Разбавители — связующие вещества в составе компонентов краски. Разбавители смешивают с пигментом для придания краске нужных свойств (для вязкости, для пластичности, для высыхания и тп).
Какие бывают разбавители в масляной живописи:
• Масло растительное (льяное, ореховое, маковое и др.);
• Уайтспирит, скипидар, пинен;
• Лак (дамарный, пихтовый, ретушный и др) ;
• Тройник (смесь из разных разбавителей).
Нужно ли разбавлять масляные краски
Масляные краски для живописи вполне возможно использовать без разбавителей. Если текстура достаточно мягкая и вы любите рельефные работы, то смело рисуйте ими в чистом виде. Тем не менее краска может иметь слишком плотную консистенцию и со временем густеть. В таком случае перед вами непременно встанет вопрос, чем разбавить масляные краски. Здесь главное — понимать, что любой растворитель делает работу менее яркой. А если вы будете использовать натуральные масла, то учтите, что срок высыхания готовой картины значительно увеличится. В любом случае подобные средства нужно держать в своем арсенале, чтобы иметь возможность вымыть кисти и палитру.
Полный текст урока
В этом уроке Вы узнаете как смешать разбавитель. Он используется в живописи маслом, когда мы делаем подмалевок, или уже вовсю работаем цветом.
Есть много разных рецептов как смешать разбавитель, и некоторые из них опасны
Если Вы откроете несколько учебников по живописи, или просто книжек, написанных художниками, то найдете кучу разных рецептов. Доходит до того, что некоторые из них несовместимы друг с другом. Один художник говорит “Вот это здоровский рецепт, получится очень хороший разбавитель”, а другой говорит “Да если вы так сделаете, то ваша живопись, как только вы закончите работу, осыпется, все краски размажутся, это проклятие, а не разбавитель”.
И примерно то же скажут Ваши учители живописи или просто друзья-художники. Кто-то подскажет добавить немножко подсолнечного масла в живопись, в краски, или ещё что-нибудь такое. Чревато это тем, что, действительно, с плохим рецептом разбавителя живопись может раньше времени осыпаться, краски могут потерять свой цвет.
Как смешиваю разбавитель лично я
Я использую один рецепт, и не отхожу от него. Когда-то мне его рассказал мой учитель, и по моему опыту, таким разбавителем довольно комфортно работать. И его качество с точки зрения технологии живописи проверено, по крайней мере на протяжении поколения. Мне кажется, лучше быть аккуратным, и не боятся за долговечность картин, чем облегчить себе работу, намешав чего-нибудь в краски, а потом рвать на себе волосы.
Итак, собственно как смешать разбавитель. Мы используем даммарный лак, и пинен или терпентин. Собственно, в результате мы получим разбавленный даммарный лак. На примерно четыре-пять долей пинена или терпентина, и примешиваем одну долю даммарного лака. Другими словами, мысленно делим нашу бутылочку на шесть(или пять) частей, заливаем пиненом на пять шестых (четыре пятых), и сверху доливаем лак.
Масло в качестве разбавителя
Первое, что приходит на ум при вопросе о том, чем разбавить масляные краски, это, конечно же, растительные масла. Чаще всего используют льняное или конопляное. Но лучше всего внимательно прочитать состав краски и выбрать в художественном магазине аналогичное масло. Такая добавка сделает материал более мягким и податливым. Кроме того, у работы появится характерный блеск. После высыхания картина покроется незаметной эластичной пленкой, которая защитит ее от разрушительного воздействия внешних факторов. Если же говорить о недостатках такого разбавителя, стоит отметить неприятный удушливый запах.
Терпентин и уайт-спирит
Очищенный терпентин — это хороший вариант для масштабных картин. Масляные краски для рисования становятся достаточно вязкими и долго не сохнут, а потому у вас всегда будет возможность внести коррективы в работу. Тем не менее ни в коем случае не используйте бытовой терпентин, только из художественного магазина. Это вещество может придать желтизну краске. Что касается минерального уайт-спирита, то он сохнет гораздо быстрее, чем предыдущее вещество. К тому же он менее привередлив в хранении и более безопасен в плане химического состава. Да и цена такого разбавителя ниже. Тем не менее, если вещество некачественное, на готовой работе после высыхания может появиться белый налет.
Художественный лак
Если вы не знаете, чем разбавить масляные краски, то попробуйте живописные лаки. Но ни в коем случае не путайте их с покрывными, которые наносятся примерно через год после написания картины. Лак должен содержать в своем составе древесную смолу и растворитель. Масляные краски для живописи, разбавленные подобным образом, становятся более податливыми и в то же время более плотными, что обеспечивает хорошее перекрытие. Кроме того, готовая картина становится яркой и блестящей, чего достаточно трудно добиться, используя только масло или разбавитель. Краска после высыхания становится более прочной и устойчивой к внешним воздействиям.
Чтобы структура масляной краски была более мягкой, достаточно часто используют так называемый двойник. В его состав входят одна часть лака и две части льняного или конопляного масла.
Советы по использованию
Какое бы масло художник ни использовал в своем творчестве, есть несколько правил, которые помогут избежать досадных ошибок:
- применять экстракты нужно предельно осторожно – их избыток приводит к изменению цвета и сморщиванию поверхности, а также к недолговечности готового полотна;
- избыток разбавителя в нижних слоях живописи приведет к «пожуханию» верхнего слоя;
- избыток разбавителя в верхних слоях приведет к «сседанию» и сморщиванию поверхности;
- иногда избыток масла в верхнем слое выделяется на поверхность и высветляет краску, делая ее мутной;
- краски, которые долго сохнут, лучше разбавлять доммарным или мастичным лаком, быстровысыхающие же разводят уплотненными маслами;
- подмалевок маслом не разводят.
Для того чтобы задумка художника превратилась в достойное произведение, необходимы не только талант и вдохновение, но и качественные краски, вспомогательные вещества, такие как масло в тубах. Вы не знаете, как его подобрать? У вас сложности с использованием растительных экстрактов? Специалисты нашего магазина с радостью проконсультируют вас по этим вопросам, подберут наиболее подходящие товары. Обращайтесь, всегда рады вам!
Похожие статьи:
Декупаж — техника декорирования предметов
Название этой техники декорирования предметов пришло из французского языка, где глагол decouper означает «вырезать». Действительно, при декупаже сначала необходимо найти и вырезать красивый рисунок или орнамент, присоединить его к декорируемой поверхности, покрыть композицию лаком для сохранности.
Подробнее…
Медиумы IDEA: ассортимент и назначение
IDEA Medium — это серия добавок, предназначенная для расширения возможностей красок для хобби. IDEA Medium значительно улучшат эффекты ваших творений. Эта серия предлагает 14 добавок, значительно отличающихся друг от друга, которые могут наноситься на всевозможные основы и смешиваться со многими типами красок. Каждая из этих добавок требует специального представления, попробуем описать их основные характеристики.
Подробнее…
Печать визиток
В наше время, визитная карточка – это наиболее экономичный способ предоставления контактной информации, а так же рекламы, как человека, так и компании, а конкретнее их услуг или продуктов.
Подробнее…
Рецепт «тройника»
Опытные художники предпочитают самостоятельно готовить разбавитель для масляных красок с учетом своих потребностей. Самый распространенный рецепт «тройника» включает в себя следующие компоненты:
- живописный лак (лучше выбирать даммарный или же мастичный);
- конопляное, льняное или маковое масло (последнее считается одним из самых прозрачных и чистых);
- скипидар или растворитель для художественных масляных красок (чаще всего используют уайт-спирит).
Все компоненты смешивают в чистой стеклянной емкости в равных пропорциях. Сосуд должен быть плотно закрыт, иначе растворитель начнет испаряться и утратит свои свойства.
Порядок разбавления
Не менее важным является процесс разбавления краски своими руками, ведь точное его выполнение – залог отсутствия дальнейших проблем.
Мероприятия проводятся в следующем порядке:
Разводить краску, которая простояла открытой некоторое время, сложнее. Порядок работ:
Важно! Работы выполняются с соблюдением повышенных мер предосторожности, поскольку масляная краска и все вещества, применяемые для разбавления, отличаются огнеопасностью и токсичностью.
Полезная информация
Начинающие и опытные художники непременно оценят следующие советы.
Никогда не используйте растворители из строительных магазинов, ведь они не только обладают неприятным запахом, но еще и придают краскам оттенок желтизны после высыхания.
Некоторые разбавители делают цвет краски бледным, но по мере их испарения оттенок может снова стать более ярким.
Прежде чем использовать тот или иной растворитель в работе над картиной, поэкспериментируйте на пробном кусочке холста.
Не стоит использовать слишком много разбавителя, ведь масляная краска может стать рыхлой и будет хуже держаться на поверхности.
Для быстрого высыхания используйте скипидар или художественный лак, а если вам предстоит длительная работа, то лучше отдавать предпочтение растительному маслу.
При работе с растворителями (особенно с химическими) надевайте перчатки и марлевые повязки, а также не забывайте проветривать помещение.
Всегда разбавляйте небольшое количество краски, ведь в таком виде она не подлежит хранению.
Если вы хотите придать своей картине приятный аромат, то используйте в качестве растворителя кедровый или пихтовый лак.
Пинен
Этот разбавитель изготавливается на основе скипидара, но в отличие от него прозрачен, не имеет запаха и не вызывает пожелтения красок. Пинен очень качественно разводит краски, на нем удобно замешивать цвета, красочный слой получается прозрачный, небольшой густоты и быстро высыхает, позволяя накладывать новые мазки поверх без опасности смешивания. Это очень удобно, если картина должна быть написана в ограниченные сроки, но если пользоваться при работе только пиненом, поверхность краски при высыхании станет матовой и не будет достаточно долговечной.
Можно ли повторно использовать разбавитель?
Довольно часто художники макают в емкость с растворителем кисточки, испачканные в краске. В результате он становится мутным и, на первый взгляд, абсолютно непригодным к использованию. Грязный разбавитель вполне можно использовать повторно, если провести процедуру фильтрации. Для начала дайте жидкости постоять, чтобы выпал осадок, после чего пропустите ее через бумажный фильтр. Процедуру нужно повторять до тех пор, пока осадок не перестанет выпадать. Отфильтрованный разбавитель перелейте в чистую стеклянную емкость и плотно закрутите крышкой.
Правильно подобранный разбавитель для масляных красок сделает вашу работу более яркой, а также позволит ускорить процесс высыхания.
Скипидар
Этот разбавитель изготавливают на основе смолы хвойных деревьев с помощью перегонки. Промышленностью выпускается скипидар следующих видов:
- живичный: наиболее ценный, перегонка осуществляется на водяном пару;
- древесный, получаемый сухой перегонкой; подобный метод возможен лишь при использовании дерева, содержащего повышенное количество смол;
- экстракционный: продукт летучих фракций, испаряемых с помощью орграстворителей;
- сульфатный: фактически является отходом, получаемым при производстве бумаги и картона, вывариваемых в растворе едкого и сернистого натров; основным реагентом является сульфат натрия; из-за высокой токсичности использование в жилых помещениях не рекомендуется.
Живичный и древесный скипидар превосходно растворяется, не придает составу излишней матовости, имеет приятный хвойный запах. Используется он и как растворитель для масляно-фталевых красок. Такие составы абсолютно не токсичны и могут использоваться в жилых помещениях.