Ремонт кран-буксы своими руками: инструкция с фото и видео

Для того, чтобы регулировать подачу воды, водопроводы оснащаются вентильными кранами и смесителями. Как и любое другое изделие, эти изделия время от времени выходят из строя. Чаще всего это происходит из-за износа деталей вентильной головки (ее также называют кран-буксой). Спешить с заменой смесителя не стоит, т.к. во многих случаях неисправность можно устранить самостоятельно.

  • Ремонт керамической кран-буксы
      Как снять кран-буксу
  • Износ прокладки кран-буксы
  • Между керамических пластин попал мусор
  • Износ прижимной шайбы
  • Повредились металлические элементы
  • Ремонт червячной буксы
  • Можно ли заменить в смесителе червячную буксу керамической
  • Что такое кран-букса

    Кран-букса ― главная деталь вентильного смесителя (его сердечник). Благодаря этому нехитрому устройству происходит оперативное включение, выключение и регулировка потока воды. Изменяя горячий и холодный напор, можно легко установить нужную температуру выходящей струи. Состоит вентильная головка из штока и уплотнителей: сверху их защищает металлический корпус, оснащенный резьбовым посадочным местом.


    Расположение кран-буксы в смесителе и схема её устройства

    Виды кран-буксы

    В настоящее время представленные на рынке сантехнической продукции бытовые смесители оснащаются кран-буксами трех типов:

    1. Червячными.
    2. Керамическими.
    3. Шаровыми.

    Их отличает прежде всего число оборотов, которые необходимо сделать вентилем для открывания или закрывания воды. Червячный механизм приходится вращать несколько раз, тогда как керамический и шаровый прибор закрывается в пол-оборота.

    Червячные

    Конструкции старого образца, названные так из-за специфики вала поворотного штока. Внешняя часть корпуса оснащается резьбой, что позволяет стыковать его со смесителем. Для удобства здесь же имеются специальные ниши под гаечный ключ.


    Червячная кран-букса

    Внутренние сердечники встречаются в двух разновидностях:

    1. С направляющими под запорный клапан подвижного типа.
    2. Резьбовые. Для нарезания витков выбирается обратное направление по отношению к червячному валу.

    Из-за наличия в устройствах резиновой вставки их еще называют резиновыми. Работа узлов этого типа отличается простотой: вращающийся маховик передает усилие на резьбовую передачу, которая и двигает шток с резиновой прокладкой. В результате достигается плотное прилегание тарелки клапана к специальному внутреннему седлу. Это приводит к перекрыванию водного потока.


    Устройство червячной кран-буксы

    Чтобы возобновить водоснабжение, необходимо вращать кран в обратном направлении: после появления между узлами клапана зазора жидкость получает возможность поступать из трубы. Сила напора находится в прямой зависимости от размера просвета от тарелки до седла. Использование червячной передачи позволяет очень точно регулировать напор, т.к. шток при вращении маховика двигается очень медленно.


    Червячная кран-букса в открытом (слева) и закрытом (справа) положении

    Кроме этого, к достоинствам червячных кран-букс можно отнести также следующие характеристики:

    • Доступность. В продаже представлен широкий ассортимент вентильных головок резинового типа, что позволяет без проблем подобрать подходящий вариант для любой модели смесителя.
    • Несложное обслуживание и замена. Ремонтные мероприятия из-за своей простоты часто проводятся своими силами.
    • Возможность самостоятельного изготовления резиновых вставок. Прокладки можно вырезать из подходящей по толщине резины.
    • Недорогая стоимость. Самый дешевый вариант среди прочих аналогов вентильных головок.

    Имеются также недостатки:

    • Быстрый износ комплектующих.
    • Для регулировки потока воды приходится довольно долго вращать маховик.

    Керамические

    Эти модели были разработаны в качестве альтернативы резиновым кран-буксам, превосходя их долговечностью, надежностью и стойкостью к износу. Состоит керамическая вентильная букса из корпуса, внутри которого имеется статичный керамический диск с серией отверстий. Поворотный шток оснащен идентичной вставкой. При повороте вентиля на 90 градусов происходит совмещение каналов обеих прокладок, что открывает дорогу для воды.


    Керамическая кран-букса

    Точность прохождения жидкости исключительно по предназначенным для этого каналам достигается хорошей плотностью прилегания керамических кругов. Для регулирования или перекрывания потока достаточно проводить небольшие манипуляции вентилем. Это позволяет или частично совмещать, или полностью перекрывать каналы.


    Керамические кран-буксы в смесителе

    Сильные стороны керамических букс:

    • Долговечность. Потребность в ремонте детали возникает крайне редко. Часто бывает так, что ее срок службы совпадает с эксплуатационным сроком самого смесителя.
    • Скорость управления. Здесь не потребуется, как в случае с червячной головкой, долго вращать маховик, прилагая при этом усилия. Для полного перекрывание достаточно повернуть вентиль всего на пол-оборота. Иное дело, что при этом страдает точность настройки, но этот навык обычно приходит с опытом.
    • Простой ремонт и замена. Как и в случае с резиновыми моделями, особые сантехнические навыки для этого не потребуются.
    • Бесшумность работы.

    Слабые стороны:

    • Повышенные требования к качеству воды в трубопроводе. Наличие в жидкости песка и других примесей негативно сказывает на керамической поверхности: буксы в таких условиях быстро выходят из строя. Чтобы максимально продлить срок службы керамической крановой головки, водопровод оснащают фильтрующими узлами для очистки воды от грязи.
    • Дороговизна. За смеситель с керамической буксой приходится платить дороже, чем за резиновые аналоги. Однако благодаря долговечности стоимость устройства окупается на протяжении ближайших нескольких лет.

    Вентильные головки могут различаться по следующим признакам:

    • Разный изготовитель (зарубежные или отечественные модели).
    • Максимально возможная температура и давление жидкости.
    • Скорость прохождения водяного потока.
    • Количество шлицов на штоке под вентиль (20 или 24).
    • Размеры. При замене рекомендуется приносить с собой старую буксу.
    • Вид резьбы: 3/8, 3/4 и 1/2 дюйма. Наиболее распространены изделия последнего типа.

    Шаровые

    Имеют очень простую конструкцию: в роли перекрывающей поток задвижки здесь выступает обычный металлический шар. Для полного прекращения движения воды нужно повернуть вентиль всего на 1/4 оборота. Шаровыми буксами в основном оснащаются краны на подающей трубе: внутри смесителей они не используются.


    Шаровая кран-букса

    Преимущества

    Большинство деталей имеют достоинства и недостатки. У кран-буксы выделяют четыре основных преимущества, с которыми надо заранее ознакомиться.

    Долговечность

    Для многих людей главным преимуществом детали является ее долговечность. Большинство моделей изделия изготавливаются из высококачественных материалов, которые долго портятся. Поэтому часто срок эксплуатации кран-буксы превышает срок службы самого смесителя, в котором он установлен.

    Однако иногда встречаются бракованные запчасти, которые ломаются в разы быстрее, в течение года или нескольких месяцев после покупки.

    Скорость управления

    Еще одно немаловажное преимущество детали — это ее скорость управления. Пользоваться таким изделием намного проще, чем смесителями, в которых установлена червячная головка

    При использовании буксы человеку не понадобится долгое время прокручивать маховик. Чтобы полностью перекрыть или открыть поступление водички, необходимо повернуть кран всего на половину оборота. При этом, поворачивая такой вентиль, даже не придется прикладывать много усилий.

    Простой ремонт и замена

    Бывают случаи, когда буксы выходят из строя и приходится их ремонтировать или полностью заменять на новые. Некоторым кажется, что заниматься ремонтными работами сложно, однако это не так. Ремонтировать эту деталь очень просто, и поэтому с такой работой справится любой человек. Однако перед этим необходимо ознакомиться с рекомендациями по проведению работы.

    Бесшумность

    Некоторые разновидности смесителей начинают шуметь во время работы. Однако модели, которые оснащены кран-буксой, не шумят и не издают никаких звуков. Если во время работы появился посторонний шум, лучше разобрать изделие и осмотреть его.

    Как снять кран-буксу

    Затевая ремонт кран-буксы, воду в системе нужно полностью перекрыть. После этого готовят необходимые инструменты: плоскую и крестообразную отвертки, плоскогубцы, набор ключей.

    Демонтаж маховика проводится простым подтягиванием вверх. Это открывает доступ к фиксирующему болту, после откручивания которого вентиль легко снимается. Иногда он прикипает к корпусу смесителя: устранить такую проблему можно осторожным постукиванием по нему одним из ключей.

    Сняв вентиль, производят чистку резьбы и маховика. Далее ключом на 17 (или вручную, в зависимости от типа смесителя) снимают декоративную накладку крана. Этим освобождается доступ к кран-буксе. Для ее выворачивания понадобится разводной ключ: его вращают против часовой стрелки, придерживая корпус.Для чистки резьбы смесителя обычно применяют кордовую щётку.


    Инструкция по снятию кран-буксы со смесителя

    Подробнее про то, как снять кран-буксу со смесителя можете посмотреть в видео:

    Дальнейшие ремонтные действия зависят от вида неисправности.

    Замена маховика вентиля

    Следует помнить, что маховик крана

    можно заменить только на аналогичный. Его внутренней поверхности придана такая форма, чтобы не допустить выпадения
    стопорной шайбы
    .

    Иногда винт

    , крепящий
    маховик
    , не проворачивается. Тогда следует ударить по торцу отвёртки, стоящей лезвием в прорези винта 3-4 раза. Если винт не поддаётся и в этом случае, выверните
    головку
    и разбейте
    маховик
    , если он фаянсовый, или разрежьте ножовкой, если пластмассовый.

    Теперь гранёный конец штока

    можно положить гранью на боёк молотка и ударить по противоположной грани другим молотком. После этого следует отвернуть
    винт
    плоскогубцами.

    Если же он отломится, то можно сточить напильником выступающую часть винта, накернить торец винта, засверлить и нарезать новую резьбу

    .

    Износ прокладки кран-буксы

    Чаще всего протечки смесителя с керамической головкой связаны с тем, что силиконовая прокладка теряет свою функциональность. Проблему можно решить или заменой, или починкой уплотнителя. В первом случае износившуюся прокладку просто извлекают из посадочного углубления, заменяя ее новой (ее рекомендуется смазать водостойкой смазкой).


    Замена прокладки кран-буксы

    Что касается ремонта, то после извлечения кран-буксы из корпуса смесителя производят наращивание ее недостающей высоты с помощью тонкого слоя силикона. После этого головка ввинчивается обратно.

    Выводы и полезное видео по теме

    Перед предстоящей заменой прокладки полезно будет посмотреть следующее видео:

    В некоторых случаях проблемы со смесителями заключаются в неправильно поставленной мойке или неверном выборе модели. Большую часть неприятностей можно решить своими силами, но если возникают затруднения, лучше вызвать сантехника — профессиональная консультация или ремонт еще никому не помешали.

    Пожалуйста, оставляйте свои комментарии, делитесь опытом использования и ремонта смесителей, задавайте вопросы в расположенном ниже блоке. Мы всегда готовы разъяснить непонятные моменты и помочь в решении возникшей проблемы.

    Между керамических пластин попал мусор

    Если в пространстве между керамическими поверхностями окажется песок или другие инородные частицы, это неминуемо приведет к нарушению герметичности стыковки. Как результат, букса начнет протекать. Для устранения неисправности необходимо демонтировать и разобрать головку. Ее пластины тщательно чистят и смазывают водостойким веществом. Собирая узел обратно, важно не перепутать верх и низ пластин. Иногда на поверхности дисков можно обнаружить царапины: в таком случае поможет только замена деталей новыми.


    Устройство керамической кран-буксы

    Подробнее посмотреть, как разбирается керамическая кран-букса можете посмотреть в видео:

    Еще один вариант ― убрать царапины и сколы шлифовкой керамического основания. Делается это при помощи мелкоабразивного порошка (он также используется для притирки автомобильных клапанов и затачивания инструмента). Состоит материал из оксида алюминия и карбида кремния. Подходящая в этом случае зернистость – 1200.

    Перед началом процедуры порошок насыпают на какое-либо стекло, используя в качестве растворителя машинное масло. Далее берут поврежденную пластину и начинают тереть ей по стеклу круговыми движениями. После того, как царапины исчезнут, кружок промывают водой.

    Износ прижимной шайбы

    Прижимная шайба (она может быть пропиленовой, фторопластовой или капролоновой) выступает в качестве компенсатора возможных зазоров между керамическими дисками. Во время функционирования кран-буксы этот уплотнитель постоянно переживает нагрузки, приводящие к его постепенному износу. Из-за уменьшения толщины прижимной шайбы уменьшается плотность прилегания перепускных узлов: в образовавшийся зазор начинает просачиваться вода.

    Для замены этой детали потребуется полная разборка кран-буксы с вытаскиванием стопорного кольца, штока и демонтажем пластиковой шайбы. После установки нового элемента пластины нужно почистить и смазать. Если подходящая по размеру новая шайба не была найдена, проводится наращивание старой прокладки путем наклеивания на ее поверхность изоленты. Еще один вариант ― подложить под шайбу тонкий кружок из полиэтилена.


    Ремонт прижимной шайбы

    Подробнее про ремонт прижимной шайбы кран-буксы можете посмотреть в видео:

    Ремонт червячной буксы

    Резиновые вентильные головки обычно протекают по следующим причинам:

    1. Возникли проблемы с резьбой.
    2. Износились резиновые прокладки.
    3. Механические повреждения.

    Если червячная передача сильно износилась, а корпус или шток вентильной буксы покрылся трещинами, изделие нужно менять. Проступание воды через смеситель из-под запорного устройства указывает на необходимость замены уплотнительного кольца. При протекании крана замене подлежит манжета из резины, выполняющие функцию клапанного уплотнителя.

    Порядок работы следующий:

    1. Демонтаж запорной части. При разборке смесителя нужно действовать точно так, как и в случае с керамической буксой.
    2. Чистка резьбовых участков и промывка элемента от грязи.
    3. Удаление изношенной прокладки со штока. Перед этим проводят выворачивание удерживающего уплотнитель винта. В некоторых старых моделях он отсутствует, и прокладка удерживается благодаря посадочному углублению или отверстию в поверхности резины.


      Снятие прокладки с червячной кран-буксы

    4. Установка целой манжеты. Перед этим ее рекомендуется смазать водостойким составом (хорошо подходит силиконовый герметик). Бывает так, что соответствующую по размерам новую деталь найти не получается. В таком случае покупают более широкое изделия, а выступающие части срезают острым ножом (края уплотнителя желательно оформить фаской под углом 45 градусов).


      Установка новой прокладки на червячную кран-буксу

    Производя обратную сборку смесителя, желательно сразу заменить уплотнительное кольцо и смазать червячную передачу. Эти простые меры отодвинут сроки следующего ремонта.

    Подробнее про червячные кран-буксы, а также про замену прокладки и вырезание новой прокладки можете посмотреть в видео:

    Замена штока вентиля

    Следует помнить, что корпус головки

    тоже не вечен, но резьба, по которой движется
    резьба штока
    , стирается медленнее. Поэтому корпус выдерживает две-три смены
    штоков
    . При смене
    штока
    выполняют следующие действия:

    1. прежде всего, следует перекрыть воду;
    2. после чего открыть кран для того, чтобы проверить, поступает вода или нет;
    3. при отсутствии воды следует вывернуть головку крана гаечным или разводным ключом;
    4. маховик на штоке может быть разборным;
    5. колпачок следует обязательно снять со штока, иначе губками ключа не сможете охватить грани головки.

    Краны с вращательно-поступательным движением штока

    имеют некоторые хитрости в ремонте:

    1. сначала надо перекрыть вентилем поступление воды к головке, он может быть расположен здесь же, под умывальником;
    2. после этого следует выкрутить головку вентиля, предварительно несколько вывернув шток;
    3. маховик затем необходимо снять;
    4. после отделения головки вентиля от корпуса следует вытолкнуть стопорную шайбу;
    5. затем необходимо нажать на четырёхгранный конец штока, на котором фиксируется маховик;
    6. шток и шпиндель должны выйти из корпуса головки.

    Иногда, чтобы разобрать головку вентиля, приходится ударить концом штока по деревянной доске.

    ВНИМАНИЕ! Ни в коем случае НЕЛЬЗЯ ударять концом штока

    по какому-либо стальному предмету, т.к. забьются
    кромки и первые нитки
    резьбового отверстия под винт.

    После разборки в кольцевые канавки штока

    следует надеть новые
    сальники
    , удалив старые стёртые.
    Шток со шпинделем
    легче войдут в корпус, если слегка смазать выступающие части новых
    сальников
    . При их отсутствии можно подмотать под имеющиеся немного ниток, лучше льняных.

    Возможен и другой вариант — из подходящей резиновой трубки следует нарезать кольца

    и установить их вместо
    старых сальников
    .

    Одна из неприятностей — стертая резьба штока

    . В этом случае
    маховик
    начинает проворачиваться. Самое лучшее решение — поставить
    новый шток
    . Для этого необходимо:

    1. разобрать (вывернуть) головку и вытолкнуть неисправный шток;
    2. после этого следует вставить новый шток;
    3. завинтить головку.

    Шток со шпинделем

    легче войдут в корпус, если слегка
    смазать
    выступающие части сальника.

    Если под рукой нет нового штока

    , то можно обойтись временными мерами. Например, проволокой примотать
    маховик
    к корпусу крана. Правда, им уже нельзя будет пользоваться, но, по крайней мере, до замены
    штока
    новым
    кран
    не будет течь.

    Существуют и другие способы временного избавления от течи. Допустим, на штоке

    осталось ещё немного целой резьбы. Тогда можно установить
    прокладку
    на хвостовик клапана и
    клапан
    будет больше выступать из
    штока
    . Можно также использовать для этой цели проволоку или шайбочки.

    Полезный совет — при поломке штока крана

    его лучше не ремонтировать, а просто заменить новым.

    Можно ли заменить в смесителе червячную буксу керамической

    Учитывая тот факт, что керамические вентильные головки более практичны и долговечны, в некоторых случаях их пытаются устанавливать в корпус червячного смесителя. Подбирая подходящий вариант для замены, ориентируются в первую очередь на размеры посадочного места (имеется в виду диаметр нижней части вентильной головки).

    Также важно разобраться в конструкции штыря под маховик. Изделия зарубежного производства оснащаются на этом участке насечками. В отечественных же вентильных буксах применяется стальной четырёхгранник. Поэтому при установке импортной керамической буксы потребуется также замена маховика. Что касается соответствия по длине, то тут проблем меньше: большинство данных изделий имеют одинаковые размеры. В таком случае вставить вместо резиновой головки керамическую довольно просто.

    Нюансы сборки

    Первое: в корпусе имеются несколько выступов и, как можно заметить, внешний диаметр у медной шайбы больше, чем у фторопластового кольца, поэтому могут возникнуть некоторые сложности с установкой шайбы, хотя эти сложности вполне преодолимы. Второй нюанс – резиновые сальники уплотнителя. Они тоже требуют обслугу.

    Отвечают они за то, чтобы вода не шла из-под самого барашка. Эти сальники могут сточиться, могут порваться. Под ними зачастую находится грязь, которую нужно убирать, чистить, иначе через неё вода тоже может протекать, несмотря на то, что сами сальники исправны. Если эти уплотнители со временем сточились, под них можно намотать немного фум-ленты. Дополнительно мы используем вот такую смазку:

    Это смазка для сальников стиральных машин. Приобретается она в специализированном магазине, который занимается реализацией различных запчастей для стиральных машин. Такая смазка не вымывается, воды она не боится, но при этом защищает резину – резиновые кольца будут защищены, и контакт между ними и штоком будет намного лучше.

    Когда мы крутим кран, шток вращается вместе с резиновым уплотнителем, который трётся о стенки самого корпуса. Соответственно, смазка продлевает срок службы деталей, и, как показала практика, если не наносить смазку под кольцо, а помазать только снаружи, то вода может протекать через барашек.

    Нужно нанести немного смазки сверху, так как именно в верхней части эти уплотнители будут тереться о корпус самой коронки. Теперь эти резинки будут легко скользить по корпусу.

    Рейтинг
    ( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Для любых предложений по сайту: [email protected]