспортного средства, тогда «нерабочие» поверхности закрывают малярным скотчем красного цвета и пленкой. Стекла с фарами также нужно обязательно закрывать. Всегда нужно применять при работе средства индивидуальной защиты. Грунт наносится валиком или кистью в перчатках.
Инструкция по нанесению
Вещество наносится по правилам валиком или с помощи кисти. Требуется соблюдать следующие правила в работе:
- первый наносимый слой должен быть тоненький;
- можно спустя 15-20 минут наносить каждый последующий слой, все зависит от типа грунтовки и производителя. Отличительный момент, когда можно наносить следующие слои – это матовость поверхности.
- вещество наносится плавными движениями, но не останавливаясь в одном мете;
- избегайте пробелов и заметных переходов. Все должно выглядеть максимально однородно.
Если вы наносите краскопультом, то первый слой ровненький и тонкий. Расстояние от поверхности до краскопульта 25-30 см. Для равномерного распределения движения делать перекрестные. Конечно, по окончании работ могут быть подтекания, но это легко удалить шлифовкой.
Помещение, в котором будут проводить работы грунтовки автомобиля должно быть закрытым, без пыли и сквозняков. Предпочтительнее, конечно, это делать в условиях дневного освещения средней яркости.
Не зря такая грунтовка очень популярная и востребованная процедура автомобильной отрасли, так как она многофункционное средство, защищающее кузов. Если строго соблюдать технику безопасности, следовать инструкции препарата и постепенности выполнения работ кузов можно отгрунтовать без помощи профессиональных специалистов.