После установки ПВХ окон многие забывают о том, что необходимо проводить техническое обслуживание фурнитуры и уплотнителей.
Для этого используются специальные смазочные материалы или их аналоги, которые предотвращают быстрый износ элементов окна.
Поэтому, рассмотрим, можно ли смазывать окна, какие его части в этом нуждаются, виды смазок, а также как правильно проводить обработку.
Нужно ли это и для чего?
В процессе эксплуатации пластиковое окно будет многократно открываться, что приводит к попаданию пыли в механизм фурнитуры. Из-за ее скопления смазка начинает загустевать, а после и вовсе стираться. Такая масса приобретает абразивный эффект (например, как у поверхности наждачной бумаги), так как из-за повышенного трения в масло начинает попадать металлическая стружка.
Последствиями образования такого эффекта могут привести к ускоренному износу деталей окна, а также появлению скрипов, щелчков или скрежета. Также от недостатка смазки подвижные части фурнитуры начнут работать менее плавно, а уплотнитель будет меньше устойчив к перепадам температуры и начнет пропускать холодный воздух.
Чтобы механизм окна служил дольше и меньше изнашивался необходимо смазывать:
петли на створках, так как это подвижная деталь, которая от лишнего трения начет быстро стираться;- запорный механизм (на створке и импосте), которые в момент открытия также трутся металлом об металл, из-за чего начнется ускоренный износ;
- резинки уплотнителя, чтобы улучшить его защиту от перепадов температуры, а также уменьшить растяжение в момент закрывания створок (резинки трутся и прижимаются).
Если делать это своевременно, то:
- увеличивается износостойкость подвижных частей, а также тех, которые могут тереться в момент движения створки;
- запорный механизм и петли не будут издавать лишних звуков;
- процесс открытия будет более плавным;
- улучшиться защита от коррозии;
- уплотнитель останется эластичным, а также не начнет трескаться или растягиваться.
Когда и как часто?
В среднем смазка деталей окна должна производится 1-2 раза в год, чаще всего по окончанию весны или вначале лета, а также осенью. Но на частоту обработки влияет несколько факторов:
- если рядом с домом есть автомобильные дороги, стройка, промышленное предприятие или другие объекты, которые могут образовывать лишнюю пыль, то масло будет стираться быстрее;
- климатически условия, при которых появляются пылевые бури;
- частое открывание окон в теплое время года.
При таких факторах рекомендуется проводить очистку с последующей смазкой 3-4 раза в год.
На заметку. Процедуру рекомендуется проводить при плюсовых температурах (не менее + 10-15 °C), так как более низкие температуры ухудшат распространение масла по механизму.
В случае, если появились посторонние звуки (скрипы, скрежет, щелчки) следует провести процесс смазки, не откладывая его до подходящего времени.
Что будет если не смазывать?
Любая смазка со временем высыхает, что приводит к механической перегрузке металлических подвижных элементов фурнитуры. Уже сама по себе дополнительная нагрузка существенно сокращает срок службы механизмов, не говоря о том, что этой нагрузке подвергаются несмазанные элементы. В пазах рамы и створок скапливаются разного рода частицы, в том числе песок и металлическая пыль (появляется при длительной работе фурнитуры). Данные материалы являются абразивами и не лучшим образом влияют на работоспособность механизмов и окна в целом.
Срок службы резиновых уплотнителей составляет порядка семи лет. В жарком сухом климате каучуковые и полимерные материалы теряют необходимую эластичность еще раньше. Без обработки резина быстро грубеет и растрескивается, плотность примыкания створок в закрытом положении становится недостаточной, как и энергосберегающие характеристики оконного блока.
Подписаться
Какой смазкой лучше обработать механизмы?
Для обработки механизмов ПВХ-конструкции используются:
Специальные наборы
Специальные наборы для окон, в состав которых входит смазка на основе силикона.
В процессе обработки таким средством образуется тонкая защитная пленка на поверхности металла, которая имеет высокую прочность (долго стирается), снижает трение, а также предотвращает коррозию.
Чаще всего представлена в виде баллона-спрея или тюбика. Например, набор включает в себя смазку для фурнитуры и уплотнителя, а также моющее средство для ПВХ профиля (220 р за набор).
Некоторые виды специализированных смазок не содержат силикон, например, Weicon. Баллон 200 мл с составом на основе масла или тефлона, который предназначен для смазки подвижных частей окна. Средняя стоимость 1300 р/шт.
Силиконовые смазки
Универсальные силиконовые смазки, которые применяются для обработки подвижных металлических деталей, например, в машинах, дверных конструкция, а также велосипедах.
Чаще всего представлена в виде спрея, но иногда может быть и в тюбиках или флаконах. Преимущество данного средства в том, что его проще найти, а также его стоимость ниже профессионального средства для смазки окон. Среди представителей можно отметить WD-40 Specialist (270 р за спрей 200 мл) и Fill inn (аэрозоль 140 мл за 130 р).
Масло для швейных машинок
Специальное масло для швейных машинок также можно использовать для смазки подвижных частей окна. Такое средство будет иметь меньший срок эксплуатации, но также сможет предотвратить износ механизма. Масло для швейных машинок чаще всего представлено в виде небольшого пластикового флакона или аэрозолем.
Некоторые виды таких смазок делаются на основе тефлона (похоже на хорошо очищенное машинное масло). Например, фирма Hobby поставляет масло «Золушка», которое используется для электроинструментов и швейных машин (50 мл за 60 р), а компания Weicon – тефлоновую смазку в виде спрея (400 мл за 1500 р).
Минеральная или синтетическая смазка
В крайних случаях можно использовать любую минеральную или синтетическую смазку, которая не имеет абразивных составляющих, кислоты, растворителя, а также других агрессивных веществ. Такие масла подойдут для кратковременной обработки подвижных частей, так как чаще всего они имеют слишком текучую текстуру.
Также на упаковке должно быть указано, что данный вид смазки безвреден для резины или пластика. Масло для дизельных двигателей или веретенная смазка для окон не подходят, так как слишком жидкие.
Что выбрать для резиновых уплотнителей?
Для смазки резиновых уплотнителей используются специальные средства, которые есть в наборах для ухода за окнами (могут продаваться отдельно) или технические силиконовые смазки. Например:
- Специализированный набор от Fenosol, который называется Fenoflex включает в себя средство по уходу за уплотнителем. Стоимость набора – 850-900 р.
- Технический силикон от фирмы Sinicon представлен в виде тюбика 250 г за 250 р.
В некоторых случаях для смазки уплотнителя можно использовать то масло на основе силикона, которое применяется для обработки подвижных механизмов.
Совет. В крайнем случае допускает использование чистого глицерина без любых косметических добавок.
Какие средства подходят для смазывания оконной фурнитуры?
Как и любые механизмы из металла, подвижную фурнитуру ПВХ (и обычных) окон следует смазывать любым машинным маслом (например, WD-40). Смазка для механизмов может быть как синтетической, так и минеральной, однако при выборе минерального вида следует помнить о его способности загустевать при сильных морозах.
Блиц-опрос: Нужно ли переводить пластиковые окна на летний/зимний режим? Из статьи Вы можете подробнее узнать про зимний и летний режимы пластиковых окон.
Активно используется и разработка современных ученых – силиконовые масла, которые особо ценят за их плотность и хорошую удерживаемость на поверхностях деталей. Подобные свойства наиболее ярко проявляются у масел иностранных производителей, однако такие отечественные вещества на основе солидола, как Циатим, практически не уступают им по своим характеристикам.
Довольно часто владельцы окон смазывают их совершенно неподходящими веществами, не догадываясь, что этим только укорачивают срок «жизни» конструкций и наносят механизмам большой вред.
Ни в коем случае нельзя использовать для смазки следующие компоненты:
- Растительные масла – они отлично впитывают все виды пыли, а затем быстро высыхают, оставляя после себя грязную субстанцию, которая начинает работать подобно наждачной бумаге. При контакте с такой субстанцией механизмы изнашиваются за один-два года.
- Сливочные масла, маргарин и другие животные жиры – эффект такой же, как и от растительных масел.
- Вазелин, жирные пасты, гели для обуви и прочие бытовые средства, не предназначенные для смазки металлических деталей.
Для смазывания оконных уплотнителей чаще всего применяют силиконовые масла, так как их свойства и консистенция абсолютно безопасны для резины. Производители предлагают использовать профессиональную смазку для уплотнителей пластиковых окон – её можно приобрести в большинстве строительных магазинов. Обработку уплотнителей рекомендуется производить одновременно со смазкой фурнитуры.
Чем нельзя?
Не рекомендуется использовать:
- Масла на основе животных жиров, а также растительные. Данное средство может подойти только в очень крайнем случае и на маленький срок, так как со временем оно начинает загустевать, а также притягивать пыль или грязь. Это приводит к тому, что поверхность механизма будет покрываться абразивной массой, из-за которой произойдет быстрый износ деталей.
- Средства, в состав которых входят агрессивные вещества (кислоты, растворители) могут разрушить защитный слой на металле, который предотвращает появление коррозии, из-за чего поверхность деталей начнет ржаветь и стираться.
- Автомобильные масла. Они имеют слишком жидкую основу, а также недостаточную степень очистки. Такая смазка быстрее впитывает пыль и стирается.
- Вазелин, крема, гели и прочие подручные средства также не подходят для обработки ПВХ окон. В некоторых случаях вазелином можно промазать уплотнитель, но он очень плохо переносит перепады температур, из-за чего его придется часто обновлять.
Остальные косметические средства после высыхания оставляют осадочный слой, который может повредить подвижные части фурнитуры, а также привести к разрушению уплотнителя.
Критерии выбора оконных смазок
Ухаживать за оконными конструкциям нужно качественными и проверенными средствами. Плохое качество смазки приведет к снижению срока службы механизмов. При покупке ориентируйтесь на регион проживания, ведь некоторые средства имеют свойство «дубеть» при низкой температуре.
Аэрозоль для смазки пластиковых окон
Посоветуйтесь с продавцом в магазине, какая смазка подойдет для вашей модели пластикового окна. Выбирайте средства в аэрозолях. Это наиболее удобный вид смазки с экономным расходом. С помощью распыления можно достать до самых труднодоступных мест механизма. Не обязательно покупать дорогие средства. Часто в их состав входят компоненты, имеющиеся в недорогих смазках, а принцип действия у них одинаковый.
Механизм
Для смазывания запорных механизмов подходят практически все известные смазки:
- Смазки на основе силикона — выпускаются специально для запорных устройств пластиковых, деревянных и алюминиевых окон. Можно купить в тубах или в баллончиках с распылителем;
- Универсальные силиконовые смазки — используются для любых механизмов;
Смазка для пластиковых окон.
- Машинное масло для швейных машинок — просто наносится и долго держится на смазываемых деталях;
- Все виды нейтральных к резине и пластику (напечатано на упаковке) минеральных, полусинтетических и синтетических смазочных масел (исключается веретенка и масло для дизельных двигателей — слишком текучие).
Важно: часть специалистов считает смазку WD-40 идеальной для оконного механизма — создает на его поверхности защитную водонепроницаемую пленку. Вторая часть категорически против ее применения — при низких температурах плохо работает в качестве смазывающего вещества, густеет. Редакция портала StroyGuru не нашла веских аргументов ни за ее применение, ни против. Поэтому лучше воздержаться от такой покупки и приобрести специальные средства, где представлено 3 вида смазки: для трущихся деталей, фурнитуры и уплотнителей.
Нельзя пытаться найти замену перечисленным выше маслам. Использование некоторых домашних или подручных средств запрещено в категорической форме:
- масла растительного и животного происхождения (подсолнечное, рапсовое, сливочное и т.д.);
- вазелина;
- средства для чистки обуви (гель, вакса, спрей);
- масла для 2-хтактных двигателей внутреннего сгорания;
- маргарина.
Перечисленные средства на холоде густеют, что затрудняет работу всех систем окна, а также хорошо собирают пыль.
Уплотнительные резинки
Немного сложнее разобраться в вопросе, чем смазать уплотнительные резинки на пластиковых окнах. Профильные сайты рекомендуют несколько профессиональных и домашних средств. К профессиональным отнесены:
- «Fenoflex» — продукт немецкой , специально созданный для оконных уплотнителей (по утверждению создателей увеличивает их ресурс на 20-25%);
- Смазка для уплотнительных резинок из наборов для ухода за окнами и др. В продажу поступают в баллончиках или флаконах из пластика со специальными насадками для выдавливания смазки;
- Технический силикон — наиболее доступное средство для ухода за любыми резиновыми изделиями, при этом лучшее. Его легко наносить, не пахнет, прозрачен. Сохраняет свойства при диапазоне температур от -50 до +230oС.
Так же к профессиональным средствам отнесен растворитель WD40, с чем мы категорически не согласны. Любой растворитель должен быть текучим. Текучесть обеспечивает или керосин или спирт (могут быть его производные) — сказать точно нет возможности, так как производитель засекретил состав средства.
Все знают о результатах взаимодействия обоих перечисленных веществ с натуральным каучуком или искусственной резиной — со временем молекулы материала утрачивают способность перемещаться относительно друг друга (теряется эластичность), изделие становится хрупким и трескается или же растягивается.
Практика подтверждает: разовое воздействие WD40 на уплотнители не приносить им вреда. Длительное ведет к тому, что уплотнители буквально выпрыгивают из пазов.
Среди домашних средств необходимо отметить:
- Глицерин — бесцветная вязкая жидкость, продукт омыления жиров. Хорошо выполняет свои функции внутри помещения. Однако снаружи начинаются проблемы: растворяется в воде (под дождем), что требует частой смазки уплотнителей со стороны улицы;
- Вазелин — великолепно смягчает резину. Не растворяется в воде, что защищает уплотнитель от воздействия дождя. Проблемы лежат в области температурного режима: выдерживает мороз всего до -25oС, а при жаре (свыше +27oС) начинает плавиться. Поэтому при значительных перепадах температур требуется повторное нанесение защитного слоя.
Инструкция по смазке простая:
- резинки протираются мыльным раствором мягкой тряпкой или губкой, после чего салфеткой вытираются насухо;
- если у уплотнителя два лепестка, вначале смазывается поверхность между ними, а затем наружная;
- жидкие средства (глицерин) наносятся ватным тампоном или распыляются, если продаются в баллончиках;
- вязкие вещества наносятся руками (силикон, вазелин) или кисточкой;
- правильный уход за резинками предусматривает 2-хразовое смазывание: весной и осенью.
Чем смазывать фурнитуру пластиковых окон
Ответ простой и лаконичный: тем же самым средством, что и запорные механизмы.
Инструкция по смазыванию пластиковых окон. Производители оконной фурнитуры и механизмов открытия/закрытия створок иногда указывают место смазки. Для остальных владельцев приведем схему (см. фото ниже), где показано, в каких точках точка смазывания.
Места смазки окон.
Смазка окна начинается с мойки специальными средствами стеклопакета и профилей (рамы и створок) и последующей очистки всех элементов створки и рамы от грязи, пыли и старой смазки. Для этого створка поочередно открывается в разных плоскостях, чтобы можно было вначале почистить, а затем смазать запорные устройства для разных режимов открывания.
Губкой, щеткой или влажной тканью все металлические детали протираются, после чего сухой салфеткой или тканью вытираются насухо. При этом необходимо выполнять два простых правила:
- никаких моющих средств для металлических деталей;
- погода должна быть безветренной — с ветром на очищенную поверхность может попасть пыль, сажа, летучие жиры и т.д.
Нанесение смазки происходит по простому алгоритму:
- после мойки и очистки окно проветривается (досушивается);
- все подвижные детали, кронштейны крепления, засовы и защелки смазываются (методы нанесения смазки приведены на фото); Смазка окон аэрозолем.
- после смазки окно несколько раз закрывается и открывается в каждой плоскости — таким образом, смазка разносится по всей поверхности смазываемых частей.
Несколько советов:
- Удобнее всего смазывать с помощью шприца.
Смазка окон с помощью шприца.
- Баллончики с распылителем загрязняют пластик и уплотнители рядом с деталью, на которую наносился спрей (даже при наличии трубочки-носика) — придется по-новому протирать. Поэтому лучше их избегать.
- Из пластиковых флакончиков достаточно выдавить 1-3 капли в точку смазывания.
Смазывание деталей с использованием пластикового флакона.
- Смазка всех частей одного окна должна проводиться в одно время.
Если все процедуры выполнены правильно, окно продлит срок своей службы на несколько лет. Но не стоит рисковать и профилактику следует повторять регулярно.
Инструменты и материалы
Для работы может понадобится:
шприц;- салфетка из не ворсистой ткани или губка;
- кисточка с жестким ворсом или зубная щетка;
- средство для мытья окон (без растворителей и абразивных веществ);
- масло для петель и фурнитуры;
- смазка для уплотнителя;
- бумажные полотенца;
- мыльный раствор.
Cмазываем фурнитуру окна правильно
С выбором смазывающего средства мы разобрались, теперь разберем поэтапно сам процесс смазки пластиковых окон.
- Очищаем окна. Любые окна со временем загрязняются, особенно если вы живете в мегаполисе. Перед смазкой фурнитуры окна необходимо всю эту грязь убрать. Для этого вам нужна жесткая щетка и тканевая салфетка. Протрите салфеткой все труднодоступные части окна. Очистите дренажные отверстия и впредь следите, чтобы они всегда были свободны. Тщательно очистите щеткой фурнитуру на створке от старого масла и грязи, затем насухо протрите все салфеткой. Не используйте агрессивные химические средства при уходе за окнами, они способны не только испортить внешний вид окон, но и нарушить их целостность.
- Смазываем фурнитуру. Если вы используете смазку в виде спрея, распыляйте ее не вплотную, а с небольшого расстояния. Обычное масло без распылителя необходимо распределять, двигая ручкой окна (как будто вы открываете и закрывая створку). Достаточно пары капель масла на каждую деталь.
- Смазываем уплотнители. Для сохранения эластичности и водоотталкивающих свойств необходимо 1 раз в год очищать его от грязи влажной салфеткой и протирать специальными средствами. Для обработки рекомендую использовать хорошо впитывающую ткань.
Как самостоятельно промазать ПВХ-конструкцию?
Для того, чтобы смазать ПВХ-конструкцию требуется:
- открыть створки окна и провести предварительную очистку запорного механизма чистой салфеткой или зубной щеткой (для труднодоступных мест);
- нанести смазку на металлические детали: распылить из баллона или аккуратно налить из шприца 2-3 капли на каждую деталь;
- следует избегать попадания масла на резиновые уплотнители, а излишки убирать с помощь салфеток или бумажных полотенец;
- смазывать запорный механизм необходимо в разных положениях закрывающей ручки, так как таким образом обработаются все детали устройства;
- с помощью мыльного раствора или средства для мытья окон отчистить резиновый уплотнитель и вытереть его насухо;
- если для смазки используется спрей, то необходимо нанести его с небольшого расстояния, после чего аккуратно растереть салфеткой по всему уплотнителю;
- если резиновая поверхность имеет два лепестка, то начинать смазывать нужно сначала внутреннюю, а после внешнюю часть;
- в случае, если используется не аэрозоль можно наносить смазку руками, салфеткой или кисточкой.
Видео о том, как обслуживать пластиковые окна и производить смазку фурнитуры и уплотнителя:
Периодичность смазки
Периодичность смазки металлической фурнитуры может быть разной. Если изначально для этого процесса использовались качественные составы, а дом расположен вдали от крупных шоссейных дорог, то профилактику достаточно проводить единожды в год, лучше всего – с наступлением теплой весенней погоды.
При более суровых условиях эксплуатации окон, при которых возникают сильные загрязнения фурнитуры, придется проводить мероприятия по смазке движущихся деталей чаще, примернодва-три раза в год.
Сложности и ошибки
При смазывании стеклопакета могут быть следующие сложности и ошибки:
- Если не убрать старую смазку, пыль, грязь или металлическую стружку с поверхности деталей новая смазка не будет иметь никакого эффекта, так как она очень быстро сотрется, а также может забиться в механизм, чем нарушит его работу.
- При использовании аэрозолей образуется воздушная взвесь, которая попадет не только на металл, но и на другие детали окна, из-за чего ее придется вытирать.
- Следует тщательно выбирать материал, которым будет смазываться окно. Для этого нужно внимательно прочитать этикетку, так как на ней могут указываться ограничения и побочные эффекты, а также состав. Смазки с агрессивными веществами и абразивными составляющими могут разрушить металлическую, пластиковую или резиновую деталь окна.
Зачем нужна смазка окон?
При долгой эксплуатации пластиковых окон, особенно, если они установлены в домах крупных городов, где высокая интенсивность транспортного движения, в механизмы попадает большое количество пыли и грязи.
Эти нежелательные загрязнения оседают на смазке, примененной при их изготовлении, смешиваются с ней, что начинает затруднять работу механизмов и фурнитуры при открывании и закрывании. Кроме того, старая грязная смазка, насыщенная микрочастицами, получает выраженный абразивный эффект, вместо сохранения деталей и придания антифрикционных свойств приводит, наоборот, к их ускоренному износу и может полностью вывести их из строя.
Если не обращать внимания на неполадки при работе створок, они, прежде чем полностью сломаться, своеобразно «предупреждают», что им срочно требуется профилактика, начиная издавать звук щелчков, скрип или скрежет.
Последствия отсутствия обработки
Важно! Если не смазывать фурнитуру, то со временем она забьется пылью, масло загустеет, а поверхность металла начнет стачиваться, образую металлическую стружку.
Из-за этого появятся неприятные скрипы или скрежет, окно будет более туго открываться/закрываться, а также может заклинить запорный механизм. В некоторых случаях может случится перекос створки или ее не плотное прилегание, из-за которых ухудшится тепловая эффективность и шумоизоляция.
Не смазанные уплотнители начнут постепенно стираться или деформироваться. Под воздействием внешней среды и давления они начнут терять эластичность, из-за чего могут потрескаться или стать твердыми. Это приведет к тому, что окно перестанет плотно закрываться (или закрываться вообще), а также образованию сквозняков и мостов холода, из-за которых снизится тепловая эффективность и шумоизоляция.
Почему важно смазывать пластиковые окна?
Смазывать предстоит уплотнители и все подвижные элементы оконной фурнитуры. Это эксцентриковые запорные цапфы и все металлические движущиеся и трущиеся части на створке.
Если фурнитуру окна не смазывать, последствий не избежать: механизмы изнашиваются и начинают сигнализировать о неполадках. Если ваши окна издают непривычное щелканье, скрежет или скрип, это необходимо исправить.
При этом уплотнителям важно уделить не меньше внимания. При стабильном уходе они сохраняют эластичность и защищают дом от холода, сквозняков, пыли и шума. В обратном случае уплотнитель придется менять.
Историческая справка о возникновении пластиковых окон
Рождение поливинилхлорида
Родиной пластиковых окон считается Германия, так как 1835 году немецким химиком Регенальдом был впервые получен поливинилхлорид (ПВХ). Этот материал является основным для производства конструкций из металлопластика. Много прошло времени до того момента, когда этот материал получил массовое распространение в производстве. Только в 1912 году стал вопрос о возможности его применения, а в 1931 году начато производство поливинилхлорида на производственных мощностях фирмы BASF.
Изобретение пластиковых окон
Идея создавать окна из материала, способного противостоять динамическим и статическим нагрузкам, родилась в Германии. Послевоенные годы вынуждали вести поиск материалов, имеющих минимальную стоимость, чтобы в кратчайшие сроки осуществить восстановление страны. Конструкция оконных рам, ставшая прародителем современных окон, была изобретена и запатентована 1952 году Х. Паше. Она была далека от совершенства, но решала поставленную задачу.
Через непродолжительное время в 1959 году была произведена армировка профиля при помощи металлического волокна. Такое техническое решение дало толчок роста популярности пластиковых окон и постепенной экспансии в Новом свете. Но в Америке германское изобретение не сразу пришлось по вкусу
Помимо неприятия потребителем и противодействия их популяризации производителями деревянных окон, пластиковые конструкции требовали доработок в плане эксплуатации и долговечности и, что немаловажно, были небезопасны в экологическом отношении
Преодоление трудностей
В производственном цикле получения ПВХ происходит его отбеливание, которое осуществлялось в середине 20-го столетия при помощи тяжелых металлов. Присутствие свинца в пластиковых изделиях, концентрация которого небезопасна для человека, являлось главным аргументом противников окон из ПВХ. Разработка новых технологий свело присутствие тяжелых металлов к нулю, но опасения в умах людей в отношении металлопластика, остались по инерции.
Со временем доступная стоимость, технологичность, долговечность и комфорт при эксплуатации металлопластиковых окон сломили предубеждения почитателей изделий из дерева. Стабильная ценовая политика производителей связана с небывалой специализацией технологической цепочки.
Известные в мире производители окон из ПВХ выпускают только эти изделия и ничего более. Такая узкая направленность позволила наладить полностью автоматизированное производство, что дало снижение себестоимости продукции. Полная унификация всех деталей окон делает их универсальными и позволяет их применять в любом изделии предприятия. Высококачественные стеклопакеты, выполненные герметично с разнообразными физико-механическими свойствами, производятся на заводах-производителях стекла.
Замыкают производственный цикл фирмы, специализирующиеся на монтаже готовых изделий в соответствии с требованиями заказчика.
Такое построение производства окон дало возможность получения высококачественных изделий при доступной их стоимости.
Современное состояние отрасли
В конце двадцатого столетия после распада Советского Союза в новообразованных государствах стали появляться на рынке окна из металлопластика. Стоимость изделий была далека от доступной, что объясняется менталитетом людей того времени. Сейчас ситуация резко изменилась, и при выборе остекления, чаще всего, склоняются к металлопластиковым конструкциям.
Подавляющее число окон ПВХ производится германскими компаниями. Однако исключительно немецкого материала на постсоветском пространстве не существует. Как правило, производство профиля осуществляется в тех странах, где находится рынок сбыта на оборудовании немецких компаний и в соответствии с их технологией. Качество продукции контролируется немецкими специалистами.
Как устранить эти поломки?
Когда часть механизма стёрлась, и не работает, мешая перевести окно в другое положение или не закрывается полностью. Решить проблему можно только одним способом. Необходимо заменить весь механизм переключения.
Заменять детали следует на точно такие-же. Заказывать их желательно у той же фирмы, которая изготавливала вам окна. Если вы сделаете иначе, то с большой вероятностью всё придётся подгонять или снова делать заказ на эти детали.
Теперь нам нужно разобраться, как исправить все эти поломки и вернуть окно в рабочее состояние.
Если у вас поломалась одна деталь в механизме окна, то заменить её может быть не просто. Потому, что некоторые механизмы улучшают и изменяют для лучшей работы и меньшей стоимости. В результате вы можете столкнуться с тем, что такие детали больше не выпускают и в механизме придётся менять всё. Это часто не оправдывает себя экономически, поэтому в большинстве случаев меняют всё окно.
Хуже бывает, когда сломалась деталь в том месте, где окно соединяется с рамой. Если такую деталь не удалось найти, то придётся заменить окно вместе с рамой. Если вы конечно не сделаете её самостоятельно.
Если болтается ручка, но это ещё не привело к заклиниванию и провороту механизмов. То скорее всего спасёт положение закрепление ручки на её винтах. Иногда они откручиваются от различных вибраций и поэтому она болтается. Чтобы подтянуть их, нужно повернуть пластиковую заглушку и затянуть верхний и нижний винт. Если ручка перестала болтаться и переключения получаются легче, то вы исправили проблему.
Если дело дошло до проворотов, то нужно разбирать окно и смотреть что сломалось. Скорее всего нужно заменить ручку вместе с механизмами переключения.
Как правильно смазывать резиновый уплотнитель
Прежде всего, нужно дождаться подходящего момента для проведения манипуляций, лучше всего выбрать теплый, сухой и солнечный день посреди осени или весны
Важно определить местонахождение уплотнителя, открыв окно. Обычно резинки находятся на следующих элементах конструкции:
- Внутренний периметр створки.
- Вдоль внутреннего или внешнего периметра стеклопакета.
- По периметру рамы.
В независимости от средства, что используется для проведения процедуры, порядок действий идентичен и выглядит следующим образом:
- Очистка поверхности влажной тряпкой, смоченной в мыльной воде.
- Протирание уплотнителей сухой чистой тряпкой.
- Смазывание резинки по всему периметру с внутренней и внешней стороны. При использовании вазелина или силиконовой смазки лучше всего проводить процедуру мягкой кистью, а вот жидкие вещества нужно применять совместно с ватным диском.
- Подождать, пока вещество немного высохнет, образовав защитный слой.
- Закрыть окно.
Советы
- Не нужно проводить работы, если нет надлежащих средств и опыта.
- Проводить работы необходимо при плюсовой температуре воздуха.
- Приобретать различные виды смазок необходимо качественные, ведь от них зависит срок службы всего окна.
- В случае серьёзных поломок, необходимо вызывать квалифицированного мастера, а не исправлять всё своими силами.
Ухаживать за фурнитурой окна необходимо постоянно. В случае обнаружения мелких скрипов и щёлков – сразу смазывать детали или обращаться в специализированную фирму за помощью. Пренебрежения излишними звуками от створки приводят к полной замене её механической начинки, а в некоторых случаях и к замене окна.
Обзор смазочных материалов
Смазочные материалы могут отличаться друг от друга по области применения, а также по наличию определенных запахов. Температурные диапазоны будут разными в зависимости от продукта.
На рынке представлен большой выбор силиконовых смазок для резиновых уплотнителей, рассмотрим наиболее популярные вещества.
WD-40
Один из самых известных продуктов, выпускается в виде спрея. Изначально этот тип смазки предназначался для удаления коррозии на металлических деталях авто.
В ходе использования были обнаружены и другие полезные характеристики. К таковым относятся:
- проницательная способность;
- создание защитного слоя, позволяющего предотвратить негативное воздействие влаги.
По факту WD-40 позволяет увеличить ресурс использования резиновых элементов. Если вещество контактирует с полистиролом или поликарбонатом, то оно разрушает эти соединения. Используя смазку WD-40, надо быть осторожным, чтобы не допустить ее попадания на слизистые оболочки.
Глицерин
Относится к категории вязких и бесцветных веществ.
Характеризуется:
- низкой температурой затвердевания;
- высокими гигроскопическими характеристиками.
Поэтому глицерин может использоваться для защиты прорезиненых уплотнителей. В результате обработки смазка смягчает резину и делает ее эластичной, что позволяет предотвратить растрескивание. К минусам продукта можно отнести недолговечность его действия. Для качественной обработки поверхностей автовладельцу придется периодически пользоваться смазкой.
Very Lube
Используется для обработки пластмассовых и прорезиненых деталей и элементов. Применение смазки позволяет восстановить цвет компонентов, а также защитить их от быстрого износа. Основная особенность продукта заключается в наличии моющих характеристик. Смазка позволяет глубоко проникать в царапины и микротрещины, выполняя и очистку от загрязнений. Благодаря восстановлению изначального цвета вещество улучшает вид резиновых изделий. Смазка предотвращает растрескивание деталей и не допускает их примерзания в холодное время года.
К основным минусам относится недолговечность защитного покрытия. Автолюбителю предстоит часто пользоваться смазкой.
Nanoprotech
Смазка получила большую популярность среди потребителей благодаря своим характеристикам:
- влагозащитная;
- противокоррозийная;
- проникающая;
- смазывающая.
Использование веществ позволяет предотвратить примерзание уплотнителей на подвижных узлах и механизмах. Продукт хорошо показывает себя при использовании в условиях Крайнего Севера, поскольку температура его замерзания составляет -80 градусов. Вещество полностью выталкивает влагу из микротрещин на обрабатывающейся поверхности.
Его применение позволяет сохранить резиновым уплотнителям эластичность. Пластик, металлические детали, лакокрасочное покрытие не разрушается в результате использования Nanoprotech. Применение смазки позволяет предотвратить образование эмульсии. В составе продукта не используется каучук или тефлон.
Бытовые средства по уходу за уплотнителями
Если не имеется возможности приобрести импортные средства, можно обойтись тем, что наверняка есть в быту. Среди них выделяются:
Глицерин.
Бесцветная вязкая жидкость без запаха. Применяется в косметологии, выступает побочным продуктом омыления жира. С точки зрения химии глицерин относится к спиртам, однако опыт использования говорит, что для окон ПВХ он безопасен. Он доступен — в аптеке можно купить 25 мл вещества за 10 рублей. Плох тем, что слабо защищает резину от воздействия осадков, быстро смываясь.
Вазелин.
Хорошо смягчает резину, покрывает ее плотным бесцветным слоем. Нерастворим в воде, поэтому хорош как гидроизолятор. У вазелина есть два недостатка:
- Имеет низкую морозостойкость (-25 градусов).
- Плавится при температуре +27 градусов.
Последовательность действий
Перед тем как смазать пластиковые окна, их необходимо вымыть, а торцы рам и проемы протереть мыльным раствором до полной очистки уплотнителей от пыли. После этого с помощью мягкой ветоши удалите грязь с деталей механизмов и кронштейнов, находящихся на виду.
Совет. Обнаружить движущиеся и запорные элементы пластикового окна довольно просто. Откройте створку и, поворачивая ручку вверх-вниз, осмотрите торцы рамы по периметру. Вы наверняка заметите перемещение роликов и фиксаторов, требующих очистки.
Второй шаг – контроль и прочистка дренажных отверстий, сделанных внутри и снаружи металлопластиковой оконной рамы, как изображено на фото. Они предназначены для отвода конденсата из стеклопакетов и нередко закрыты декоративными заглушками, не препятствующими сливу воды. Эти пробочки нужно извлечь, а затем убедиться в проходимости отверстия и дренажного канала. При нужде проем вычищается ветошью.
Когда грязь и остатки старой смазки удалены, приступайте к нанесению новой, руководствуясь представленной схемой. В большинстве светопрозрачных конструкций предусмотрены специальные отверстия, куда необходимо заливать масло (несколько капель). Излишки смазывающей жидкости, вытекающие наружу, сходу вытирайте ветошью. Напоследок не забудьте обработать оконные петли.
В процессе смазывания рабочих узлов необходимо проследить, чтобы минеральное масло не попадало на уплотняющие элементы. Если это произошло, снова протрите резинки мыльным раствором и просушите. Больше наглядной информации о точках заливки масла показано в следующем видео:
В последнюю очередь нанесите жидкий силикон на уплотнительные элементы и закройте створку.
Какие ещё меры необходимо проводить?
Несмотря на ежегодную смазку фурнитуры – иногда возникают проблемы с открыванием окна и недостаточной плотности прилипания уплотнителя к раме, отчего может поддувать. Чтобы устранить эту проблему, необходимо отрегулировать высоту створку и усилить прижим.
Усиление прижима
Неплотное прилегание створки к раме, означает неправильное положение центральной части эксцентрика относительно боковой поверхности пластиковой рамы. Чтобы устранить проблему, необходимо увеличить расстояние (повернуть) от центральной его точки до того места, пока конструктивная деталь не будет в точности соприкасаться с пластиковой боковой внутренней частью профиля створки.
Для изменения положения эксцентрика необходимо использовать специальный шестигранный ключик. Регулировка положения за один раз вряд ли произойдёт правильно, но несколько регулировок и закрытие створки, дадут нужный результат и устранят возможность проникновения воздуха через окно вовнутрь помещения.
Регулировка высоты створки
По разным причинам рама окна может немного проседать или незначительно вытягиваться, но эти нюансы могут повлиять на расположение створки. Даже миллиметровые отхождения от параметров рамы приводят к затруднению работы фурнитуры, чем затрудняется закрытие или открытие створки.
Регулировка положения створки происходит следующим образом – необходимо снять декорирующие элементы из нижней петли створки. В нижней её части находится специальное отверстие шестигранной формы.
В него вставляется ключ с аналогичной огранкой и поворачивается. Повороты ключа против часовой стрелки способствуют поднятию створки, а за стрелкой – опусканию. В народе эта система имеет название «микролифт».