Советы начинающим художникам
Хочется рисовать настоящие картины гуашью? Следует начать с приобретения нужных материалов. Для начинающих понадобятся бумага, коробка с красками, кисти, палитра для смешивания тонов, посуда для воды, простой карандаш. В минимальном наборе присутствует 12 основных красок, при их соединении получают самые разнообразные цвета и оттенки. Более опытные мастера имеют и иные инструменты, приспособления – например, мастихин – прибор для смешивания и удаления остатков гуаши, нанесения густой краски на холст.
В начале работы рекомендуется рисование гуашью самых легких изображений – гор, деревьев, пейзажей. Переходить к натюрмортам или портретам стоит только при наличии определенных навыков, после посещения уроков живописи, ИЗО. Эскизы следует тщательно прорисовывать карандашом, это поможет избежать ошибок на бумаге.
Как проверить выбранную вами бумагу на качество
Некоторые профессиональные художники только при одном взгляде на бумагу, могут рассказать про ее основные характеристики и то, как бумага станет себя вести с теми или иными художественными материалами.
Но для новичка это, конечно же, задача не из легких, даже если он будет держать в руках эту самую бумагу. Поэтому, чтобы не ошибиться в выборе, бумагу перед покупкой следует проверить на качество.
Пройдитесь по бумаге ластиком
Аккуратно нарисуйте небольшую линию простым карандашом, а затем легко пройдитесь по бумаге ластиком. Если остались ворсинки, значит качество не самое высокое. Хорошая бумага будет довольно плотной и не деформируется из-за легкого прикосновения ластиком.
Смочите бумагу водой
Если есть такая возможность, пройдитесь по лицевой стороне бумаги кисточкой с водой. После этого, обратите внимание, есть ли на бумаге разводы, если нет – это хороший знак. Следовательно, гуашевая краска при смешивании с водой не будет растекаться, а контур сохранится четким и ясным.
Присмотритесь к цвету бумаги
Как правило, бумага с голубоватым отливом лучше сохраняет цвет краски, а еще отлично справляется с солнечным светом и очень устойчива к влажности.
Проверьте бумагу краской
Опять же, если будет такая возможность, нанесите на бумагу немного краски, а затем сотрите ее губкой или мокрой тряпочкой. На бумаге хорошего качества не должно оставаться никаких разводов и пятен.
Понимаю, что не все способы проверки подходят для магазинов, но если вам нужно приобрести большое количество листов определенной бумаге, то можно воспользоваться этими советами – купите по одному листу и дома проверьте их на качество. Так вы сможете заранее убедиться, что вам подходит, а потом спокойно приобрести нужное количество листов бумаги для рисования гуашевыми красками.
В заключение, хотелось бы ответить на несколько частых вопросов о бумаге:
Как называется бумага для гуаши?
Как правило, у такой бумаги нет какого-то своего, особого названия. Обычно ее называют просто – бумага для рисования.
Можно ли рисовать гуашью на акварельной бумаге?
Да, в принципе можно, так как обе эти краски водорастворимые, акварельная бумага хорошо подойдет для гуаши.
Должны ли бумага и краски для гуаши быть одной фирмы?
Вообще, использовать одну марку художественных материалов, да еще и хорошего качества, это, конечно, здорово, но совсем не обязательно. Главное, чтобы материалы сами по себе соответствовали качеству.
Если вам понравилась эта статья, или у вас остались какие-то вопросы по этой теме, смело пишите мне в комментариях, отвечу с радостью!
Источник
Гуашь – основные сведения
Гуашь – это разновидность водяных красок, она состоит из растертых пигментов, белил и водно-клеевых связующих веществ. К последним относятся крахмал, гуммиарабик, декстрин. Также в составе некоторых типов краски содержатся фруктовая камедь, глицерин, мед, масло, акрил.
Основное отличие ее от акварели – в непрозрачности. Гуашь была создана на основе акварели путем введения в нее титановой белой краски для увеличения плотности, частичного высветления тонов, их приглушенности. Для детского творчества используется краска, дополнительно содержащая ПВА.
Работа с гуашью довольно проста, рисунки наносятся на разные виды материалов (бумага, стекло, ткань, камни и т.д.). С помощью такой краски можно претворять в жизнь и нетрадиционные идеи: гуашью рисуют на коже лица, тела, на руках, ногтях. Колеры реализуются в баночках по 10-30 мл, но есть и профессиональные упаковки по 500-1000 мл.
Достоинства гуаши очевидны:
- отличная кроющая способность, возможность закрывать темные пятна светлыми красками;
- умеренная стоимость, экономичность расхода;
- быстрое высыхание;
- хорошая растворимость в воде;
- легкость исправления ошибок;
- возможность разбавить засохшую краску водой.
Все указанные свойства позволяют проводить уроки творчества с детьми с применением гуаши. Она поможет научиться рисовать красиво и правильно, при этом техника может быть абсолютно разной. Готовый рисунок не пачкается, покрывать лаком его не надо, разве что, при выполнении на стекле, ткани или керамике.
О гуашевых красках
Краска в баночках со временем расслаивается: внизу становится гораздо «гуще», чем наверху, иногда сверху появляется слой жидкости. Такой гуашью рисовать нельзя, так как пигмент в ней распределён неравномерно. Но достаточно просто тщательно перемешать краску в баночке по всей её глубине.
Краски серии «Мастер-Класс» (серия гуаши Мастер-класс) — краски наивысшего качества, представляют собой густотёртые тонкодисперсные смеси высококачественных пигментов и связующих. Яркость и чистота цвета, высокая светостойкость красок обусловлены, в первую очередь, применением неорганических и органических пигментов высокого качества.
Источник
Виды гуаши
Не все гуаши обладают универсальными свойствами. В зависимости от вида, качество может различаться. Есть даже сухие порошки, которые нужно разводить до необходимой консистенции водой, хотя в продаже они встречаются редко.
Художественная
Данный тип краски еще называют профессиональной. Она максимально ориентирована на создание больших, красивых картин, отличается матовой бархатистостью, высокой кроющей способностью. Мазок материала в один слой будет ярким, насыщенным, легко перекроет акварель. Обычно художественная гуашь реализуется по 36 флаконов в одном наборе (ее можно найти по коду ОКПД 2 среди канцтоваров). Для создания некоторых марок художественной краски используют дорогостоящий гуммиарабик.
Плакатная
Такой краской рисуют плакаты, театральные декорации, поэтому она включает яркие пигменты и клей для стойкости и быстрой сушки. Кроме того, вместо белил тут присутствует каолин, что делает рисунки неподверженными скорому выгоранию. Работать гуашью можно на фанере, картоне, холсте. Чаще всего плакатная гуашь реализуется в наборах по 24 баночки.
Флуоресцентная
Кроме классических вариантов расцветок, в продаже можно встретить оригинальные флуоресцентные краски. Они представляют собой суспензии флуоресцирующих пигментов – раствор красителей, люминофоров на органических смолах. В гуашь добавляют клей ПВА, антисептик и пластификаторы.
Благодаря введенным пигментам, краски смотрятся ярко, обладают свойством светиться под влиянием ультрафиолета. Кроющая способность у таких гуашей ниже, поэтому их наносят только на основания белого цвета тонкими мазками. Есть даже неоновые краски – они сами по себе светятся в темноте.
Акриловая
Гуашь на основе акрила встречается нечасто, но ее свойства отличаются от таковых у обычной краски. Благодаря акрилатам, средство идеально схватывается с любыми поверхностями, рисунок получается более ярким и максимально стойким к механическим повреждениям.
Что такое гуашь и ее плюсы и минусы
Гуашь — это водорастворимая краска на клеевой основе, с добавлением белил. По своим свойствам, эта краска более плотная и более матовая после высыхания, че, например, акрил или акварель.
Техника изготовления гуашевых красок известна еще со Средневековья, когда ей пользовались в Европе. Сам же термин возник во Франции в XVIII веке (от французского Gouache — водная краска).
Гуашевые краски легко разбавляются водой, быстро высыхают. Именно поэтому их предпочитают использовать на уроках ИЗО в школе и на начальных этапах при обучении рисованию.
Краска имеет хорошую укрывистость и должна быть довольно густой, поэтому лессировками лучше не работать с этой краской.
Как я уже писала выше, в составе гуаши также присутствуют белила. Это влияет на цвет краски и поверхность рисунка после высыхания. Краска становится более бархатистой на ощупь, но и цвет меняется на более светлый, отличный от того, что вы видите в тюбике. Поэтому, белила здесь следует использовать с осторожностью, чтобы не получить слишком светлый рисунок.
Выбор кисти для рисования
Для работы с гуашью не подходят слишком мягкие кисточки. Лучше всего приобретать кисти из шерсти белки – они умеренно мягкие, имеют острый кончик, позволяют наносить тонкие мазки с четкими контурами. Но для больших рисунков такие изделия могут показаться недостаточно упругими, и работа замедлится. Также к минусам беличьих кисточек можно отнести слишком быструю истираемость.
Колонковые кисти более износоустойчивы и упруги, зато цена их на порядок выше, чем стоимость беличьих. Для растушевки, создания фона, заливки можно применять кисти из шерсти козы, синтетические изделия (нейлоновые). Текстурная поверхность на холсте, бумаге хорошо получается при использовании кисточки из свиной щетины.
Если гуашь развести водой до более жидкой консистенции, неплохо подойдет кисть из шерсти барсука. Для создания особых эффектов профессионалы иногда используют резиновые, силиконовые кисти, но для обучения детей и новичков они не подходят. Для рисования натюрморта также можно использовать поролоновые губки, валики, обычные бумажные салфетки. Некоторые техники предполагают работу ниткой вместо кисти.
Какую форму кисти выбрать для гуаши? Вот основные рекомендации:
- плоские – применяются для заливки фона, нанесения широких мазков, выполнения крупных деталей;
- круглые и овальные – универсальные, меняют толщину в зависимости от силы нажима;
- контурные – используются для прорисовки отдельных деталей;
- веерные – ими заливают фон, применяют в технике лессировки.
Какие дополнительные материалы необходимы для работы
Для начального уровня лучше всего взять бумагу для акварели, размер выбираете сами А3, A4 и другие. Если, конечно, вы не планируете рисовать на иной поверхности, например: холст. Еще часто используют картон хорошего качества.
Кисти понадобятся самые разнообразные как круглые, так и плоские, маленькие, большие. При рисовании
без воды больше подойдут щетинные кисти. А при стандартной технике нужно использовать мягкие, но эластичные и упругие кисти: искусственные из синтетики, волос колонка или ушной (быка либо коровы). Мягкий ворс пони не подойдет, в процессе работы будет впитывать краску с водой и загибаться. При покупке кисточек, нужно провести по ним рукой. Тем самым проверить, выпадают ли ворсинки. И если это происходит, лучше не брать некачественный товар, потому что в будущем весь этот ворс будет оседать на ваших картинах. Чтобы кисти прослужили долго, за ними нужно ухаживать и по окончании работ сразу хорошо промывать.
Для смешивания краски и получения других необходимых вам оттенков используют палитру. Конечно, можно использовать старую тарелку и другую емкость, кто-то берет бумагу, но на ней большой консистенции не добьешься. Готовые палитры бывают пластикового и фарфорового типа. Причем пластиковые бывают плоские – в них смесь быстро высохнет, и другие с углублениями – более удобные. К сожалению, гуашь имеет свойство впитываться в пластиковые емкости, которые со временем меняют свой цвет. Фарфоровая палитра легко отмывается от краски, но будет значительно тяжелее и дороже стоить.
Понадобится обычная тряпочка для протирания кисточек во время работы, снятия излишек воды и прочего.
Также нужны банки с водой, для промывания кисточки, прежде чем обмакивать ее в другой цвет, для разбавления краски. Можно использовать емкость любого размера, все зависит от ваших пожеланий и еще имеются в продаже профессиональные банки-непроливайки.
Для создания набросков и эскизов пригодятся карандаш, ластик, точилка.
В самом начале пути редко кто использует фанерные планшеты либо стираторы. Они не представляют собой сложного приспособления, это специальные устройства для натягивания бумаги на доску, которые закрепляются рамкой. Их удобнее всего использовать для работы над крупными изображениями с мольбертом или если вы решили пойти рисовать на свежем воздухе, а также когда смачиваете материал водой, бумага при этом сворачивается. Чаще всего при небольших форматах подойдет старый проверенный способ – расстелить листы газеты на столе.
Поверхности для основы рисунка
Гуашью можно создавать настоящие шедевры практически на любом полотне и материале, главное, чтобы он был плотным.
Бумага
Самые легкие рисунки новичкам рекомендуется делать на бумажной основе. Следует выбирать ватман формата А3 или бумагу формата А4, но с увеличенной плотностью. Ватман гладкий, краска ложится на него идеально, при этом основа не размокает. Если же бумага будет тонкой, от попадания гуаши она сразу начнет коробиться.
Неплохим вариантом для создания рисунка является картон. Он должен быть белым, однородным по текстуре. В некоторых случаях (в зависимости от специфики рисунка) допускается применение цветного или тонированного картона. Гофрокартон и гуашь, напротив, несовместимы – основа со временем деформируется.
Фанера
Работать гуашью по фанере – одно удовольствие. Этот материал никогда не размокнет, если имеет высокое качество и гладкое покрытие. На фанере не должно быть пятен, которые могут проступить даже из-под слоя краски.
Стекло
Для работы со стеклом тоже может использоваться гуашь. Обычно ею расписывают бокалы, тарелки, витражи, поделки. Рекомендуется вначале выполнить набросок карандашом на обычном листе бумаги, затем при помощи копирки перенести на стекло. После можно наносить краску.
К сожалению, водная основа гуаши не позволяет сохранить рисунки на стекле на долгий срок. Но это может стать большим плюсом, ведь можно изображать каждый раз новые картинки – например, делать рисунки на Новый год на оконном стекле. Ребенку понравится осуществлять свои задумки, легко корректируя детали при помощи влажной салфетки. Хорошо ложится гуашь на стеклянные бутылки – не течет, быстро сохнет. Сверху готовое изделие можно покрыть лаком.
Ткань
Модные принты на футболках, юбках и брюках сейчас на пике популярности. Также по ткани рисуют мастерицы, делающие шторы, изделия для детей. Конечно, обычный рисунок гуашью на ткани длительно не продержится, разве что, при бережном обращении. Попадание воды, стирка смоют краску окончательно. Поэтому для закрепления принта в краску вводят лак или клей либо покрывают готовый рисунок особым лаком для материи. Если же предполагается стирать такую вещь, лучше применять не гуашь, а специальные акриловые колеры.
Поверхности, на которых можно рисовать
Гуашевыми красками можно рисовать на различных поверхностях. Самое главное правило – они должны быть плотными, в том числе и бумага, на которой вы будете рисовать.
- Самый простой и очевидный выбор – это бумага. Подойдет довольно плотная бумага от 180 г/м2. Также, для гуаши хорошо подходит бумага ватмана – она плотная, имеет ровную глянцевую поверхность, краска на такой ватман ляжет идеально. Если вам неудобно работать с большим форматом, просто разрежьте ватман канцелярским ножом на более мелкие части.
Подробнее про выбор бумаги для рисования гуашью вы можете прочитать в другой моей статье
- Также, можно рисовать на картоне. По своей плотности он идеально подойдет для гуаши. Лучше брать картон белого цвета, с ровной поверхностью.
- Если у вас есть изделия из фанеры, или просто ее лист, можно использовать и такую поверхность. Для этого, гуашь должна быть довольно густой, можно даже добавить в нее немного ПВА клея. Готовую работу желательно покрыть лаком для закрепления результата.
- На стеклянных поверхностях тоже можно рисовать гуашевыми красками. Помните, что гуашь – водорастворимая краска, и, например, на посуде, такой рисунок не сохранится. Но если это какая-то поделка, или роспись окон, то гуашь вполне подойдет – ее потом легко можно смыть, а на поделке закрепить результат все тем же лаком для декоративных работ.
- На ткани гуашью обычно не рисуют, так как, опять же, эта краска легко смывается и недолговечна на вещах, которые будут взаимодействовать с водой. Для ткани лучше взять специальную акриловую краску «по ткани».
Техники рисования гуашью
Существует огромное количество методик, по которым можно научиться рисовать, – пошаговые рекомендации, видео, мастер-классы есть в интернете. Разработана даже уникальная методика «правополушарное рисование» — для создания рисунка не нужно задействовать логику. Вся работа длится несколько минут, в итоге получается оригинальная картина. Далее описаны самые популярные методики рисования с применением гуаши.
Лессировка
Под лессировкой понимают поэтапное нанесение прозрачных, полупрозрачных слоев гуаши после полного высыхания предыдущего слоя. Это позволит получить сложные тона путем оптического смешивания колеров. Нанесение краски до сушки первого слоя приводит к порче рисунка, получению «грязного» цвета. Эффект прозрачности достигается разведением краски водой. Количество слоев – не больше 5.
Пастозная техника
В этом случае на рабочую поверхность наносятся густые мазки без разбавления гуаши. Фактура, конкретные тона будут зависеть от направления мазков. Для идеального результата в гуашь добавляют ПВА – он не даст слою краски растрескаться, хотя толстые мазки все равно наносить не нужно.
Сграффито
В данной технике вначале на основу наносят светлые мазки, затем, после их высыхания, работают с темной краской – черной, синей и т.д. После окончательной сушки рисунка берут специальную иглу, острую палочку или нож и царапают верхний слой, обнажая нижний. Техника сродни гравюре, но выполняется в первые несколько минут (гуашь сохнет быстро). В итоге создаются оригинальные фактуры, особенно на переднем плане рисунка.
Смешанная техника
В таком варианте используют разные техники, например, фон выполняют растушевкой, рисунок на нем – акриловыми красками. Также гуашь используют на одной картине вместе с акварелью, маслом, пастелью, темперой.
LiveInternetLiveInternet
Рыцари гуашью
Однако в средние века, в Европе, этот материал широко применялся в написании миниатюр, а не только для подготовительно-эскизных работ. В России, в конце 19-го и начале 20-го века, гуашью писались серьезные работы станковой живописи. Именно на этот период приходится расцвет гуаши.
Художники, овладевшие в совершенстве этим «несерьезным» материалом, создают замечательные, изящные, неповторимо-бархатистые работы. Особенно замечательно, при помощи гуаши, удается передать неповторимую атмосферу вечерних сумерек и туманных предрассветных пейзажей. В принципе, гуашь – это непрозрачная акварель. Для работы с гуашью нет необходимости в специальных разбавителях и ускорителях высыхания, как при работе с маслом. Рисуя гуашью, нет необходимости думать о различных вспомогательных средствах (как например, замедлители высыхания, моделирующие пасты, лаки и т.п.). Гуашь является универсальным художественным материалом, который позволяет, имея краски, воду и бумагу, осваивать художественные техники, свойственные другим материалам. Вы можете рисовать сильно разбавленной гуашью в технике акварели, а можете освоить техники письма, свойственные благородному маслу. Рисование гуашью комфортно, она не имеет неприятного запаха, не требует работы с растворителями, позволяет легко вносить изменения в рисунок и не требует какой-то специальной поверхности для рисования (холсты, грунтовки и т.п.). Именно поэтому она очень популярна в детском творчестве и широко применяется начинающими художниками. Пейзаж гуашью рисовал каждый из нас. Гуашь для начинающих подходит и для профи.
белочка гуашью
Гуашь бывает нескольких видов: художественная, плакатная, акриловая и для детского творчества.
Типы гуаши.
• Художественная гуашь – это растертые пигменты, с добавлением дистиллированной воды, белил и гуммиарабика. Эта гуашь обладает прекрасной кроющей способностью, матовостью, бархатистостью и прекрасно ложится на художественную поверхность. Для этого типа краски идеально, в качестве рабочей поверхности, подходят не мелованный картон, акварельная бумага, тонированная бумага. Первый слой краски впитывается в художественную поверхность, создавая что-то подобное грунту. Это позволяет краске лучше держатся на рабочей поверхности. • Плакатная гуашь представляет собой обычную гуашь, за тем лишь исключением, что вместо белил используется каолин. Это делает краску более яркой и плотной. • Гуашь для детского творчества содержит вместо дорогого гуммиарабика дешевый клей ПВА. Это делает краску менее пластичной и она быстрее высыхает. Однако это делает ее более стойкой к осыпанию и истиранию. Такая краска подходит не только для бумаги, но и для фанеры, керамики и холста, который можно не грунтовать специальным грунтом (как в случае с художественной гуашью). ПВА в составе гуаши становится прекрасным закрепителем и с успехом заменяет специальный грунт. Детские рисунки гуашью радуют глаз и сердце родителей. • Некоторые производители, с появлением художественного акрила, стали выпускатьакриловую гуашь. Такая гуашь подходит для росписи любой поверхности, а после полного высыхания не смывается водой.
Замок сказочного дракона гуашью
Свойства гуаши и особенности цвета.
Многие считают гуашь не удобной для рисования. Если вы до этого рисовали преимущественно акварелью, то вам нужно запомнить всего лишь несколько правил, чтобы получать такой же замечательный результат при работе с гуашью.
Краска гуашь не прозрачна и содержит белила. Это означает, что писать нужно от темного к светлому, а не наоборот. То есть, определившись с композицией и цветовой гаммой, нужно начинать с более темный тонов краски, а световые блики и темные цветовые акценты расставляются в конце работы.
Для того, чтобы не путаться в возможности смешивания цветов и оттенков, а также не напортачить с цветом для теней, лучше иметь представление о цветовом круге, которым пользуются художники. Цвета, лежащие в соседних секторах круга, смешиваются друг с другом без образования грязи, а для теней лучше брать цвет из противоположного сектора. Этот цвет добавляют в необходимом количестве в основной тон. Чаще, для изображения тени, берут: синий, зеленый или фиолетовый. Ни в коем случае нельзя добавлять для изображения тени черный цвет. Так же нельзя использовать черный для получения более темного тона того же цвета, тон вы не затемните, а грязь получите.
Кроме всего прочего следует знать, что гуашь достаточно быстро сохнет. Если вы допустили ошибку, то нельзя ее исправлять, пока гуашь не просохла. В случае нарушения этого правила у вас получится размазанное грязное пятно. Вносить изменения и исправления в рисунок нужно дождавшись полного высыхания слоя гуаши. Обычно время высыхания зависит от толщины слоя гуаши, оно варьируется от 30 минут до 3 часов. Когда же гуашь просохла, внести изменения очень просто. Нужно лишь смочить кисть в теплой и чистой от пигмента воде, слегка отжать ее сухой тряпочной и легким движением стереть краску в месте ошибки. Точно также можно растушёвывать излишне-четкий контур нарисованного предмета.
Смешивая цвета, нужно брать в расчет, что влажная гуашь более яркая. Когда она высыхает, она выбеляется, благодаря присутствию в ней мела. Поэтому цвета всегда нужно выбирать более насыщенные, чем те, которые вы желаете видеть в конечной работе.
лошадь гуашью
Кисти для гуаши и техники нанесения мазков.
Правильный выбор кисти так же поможет облегчить знакомство с данным художественным материалом. Так как гуашь более тяжелая и вязкая, то для нее не подойдут чересчур мягкие кисти, так что легкую белку лучше отложить в сторону. Для влажной гуаши неплохо подходят: колонок, коза и синтетика. Такие кисти прекрасны для растушёвок, фонов и заливок, то есть для работы влажной кистью.
Есть приемы в живописи, которые подходят для работы сухой кистью. Как нарисовать гуашью изображения крон деревьев, травяного фона, объектов с неровной или текстурной поверхностью? В этом случае лучше использовать кисти из щетины. Форма кистей будет зависеть от формы мазков. Траву лучше изображать плоскими кистями, а крону деревьев круглыми. В этом случае, на сухую кисть из свиной щетины набирают разбавленную до густоты сметаны гуашь и производят точечные удары кистью по рабочей поверхности картины. Это можно сравнить с набиванием краски на рабочую поверхность.
Как рисовать гуашью не только при помощи кистей. Можно наносить краску при помощи поролоновой губки, специальных валиков или смятой бумажной салфетки. Все это позволяет изображать предметы со сложной структурой поверхности и добиться реалистичности изображения многих материалов, например шероховатой керамики или камня, или рисуя натюрморт гуашью.
натюрморт гуашью
Живописные техники с использованием гуаши.
Уроки гуашью.
Существуют два способа создания фона для гуаши: • Равномерное закрашивание контуров карандашного наброска. Сначала художник делает карандашный набросок на художественной поверхности, а затем разносит основные цвета в качестве заливок контуров рисунка. Здесь важно помнить, что для начального подмалевка берутся самые темные тона элементов рисунка. Для того, чтобы гуашь легла ровно и без разводов, нужно обратить внимание на размер кисти. Чем больше закрашиваемый контур, тем больше должна быть кисть. Гуашь, в это случае, должна быть разбавлена до консистенции негустой сметаны. Набирать слишком много пигмента на кисть тоже не стоит, излишки лучше обтереть о край палитры. Заполнять контур нужно без нажима, от одного его края к центру, а затем из центра до другого края контура. Такой тип подмалевка не подходит для больших поверхностей. • Для поверхностей большого размера выбирается другой тип окрашивания – заливка. В этом случае сначала делается фон рисунка, а затем, на просохшем фоне, пишется сама работа. Фон может состоять из двух или трех основных цветов в гамме рисунка. Например, при написании пейзажа берут: цвет неба, цвет земли, цвет для светлой полосы над горизонтом. Лист бумаги хорошо прикрепляют к планшету, лучше приклеить все края малярным скотчем. Затем разносят цвета: цвет неба в верху, цвет земли внизу, самый светлый в районе горизонта. А дальше, пока краска не просохла, разглаживают краску при помощи широкой влажной кисти. Кисть нужно вести без отрыва, от одного левого края листа к правому, двигаясь от низа работы к верху. Затем смачиваем кисть в воде, стряхиваем излишки, и разглаживаем краски от верху листа к низу, двигая кисть по горизонтали. Для того чтобы фон получался ровным и красивым, нужна тренировка. Однако результат стоит потраченных усилий. Когда фон разглажен, а краска еще не просохла, разносят детали холмов, более темной краской, выбранной для земли. После просыхания основного фона и сформированных деталей ландшафта, пишут растительность, облака и другие детали задуманной композиции.
цветок гуашью
Картины гуашью. К техникам гуашевой живописи относятся:
• Лессировка – способ, который заключается в нанесении поверх основного цвета прозрачный слоев других тонов. За счет перекрытия основного цвета полупрозрачными слоями получается новый глубокий оттенок. Для гуаши этот способ доступен так же, как и для акварели. Просто гуашь нужно разбавить довольно сильно водой, чтобы она стала прозрачной. С помощью техники лессировки можно создать неповторимый эффект тумана, гуашь для этого подходит как никакой другой материал. • Пастозная техника также доступна гуаши. Эта техника заключается в нанесении густой, непрозрачной краски на рабочую поверхность. Такая техника присуща в основном масляной живописи. Фактура, свет и тень на картинах, написанных в пастозной технике зависят не только от цвета, но и от формы и направления положенных мазков. Гуашью тоже можно работать в этом стиле, особенно если она на основе ПВА или акриловая. Работая в пастозной технике и используя обычную художественную гуашь, нужно помнить о том, что слишком толстый слой этой краски имеет обыкновение растрескиваться и осыпаться после высыхания. Поэтому нужно очень осторожно добавлять слои густой гуаши на полотно, чтобы получить необходимую, для этой техники и материала, «золотую середину». • Есть еще одна техника, в которой можно использовать гуашь. Она называетсясграффито. Эта техника сродни гравюре. На бумагу наносят слой светлой краски и ждут ее высыхания. Затем наносят толстый, равномерный слой темной краски. После просыхания верхнего слоя, берут рейсфедер, стило, просто толстую иглу или канцелярский нож, и рисуют ими, снимая темный слой краски с нижнего светлого слоя. Лучше, чтобы верхний слой краски был сухой, но достаточно свежий, чтобы краска не осыпалась. Действовать нужно осторожно, движения должны быть точными. • Кроме того, гуашь прекрасно используется в смешанных техниках живописи. Например, фон делается гуашью, а рисунок на фоне акрилом. Цветы гуашью и акрилом получаются очень эффектными.
набросок девушки гуашью
Уход за инструментом при работе с гуашью.
Нужно помнить о свойстве гуаши забивать ворс мягких кистей, поэтому кисти лучше промывать сразу в банке с большим количеством теплой воды. Для этого нужно тщательно прополаскивать кисть, водя ворсом по дну емкости с водой.
После окончания работы с гуашью нужно промыть кисти под струей теплой проточной воды. Так же нужно вымыть палитры с остатками краски, так как засохшая гуашь может закрасить палитру, особенно если она пластиковая. Гуашь очень быстро высыхает, поэтому все баночки с краской должны быть плотно закрыты. Если вы оставите после работы незакрытые баночки с краской, то рискуете застать там вместо мягкой, пластичной гуаши, окаменелые кусочки высохшего пигмента.
Кроме того, нужно следить за состоянием своих красок. Гуашь имеет свойство густеть со временем, даже если вы не забывали ее закрывать. Это свойство данного материала может привести к ее полному высыханию. Вернуть первоначальное качество подсыхающему материалу можно капнув в краску пол чайной ложки горячей кипяченой воды (это на стандартную маленькую баночку). Затем гуашь нужно закрыть и оставить на 30 минут, после чего тщательно перемешать палочной или обратным концом кисточки.
Если ваша гуашь засохла до состояния камня, то можно попытаться ее реанимировать, но выходит это не всегда. Для этого нужно залить в каждую баночку немного горячей воды, так чтобы только на пару миллиметров прикрыть поверхность засохшей краски, а затем поставить ее часа на три в теплое место. Зимой для этого подойдет батарея, а летом солнечный подоконник. Затем нужно тщательно перемешать пигмент. Если засохшие кусочки все-таки остались, можно попробовать повторить описанную выше процедуру. Если же и это не поможет, то с вашей краской все кончено и ее можно только выкинуть. Правда ее можно использовать в качестве сухой акварели для эскизов и черновых зарисовок. Реанимировать засохшую акриловую гуашь нельзя, она превращается в нерастворимый, жесткий полимер.
Творческих вам успехов в работе с гуашью!
Секреты работы с гуашью
Есть ряд советов, которые художники всегда соблюдают при работе с краской. Вот основные из них:
- рисовать от темного к светлому – вначале прорисовывать темные тона, потом ставить блики, светлые пятна;
- соединять оттенки, не забывая про световой круг (цвета, находящиеся рядом, дают тона без грязи, серой примеси);
- для прорисовки контура брать тон из противоположного сектора;
- тени рисовать синим, зеленым, фиолетовым, но не черным;
- исправлять помарки после полного высыхания гуаши;
- при сушке гуашь посветлеет, потому нужно брать более яркие цвета;
- вместо палитры для смешивания красок можно применять картон, дощечку;
- облака на небе рисуют обычными белилами, траву – зеленой краской, а деревья – более светлым, чем трава, зеленым тоном.
Продвигаться в мастерстве надо поэтапно, от простого к сложному, тогда рисунки будут выходить все удачнее.
Мастер-класс: написание картины гуашью
Несложный пример, как пошагово сделать настоящую картину (зимнее дерево):
- Начинать следует с фона – снега, неба. В зоне, где будет дерево, надо сделать небо более ярким.
- После сушки фона карандашом нарисовать дерево с веточками. Затем провести контуры краской, хорошо прорисовав ствол, коричневые ветки, на кончиках сделать их белыми от снега. На основных ветках следует рисовать больше малых ответвлений.
- Сделать детализацию. Для этого высветлить маленькие веточки, а ствол «усилить» темно-коричневой, черной гуашью. Добавить веткам серых теней.
- Для выполнения более яркой картины можно ввести в фон розовый, голубой цвет – как оттенки неба.
Для украшения рисунка также можно нарисовать животных, птиц, гирлянду – все, что подскажет фантазия. Гуашь быстро станет любимым материалом для творчества, ведь работать с ней легко и увлекательно!
Как устроен раздел: гуашь на примере выпечки
В конце я хочу объяснить вам, как устроен этот раздел, на примере из области гастрономии. Если бы я наполнял кулинарный блог, скажем, о выпечке (а занятие живописью, в общем-то, немногим отличается от приготовления пищи), я бы объяснил структуру так:
- Часть I. Введение и материалы. Вначале говорится о том, почему люди любят печь, и обо всех вкуснейших вещах, испеченных из теста, начиная с древности. О знаменитых пекарях. Пройдемся по кухне и узнаем, какие ингредиенты необходимы для приготовления теста и что за поддоны и противни используют для выпечки. Мы поговорим о скалках и духовках, а также о том, как ими пользоваться и где их купить.
- Часть II. Первые практические шаги. Советы о том, как оптимально оборудовать рабочее место, так чтобы процесс выпечки доставлял истинное удовольствие. Также о том, как спланировать отдельные этапы.
- Часть III. Техники и советы от шеф-повара. Выпечка хлебов, блинов, печенья, пирогов и приготовление булочек. Тут вы научитесь разным типам выпечки и их сочетаниям. Здесь представлены отдельные рецепты с пошаговыми инструкциями и подсказки, которые помогут добиться быстрого успеха.
И, прежде чем начать, еще одно короткое замечание. Все, что вы найдете в разделе о рисовании гуашью, описание различных техник и советы по их применению, — чистая правда, потому что выросло из практики. Но и в то же время все описанное очень субъективно, так как придумано мною. Поэтому мне хочется верить в то, что, прочитав статьи, вы продолжите рисовать свои собственные. А теперь приятного путешествия, наслаждайтесь гуашью!