Перед проведением любых ремонтных работ требуется предварительный выбор отделочных материалов. Задача эта порой бывает довольно сложной. Ведь каждый хозяин желает, чтобы используемый для интерьера помещений материал был практичным и красивым, долговечным и, разумеется, недорогим.
Почти всем предъявленным требованиям при отделке стен вполне удовлетворяет венецианская штукатурка (фото смотрите ниже).
Она красива своей схожестью с натуральным камнем, практична из-за нанесения на поверхность воска, что позволяет производить ее неоднократное мытье, а также долговечна при аккуратной эксплуатации и может быть нанесена на любые поверхности. Отделка венецианской штукатуркой обладает только одним лишь минусом – отделочный материал, обладающий просто идеальными характеристиками весьма дорогой. И еще один нюанс. Нанесение венецианской штукатурки – процесс весьма трудоемкий, и для финишной отделки помещений этим материалом многие предпочитают нанимать профессионалов. Однако те владельцы офисов или жилья, которые самостоятельно прошли уже все предшествующие стадии ремонта, вполне могут справиться и с этим делом.
История создания
Кому-то это может и покажется странным, однако венецианская штукатурка, состав смеси, ее пропорции и способ нанесения были известны задолго до того, как этот строительный материал получил свое название. Причем произошло это в Древнем Риме. Лишь спустя столетия данная разновидность штукатурки получила свое второе рождение и с незначительными особенностями возродилась именно в Венеции. После этого ее и стали называть stucco veneziano.
Причиной того, что состав венецианской штукатурки был разработан именно в Риме, стала большая распространенность в этой стране такого строительного материала, как мрамор. Этот натуральный камень использовался повсеместно и был весьма доступен. К тому же после обработки мрамора всегда оставался большой объем самых различных отходов. Это были испорченные плиты или блоки, крошка и пыль.
И вот однажды бережливому мастеру, имя которого в истории не сохранилось, пришла в голову великолепная идея. Он решил применить мраморный мусор для благих дел. Собранную мелкую крошку и пыль начали использовать для приготовления особого отделочного материала, который применялся для штукатурки стен, возведенных из простого камня. Результат получился просто восхитительным. После проведения работ обычные стены практически ничем не отличались от тех, которые были построены из настоящего мрамора. При этом подобная технология обладала еще одним существенным плюсом. Она значительно удешевляла строительство и избавляла мастеров от трудоемкого процесса по обработке мраморных глыб.
И только после повторного возрождения этого материала мастерами Венеции он стал называться штукатуркой. Последняя стала любимой многими художниками средневековья, то есть того времени, когда окончательно утвердился ее состав.
Венецианская штукатурка использовалась Рафаэлем и Росселлини, Микеланджело и многими другими, часто использующими для проявления своего таланта стены зданий. Ведь сделать это на венецианской штукатурке было очень удобно.
Сфера применения
Мрамор является относительно мягкой горной породой, обладающей широчайшим диапазоном самых разнообразных рисунков и расцветок, спектр которых берет начало от снежной белизны камня каррарских карьеров до черноты минералов Кавказа.
Необыкновенная красота этого природного строительного материала, а также возможность его ручной полировки вплоть до зеркального блеска делали его весьма популярным у средневековых правителей. Неудивительно, что цари и вельможи использовали этот камень для отделки своих дворцов.
Однако не все могли позволить себе такую роскошь. И тут природному камню нашлась прекрасная альтернатива — венецианская штукатурка, состав которой включал в себя измельченные до состояния муки отходы производства мраморных изделий, известь в качестве связующего элемента, а также некоторые, как правило, тщательно скрываемые добавки.
Великому Рафаэлю и его современникам подобный материал служил основой при создании фресок. Подобная техника, позволяющая производить отделку стен под натуральный камень, в эпоху Ренессанса широко использовалась по всей Европе. Белая и мраморная штукатурка встречалась во многих средневековых соборах.
Наиболее известными примерами использования данного материала являются фрески, украсившие королевский замок Фонтенбло, римские росписи, сделанные Джулио Романо, а также работы Джорджио Вазари, произведенные во Флоренции.
Техника венецианской штукатурки постоянно развивалась и достигла своего пика в 17-18 вв. Ее можно было увидеть в роскошных дворцах правителей Европы, выполненных в стиле барокко и рококо, а также в домах влиятельной элиты.
Цвета и дизайн
Мастера, профессионально занимающиеся отделочными работами знают множество техник работы с венецианкой, позволяющие получать различные фактуры готового покрытия. Гладкие поверхности имеют меньшую популярность в сравнении с фактурными. Ниже описаны популярные дизайнерские стили оформления.
Каррара
Подразумевает нанесение большого числа слоев штукатурки – их может быть от 8 до 12. Особенность – в создаваемой игре полутонов, особенно эффектно выглядящих в лучах солнца или яркого искусственного освещения. Штукатурка имеет сложный, многокомпонентный и разнотоновый состав.
Мастеру приходится подбирать не менее 4-х гармонирующих тонов и такое же количество контрастных оттенков. В результате получается искусная имитация редкого каррарского мрамора, который в натуральном виде практически уже не встречается. Камень отличается переливами и игрой цвета необыкновенной красоты.
Кракелюр
Под этим словом подразумевается воссоздание эффекта старины, заключающегося в формировании стети мелких трещин. Покрытия с таким эффектом неожиданно притягательно выглядят в интерьерах различных стилей – от барокко и классики до современного лофта и хай-тека. Для создания трещинок на штукатурке, финальным слоем покрытия должно быть специализированное лаковое покрытие для кракелюра с разными эффектами.
Одни позволяют получить тонкие трещины, похожие на нити, другие – более масштабные и крупные. Благодаря тому, что такие лаки имеют длительный срок высыхания, в процессе просушки они стягивают поверхность. способствуя проявлению трещин.Покрытие при этом плотное и прочное, поскольку применение кракелюра усиливает качества защитного слоя.
Венето
Имитация мрамора с гладкой или умеренно рельефной текстурой.
Марбелло
Высохшее покрытие получается матовым и напоминает бархат с глянцевыми прожилками. Такая штукатурка способна менять свой оттенок и глубину цвета в зависимости от интенсивности освещения.
Травертино
Особая техника подразумевает нанесение штукатурки как минимум в 10 слоев (максимум – 12). В результате получается качественная имитация натурального травертина – горной породы, прекрасно подходящей для оформления интерьера в стиле винтаж или барокко.
Энкаусто
Готовая отделанная поверхность напоминает матовый гранит. Для усиления эффекта может быть использован воск в качестве финиша.
Мокрый шелк
Стены отделанный в данной технике кажутся обитыми дорогой, изысканной тканью. Шикарнее всего выглядят составы, которые содержат крупные шелковые волокна.
Империале
В состав штукатурки вносится пигмент цвета золота, который производит игру света при освещении. Идеально подходит для оформления комнаты в стиле винтаж или арт-деко.
Палмье
Представляет собой имитацию каменной плоскости, пронизанной сетью подсвечивающихся изнутри прожилок. Материал обычно содержит малахитовую, ониксовую или мраморную крошку.
Венецианская штукатурка может быть реализована в различных цветах и оттенках. Популярны белый, голубой, бежевый, зеленоватый, коричневый и синий тона. Для получения сочных акцентов могут использоваться ярко-зеленый, черный и другие цветовые решения. При этом цвет отделки не выгорает в течение длительного времени.
Классический состав
Что в прежние времена включала в себя венецианская штукатурка? Состав этой смеси у древних мастеров был исключительно природным. На сегодняшний день он может включать в себя синтетические и полимерные материалы, а также химические красители.
Разумеется, самым главным компонентом, который входит в состав венецианской штукатурки, является каменная пыль. Как правило, она мраморная. Однако порой ее производят из кварцевых, гранитных и некоторых других сортов каменных пород. Важным условием при этом является то, что крупинки пыли должны быть как можно мельче.
Вторым важным компонентом, который входит в состав венецианской штукатурки, является связующее вещество. В эпоху средневековья таким ингредиентом являлась гашеная известь. Помимо всех перечисленных компонентов в составе венецианской штукатурки присутствовали красители и вода. Что же придавало цвет этому столь привлекательному отделочному материалу? Красящими компонентами для венецианской штукатурки в давние времена служили соки растений, кровь животных, желчь и прочие натуральные вещества.
Все необходимые компоненты тщательным образом перемешивались до сметанообразной консистенции. Только после этого штукатурку считали полностью готовой к использованию.
Современная рецептура
Если принять во внимание не очень сложный состав венецианской штукатурки, сделать самому подобную смесь не составит особого труда. Только стоит учесть, что современная рецептура отделочного материала несколько видоизменилась. Так, вместо извести в нее включены синтетические связующие вещества, акрил или другие подобные этим материалы. И, конечно, минеральные красители на сегодняшний день уже не используются. Их место занято искусственными соединениями.
Что еще входит в состав венецианской штукатурки? Своими руками изготовленная смесь может включать в себя гипс, а также другие добавки, которые изменят свойства отделочного материала.
Тем не менее, как считают многие эксперты, только классическая рецептура венецианской штукатурки способна максимально полно воссоздать игру света и блеск мрамора. Именно поэтому тому, кто желает изготовить этот материал своими руками, желательно брать природные компоненты. Конечно, краситель может быть использован и современный, но мраморную пыль и гашеную известь на сегодняшний день применить вполне реально.
Основные производители
На сегодняшний день в продаже можно встретить различные марки готовой венецианской штукатурки. Это Paladio и Trevignano, Tierrafino с выраженным перламутровым эффектом, Veneto, имеющая текстуру природного шлифованного мрамора, и Stucco Veneto с серебряной или золотой тонировкой.
При расчете объема материала следует ориентироваться на площадь обрабатываемой поверхности, приобретая венецианскую штукатурку исходя из 500-1200 г на один квадратный метр.
Также стоит иметь в виду, что многие производители в состав венецианской штукатурки не добавляют никаких красителей. Такой материал обладает лишь белой основой. Цветовые пигменты должны быть приобретены отдельно. Тем, кто желает создать неповторимую венецианскую штукатурку в квартире, фото тона своего будущего интерьера можно будет подобрать с помощью компьютерной колеровки. Подобная услуга позволяет произвести точный подбор желаемого цвета. Далее краситель для него будет изготовлен путем смешивания различных пигментов на специальной установке.
Подготовка сухой смеси к работе
Как сделать венецианскую штукатурку? Если для выполнения отделочных работ приобретена дорогая фабричная смесь в сухом виде, то необходимо произвести следующие манипуляции:
- Налить в чистое ведро прохладную воду, температура которой находится в пределах от 10 до 15 градусов. Информация о точном объеме жидкости содержится в инструкции, которая находится на упаковке смеси.
- Сухой компонент добавляется в воду и тщательно перемешивается.
- Состав доводится до состояния однородной текстуры с помощью дрели с насадкой-миксером.
- После выдерживания штукатурки в течение 10-15 мин. замешивание повторяется. Это позволит повысить пластичность материала и обезопасит его от расслоения.
- На последнем этапе добавляется колер. Для точного соблюдения пропорций рекомендуется использовать большой шприц.
При подготовке венецианской штукатурки к работе важно помнить о том, что ее состав полимеризуется очень медленно. Но в то же время после затвердевания, даже частичного, разводить его повторно водой нельзя. Дело в том, что при этом значительно снизится адгезионная способность материала. Это приведет к тому, что отделка начнет отваливаться от основания.
Декорирование поверхностей
Нанесение состава и формирование рельефа
Оптимальная последовательность операций
Теперь нам предстоит самый сложный этап – само нанесение штукатурки. Именно от качества его выполнения зависит, как будет выглядеть отделанная поверхность. Как правило, для достижения необходимого эффекта нам придется нанести три-четыре слоя с выравниванием, сушкой и полировкой каждого.
Общая последовательность работ
Работаем так:
- Вначале формируем базовый слой, создавая тонкое покрытие на стене. Для этого шпателем набираем штукатурку из емкости, укладываем ее на терку и уже теркой распределяем по основанию.
- Двигаясь от одного из верхних углов, равномерно покрываем все пространство. Если нам нужно четко ограничить края, то по периметру отделываемого участка наклеиваем полосы малярного скотча.
- Чтобы слой получился достаточно тонким, разгоняем состав по стене поступательными движениями. При этом основание терки прижимаем к поверхности под углом примерно в 100.
- Грунтовочный слой просушиваем в течение 4 – 5 часов.
Распределение второго слоя шпателем
- Теперь переходим к следующему слою (можно использовать состав того же оттенка, а можно и более темный/более светлый). Набираем массу на терку и дуговыми движениями распределяем ее по стене. Инструмент при этом держим под углом 20-220, через каждые три-четыре движения очищаем терку от налипшей штукатурки, чтобы не оставались борозды.
- Выжидаем 10 – 15 минут и чуть подсохшую штукатурку начинаем заглаживать шпателем шириной около 20 см.
- Двигаемся сверху вниз, каждое движение должно частично захватывать участок, заглаженный при предыдущем проходе. Наша задача – добиться легкого глянца. Как только блеск появится, ослабляем нажим, иначе сильное движение приведет к отслоению частично полимеризованного материала.
Глянцевание покрытия
Пример из практики. Если мы хотим получить эффект растрескивания, то второй слой после нанесения, но до глянцевания интенсивно прогреваем строительным феном. Чем сильнее будет нагрев, тем крупнее будут трещины. Сверху закрепляем отделку тонким слоем жидко разведенной штукатурки контрастного цвета (например, золотой или перламутровой) или фиксируем лаком.
Трещины, сквозь которые видна более темная основа
- Повторяем заглаживание, используя уже не шпатель, а плоскую часть терки.
Операции, описанные в пунктах 5 – 8, можно повторить два-три раза. Так обрузуется многослойное покрытие, каждый слой в котором будет обладать уникальным рисунком. Небольшая толщина этих слоев и их частичная прозрачность и создают тот эффект, которым славится венецианская штукатурка.
Финишная отделка
Когда мы получим нужный результат, следует дать покрытию просохнуть. Финишное оформление начинаем не ранее, чем через пять часов после завершения глянцевания верхнего слоя.
На этом этапе можно:
- втереть в поверхность губкой перламутровый порошок или пигмент-искру;
- нанести на выступающие части отделки краску-металлик, пройдя по поверхности почти сухой кистью;
- вскрыть штукатурку лаком на акриловой основе.
Совет! Лак с эффектом кракелюра, т.е. мелких трещинок, нужно наносить до высыхания поверхностного слоя, иначе жидкости в материале не хватит для полноценной реакции и растрескивания не произойдет.
Наносим воск с помощью терки
И все же традиционной технологией является вощение покрытия. Выполняется оно так:
- Твердый воск для декоративной обработки набираем маленьким шпателем и накладываем на чистую терку.
- Распределяем теркой воск по поверхности, следя за тем, чтобы в углублениях не скапливались излишки материала.
- Полируем стену войлочной рукавицей круговыми движениями или шлифовальной машинкой с насадкой из ткани.
Большие площади полируем с использованием специального инструмента
Самодельный аналог
Венецианскую штукатурку можно изготовить в домашних условиях. При этом, конечно, придется немного повозиться. Прежде всего, понадобится уточнить состав венецианской штукатурки в пропорциях, а затем приступать к ее изготовлению, которое будет состоять из следующих этапов:
- Подготовка основы, в качестве которой берется гашеная известь (50-60 % от общей массы смеси).
- Добавление к основе минеральных размолотых наполнителей в виде мраморной, кварцевой или гранитной пыли.
- Замешивание состава до получения консистенции жидкого теста.
- Ввод пигментов.
- Окончательное перемешивание средства.
Для тех, кто любит экспериментировать, угадать необходимые пропорции основных компонентов можно уже после третьей-четвертой попытки. Окончательный вариант венецианской штукатурки должен обеспечить желаемый результат.
Изготовление декоративной венецианской штукатурки
Вариантов два – либо изготовить состав самостоятельно, либо приобрести сухую смесь в магазине. Первый вариант требует знания необходимых пропорций, в которых нужно смешать каменную крошку, гашеную известь и колерующий пигмент.
Второй намного проще – сухая смесь разводится водой согласно прилагаемой инструкции и размешивается при помощи миксера. По густоте смесь должна примерно соответствовать домашней сметане.
Само название венецианка больше подразумевает методику нанесения, чем материал. В принципе, можно выполнить покрытие, используя имеющуюся шпаклевку. Для этого кварцевый грунт колеруется и наносится на стену.
Затем тем же цветом колеруется шпаклевка и согласно технологии наносится на стену. Чтобы сделать фактурный рисунок, нужно два колера, в которые будет окрашиваться шпаклевка.
Технология нанесения
Как выполняется венецианская штукатурка (фото в интерьере смотрите ниже)? Основным принципом работ является нанесение целого ряда тонких слоев этого декоративного покрытия. Они состоят из различных по конфигурации и размеру пятен материала, которые мастер располагает в хаотичном порядке.
Процесс выполнения работ обладает важной особенностью. Он предусматривает формирование слоев, перемежающихся по толщине. Подобный прием позволяет достигнуть максимально плавных переходов тонов и оттенков по всей поверхности. Все это создает визуальную глубину натурального материала и иллюзию рисунка природного камня.
Первый (подготовительный) слой выполняется из материала, в составе которого находится мраморная «мука». Это позволит обеспечить надежное и качественное его сцепление с поверхностью стены.
После высыхания этого слоя наносят покрывающие пласты, создающие узорчатую фактуру. На глянцевую итоговую стеновую поверхность, в случае необходимости, может быть нанесена целая серия дополнительных слоев, имеющих различные цвета.
Рекомендации специалистов
1. Всегда нужно следить за чистотой инструментов, особенно в процессе работы. В конце дня их следует замачивать на ночь в ведре с чистой водой.
2. Можно легко управлять фактурой покрытия, изменять длину мазков, размеры рисунков и силу нажима. Эффектно смотрятся бессистемные промежутки между украшающими контурами и узорами.
3. Необходимо внимательно защищать на всех этапах материал от попадания мусора и пыли. Нужно учитывать, что каждая загрязняющая частица будет заметно выделяться на отделанной поверхности стены.
4. Не нужно бояться экспериментировать с цветами основного слоя.
Поделиться:
Нанесение воска
Для того чтобы создать эффект натурального, но при этом грубо обработанного камня, в смесь вводят сравнительно крупные фракции. Они позволяют придать декоративному слою отделки шершавую поверхность.
Однако многие хозяева все же предпочитают видеть в своем интерьере имитацию под полированный мрамор, гранит, малахит или яшму. Такое великолепие может быть создано с помощью венецианской штукатурки, в которой последним, завершающим слоем будет служить воск. После его нанесения стены помещения буквально заиграют всеми природными красками.
Виды воска
Работа по нанесению этого материала является делом весьма кропотливым и требует от мастера большого внимания, ведь слой воска должен быть очень тонким. Он должен быть неким подобием пленки, которая сливается со структурой материала.
На сегодняшний день строительный рынок предлагает большое число подобных покрытий, которые отличаются друг от друга самыми разными признаками. При этом из всех видов воска могут быть выделены следующие группы:
- Гель-воск. Присущий ему тип консистенции великолепно подходит для твердого и плотного штукатурного слоя.
- Жидкий раствор. Он будет хорош для пористых поверхностей, которые замечательно покроет защитным тонким слоем.
- Натуральный состав воска для венецианской штукатурки, основным компонентом которого является продукт пчеловодства. Подобные смеси изготавливают на основе воды. В их рецептуру входят только натуральные компоненты. После нанесения природного воска на поверхность она получается глянцевой. Это весьма важно для некоторых видов структур.
- Синтетический вариант. В составе такого воска находятся полимерные соединения. В связи с этим защитный слой венецианской штукатурки получается максимально устойчивым к повреждениям. Такое покрытие позволит материалу прослужить длительное время. После нанесения синтетического варианта защитного слоя поверхность штукатурки получается матовой.
- Прозрачный воск. Этот вариант покрытия применяется для венецианской штукатурки чаще всего.
Многие мастера имеют свои секреты не только применения, но и изготовления воска для венецианской штукатурки. Так, широко известен воск Антонова. Это специалист по венецианской штукатурке из Киева, который является также и автором многочисленных курсов.
Популярные товары для внутренней отделки
Выбор штукатурки большой, но существуют наиболее популярные смеси, чье качество подтверждено временем и мастерами.
Ceboart marmorino
Штукатурка на основе гашеной извести с эффектом старинного камня. Имеет мраморную текстуру с прожилками. Изначально белая, можно колеровать. Применяется в помещениях с повышенной эксплуатационной нагрузкой.
Ceboart stucco
Смесь также на основе извести, но с эффектом блестящего, глянцевого мрамора. Экономична в расходе, с ее помощью получают глубокий черный цвет. Легко полируется. При необходимости можно дополнительно покрыть защитным материалом.
Смесь «Ceboart stucco» — одна из самых популярных.
Ceboglam
Финишное покрытие на основе металлического пигмента и воска. Используется для придания дополнительного блеска поверхности. Продается в 4 готовых вариантах: серебро, золото, красное золото, медь. Просто моется, не пропускает воду.