Сейчас многие хотят обезопасить себя от ненужной химии. Деревянных изделий это тоже касается. Олифа в этом плане – уникальный материал! Происхождение названия «натуральная олифа» говорит само за себя. До 95% состава могут содержать натуральные компоненты семян льна, конопли, рапса, что является очень высоким показателем в производстве лакокрасочных материалов.
Оставшиеся 5% составляют синтетические соединения, но их удельный вес так мал, что негативного влияния на организм человека практически не происходит. Чем ниже процент синтетической химии в олифе, тем дольше прослужит вам деревянная вещь.
При выборе обращайте внимание на состав и выбирайте продукт с максимальным процентом натуральных компонентов, это залог усиления свойств олифы в защите древесины.
Можно ли наносить морилку на олифу?
Так как олифа создаёт на поверхности плёнку, плёнка водонепроницаемая, то в начале наносится морилка, возможно даже в несколько слоёв. Далее полная просушка (это важный момент) и после этого уже наносим олифу. Олифу лучше наносить в разогретом состоянии.
Интересные материалы:
Как подключить беспроводной геймпад? Как подключить беспроводной микрофон к колонкам? Как подключить беспроводную гарнитуру Jabra? Как подключить беспроводную клавиатуру 4tech? Как подключить беспроводную клавиатуру intro? Как подключить беспроводную клавиатуру к компьютеру через блютуз? Как подключить беспроводную клавиатуру Logitech к компьютеру? Как подключить беспроводную клавиатуру Trust? Как подключить беспроводные наушники Apple к MacBook? Как подключить беспроводные наушники Jabra к айфону?
Разновидности материалов
Лаки и олифа относятся к группе пленкообразующих веществ, применяемых в виде растворов. Конечный вид обработанной поверхности зависит от их типа и состава. Покрытие лаком позволяет защитить или подчеркнуть структуру окрашиваемой поверхности.
После просушивания покрытия образуют прозрачную прочную пленку, лаки часто применяют для нанесения основного слоя.
Ассортимент лаковых составов представлен разнообразием типов, способов применения и свойств. Среди них различают:
- битумные лаки, которые производятся из битумов специальных марок, при высыхании образуют черную пленку, обладают стойкостью к реагентам;
- масляные составы представляют собой растворы растительных масел с синтетическими или природными смолами, при высыхании дают прозрачную желтую пленку;
- спиртовые обладают большой скоростью высыхания, производятся путем растворения природных смол в спирте;
- алкидные растворы — материалы на основе синтетических смол, отличаются водостойкостью;
- алкидно-карбамидные лаки применяются с отвердителями, при высыхании образуют твердое покрытие;
- нитратоцеллюлозные материалы используются для нанесения защитного покрытия на изделия из дерева;
- полиэфирные;
- полиуретановые материалы для покрытия;
- эпоксидные и нефтеполимерные лаки.
Олифа для дерева бывает разной по составу, что обусловливает особенности ее применения для пропитки и грунтовки. Натуральная олифа производится из растительных компонентов льна, конопли, подсолнуха с применением специальных добавок.
Применение в качестве грунтовочного материала помогает подчеркнуть красоту текстуры, древесина проявляет свой рисунок. В ее состав средства добавляют растворители, увеличивающие вязкость, а для улучшения качества масла окисляют и прогревают при высокой температуре. В их составе находится только 5% специальной добавки-сиккатива, ускоряющей высыхание. Оксоль состоит из масляного компонента, растворителя и сиккатива. Благодаря такому соединению она сохнет быстрее, а ее стоимость низкая.
Композиционный синтетический материал производят из побочных продуктов нефтеперерабатывающей отрасли. Этот вид продукции не является универсальным из-за низкого качества. Его не рекомендуют для обработки внутренних помещений.
Самым высоким качеством обладают составы на основе алкидных смол. Их применяют для наружной и внутренней отделки.
Особенности и характеристики
Еще лет 30 назад в строительных работах использовалась исключительно олифа. С ее помощью обрабатывались деревянные конструкции, которые были подвержены влиянию влаги и конденсата. Теперь ситуация изменилась, количество стройматериалов и смесей стало больше. Но остались те, кто по сей день не изменяют своим традициям.
Пропитываясь олифой, дерево становится более защищенным. На поверхности конструкции появляется тонкая эластичная и в то же время прочная пленка, которая предохраняет материал от внешнего воздействия (плесень и грибок). Обычно таких слоев наносят не менее двух и уже поверх покрывают краской.
Олифа открыто используется для внутренних работ, для наружного применения ее также применяют, но обработанные участки поверхности сразу же покрывают лакокрасочными материалами.
Если ее нанести на какую-либо поверхность толстым слоем и оставить на открытом воздухе в светлом месте, то будет видно, что жидкость начнет сгущаться. Но стоит средство растянуть по поверхности тоненьким слоем, то олифа будет высыхать, постепенно превращаясь в прочное покрытие. Такая способность материала достигается благодаря специальным кислотам (линолевая и линоленовая), содержащимся в составе растительного масла.
Для ускорения процесса высыхания в составе олифы присутствуют секкативы – соли металла. Добавление таких элементов позволило добиться значительного сокращения времени высыхания. Жидкость высыхает в пределах от 6 до 36 часов. Гарантийный срок хранения материала составляет 3 года.
Что такое олифовка – пропитываем дерево
Следует отметить, что олифа пользуется спросом среди любителей натуральных материалов, которые абсолютно безопасны для здоровья людей. Однако по остальным параметрам (прочность, глубина проникновения, долговечность) составы на основе натуральных масел уже давно проигрывают пропиткам на основе алкидных смол с фунгицидами и прочими модификаторами.
Натуральная пропитка чаще всего используется в уходе за деревянными изделиями, которые периодически, так или иначе, нуждаются в чистке, шлифовке. Например, это могут быть столярные инструменты. Также олифы из натуральных масел хорошо себя показывают во внутренних работах – обработанные деревянные поверхности очень хорошо смотрятся, продолжают дышать и ароматизировать воздух. А вот для наружных работ лучше воспользоваться более современными, стойкими к перепадам температур, влаге и вредителям веществами.
Сейчас многие хотят обезопасить себя от ненужной химии. Деревянных изделий это тоже касается. Олифа в этом плане – уникальный материал! Происхождение названия «натуральная олифа» говорит само за себя. До 95% состава могут содержать натуральные компоненты семян льна, конопли, рапса, что является очень высоким показателем в производстве лакокрасочных материалов.
Оставшиеся 5% составляют синтетические соединения, но их удельный вес так мал, что негативного влияния на организм человека практически не происходит. Чем ниже процент синтетической химии в олифе, тем дольше прослужит вам деревянная вещь.
При выборе обращайте внимание на состав и выбирайте продукт с максимальным процентом натуральных компонентов, это залог усиления свойств олифы в защите древесины.
Рекомендации по окрашиванию
После обработки поверхности процесс покраски может принести только хорошее настроение
Теперь, когда отрицательные свойства олифы максимально сведены на нет, пора приступать к процедуре покраски или оклейки поверхности.
Окрашивающие работы производятся в несколько этапов при температуре от –30 до +40 градусов и относительной влажности воздуха не выше 80%:
- Для начала полосовым слоем кистью красятся труднодоступные места, сварные швы, торцевые кромки.
- Красящий раствор наносится один слой посредством вертикальных движений, направления слева направо или от дальней к двери стены валиком, кистью или пульверизатором (на расстоянии 20-30 см). Допускается также окунание объекта в малярную массу краски. Выжидается время полного высыхания.
- Металлические поверхности прокрашиваются в 2–3 пласта и сохнут до 3 часов, цементно-песчаные, асбоцементные и бетонные следует красить в 3 слоя, а деревянные – 1–2.
- Промыть высохшую поверхность горячей водой (без добавления соды или моющего средства) в целях избавления разводов. Повторно протереть перед эксплуатацией.
- Избавиться от устойчивого запаха некоторых видов красок (положим, масляных) можно, поставив рядом с прокрашенным местом или в помещении 2–3 банки с соленой водой или натертый чеснок на тарелке.
Очень важно дожидаться полного высыхания каждого предыдущего слоя краски перед нанесением последующего. Время окончательной сушки отделанного покрытия при температуре +20 градусов составляет не менее суток.
Проверить, подсохла поверхность или нет, возможно, традиционным методом – приложив палец к месту покраски. При необходимости, следует выждать и более длительный срок.
Преобразить проолифленную поверхность – задача не из самых легких. Но при умелом подходе и грамотном подборе необходимых инструментов и отделочных материалов всего в течение нескольких дней можно оживить интерьер и придать ему новый, более привлекательный вид, который еще долго будет радовать своего старательного владельца.
Подготовка поверхности
О важности предварительной обработки проолифленной поверхности говорилось уже ни раз. Опустить подготовительные этапы может только недальновидный дилетант, которому не жалко своих напрасно потраченных усилий и средств на материалы. А бережливый хозяин предпочтет сделать все один раз, но основательно и хорошо.
Итак, вот в какой последовательности нужно проводить работу по обработке:
- Очистить поверхности от механических загрязнений: следов старой малярной краски или шпаклевки, ржавчины, извести, жирных пятен, копоти и пыли. В зависимости от вида материала (дерево, бетон, металл) делать это нужно при помощи металлического шпателя или щетки с жесткой щетиной. Вымыть мыльной водой. Дать подсохнуть.
- Отшлифовать или, по возможности, состругав верхний слой (последнее – только для дерева), используя крупнозернистую наждачную бумагу, ручную циклю или еще лучше циклевочную ленточную машину. Вымыть водой. Дать подсохнуть.
- Заделать все сколы и трещины штукатуркой или шпаклевкой. Отшлифовать мелкозернистой наждачной бумагой. Протереть влажной тряпкой.
- Прогрунтовать. Дать подсохнуть. Прошкурить. Протереть влажной тряпкой. Дождаться полного высыхания.
- Нанести обеззараживающий состав, не позднее, чем через 6 часов после предыдущего этапа. Дать подсохнуть.
Эти тщательно проделанные стадии значительно облегчат нанесение краски и предотвратят их деформацию на протяжении всего сроки эксплуатации.
Полунатуральные, комбинированные, синтетические – области применения олиф
Полунатуральные олифы, в основном, имеют светло-коричневый цвет. Полученная пленка на деревянной поверхности отличается твердостью и хорошим блеском, а также достаточно высокой водостойкостью. В основном, полунатуральные составы применяют в комбинации с другими лакокрасочными материалами или в качестве грунта. Как и натуральные олифы, полунатуральные не обладают достаточной прочностью для обработки напольных покрытий.
В комбинированные составы производители добавляют модификаторы, которые улучшают их качества, необходимые для производства и разведения густотелых красок. Также комбинированные олифы используют для грунтования деревянных поверхностей перед штукатуркой или окраской.
Не забывайте, что жидкость сохнет не меньше суток – до полного высыхания наносить слой краски или штукатурки не рекомендуется.
Синтетические составы используют не столько для пропитки, сколько в качестве основы для разведения темных масляных красок для малярных работ снаружи, а также для грунтования металлических, бетонных и оштукатуренных поверхностей. Используют синтетическую олифу и для приготовления всевозможных замазок и паст.
Способ нанесения
Для того чтобы правильно обработать деревянную поверхность, не нужно заканчивать курсы маляров, но основные принципы работы с покраской соблюдать все же необходимо:
- Перед тем как использовать олифу или оксоль, деревянная поверхность очищается от пыли, жира и тщательно сушится. Нанесение на влажный материал крайне неэффективно.
- Слишком густой раствор при желании можно разбавить растворителем или нефрасом. Применяются покрасочные вещества только после тщательного перемешивания. Какой бы свежей ни была банка, перемешивание дает структуре олифы насыщение кислородом и обратное впитывание выделяемых масел.
- Для покрытия дерева олифой используют либо валик, либо кисточки. Прокраска мелких деталей осуществляется кисточками маленького размера.
- Олифа для дерева и оксоль с максимальным натуральным составом сохнут примерно 24 часа. Поскольку для большего эффекта нужно использовать несколько слоев, важно понимать, что для тщательной проработки детали потребуется несколько дней. Синтетическая олифа высыхает за куда меньший срок.
При работе с олифой важно защищать поверхность рук от попадания материала. Если вы все же испачкались, аккуратно уберите верхний слой с кожи, при этом смочив ее растительным маслом. В случае, если раствор остался на коже, можно убрать остатки растворителем, затем тщательно промыть руки теплым мыльным раствором.
Обычная пропитка в своем составе содержит в основном химические компоненты. Олифа же состоит из натуральных компонентов. Зачем тратить силы, средства и время на синтетику, когда можно обезопасить собственное здоровье и деревянные поверхности натуральными материалами?
При выборе продукта обращайте внимание на производителя. Сегодня на рынке можно встретить субпродукты, которые выпускаются под названием «олифа», но своим составом мало чем похожи на нее. Поэтому доверяйте работу только качественным материалам и известным производителям, и ваши деревянные изделия будут служить долгие годы.
Если кто-то покрывает лаком икону без предварительной пропитки олифой – ну это уже совсем странно, тут и говорить не о чем, по-моему. Насколько знаю, яичная темпера требует обязательной пропитки олифой, в противном случае со временем пигменты белеют, теряют цвет и красочный слой довольно быстро разрушается.
Рецепт олифы: жидкий сиккатив (кобальтовый или свинцовый) добавляется в слегка подогретое свежее льняное масло в соотношении 1 к 10 (по обьему). Время олифления примерно 4 часа.
Льняное масло может иметь всего лишь два основных вида (ну плюс нюансы) – это оксидированное и полимеризированное. Оксидированное льняное масло вне зависимости от того сырое ли оно, вареное, с сиккативами или без начинает просыхать с верхнего поверхностного слоя, полимеризированное льняное масло приготавливается при повышенном давлении, и оно начинает просыхать одновременно во всем слое, но более подвержено в последствии желтению и потемнению. Вот и все принципиальное отличие, так, что олифа сырая или вареная по суть одно и тоже, вот если при варке кроме сиккатива в нее добавить некоторые сломы (знать бы еще какие и сколько) получится хороший масляный лак.
В отношении времени олифления – это во многом определяет основа – доска и левкас, у меня например доски липовые сухие, многолетней выдержки, олифу тянут как губка, у меня как минимум 12 часов, да и то после этого олифа может насухо просесть, так что приходится доолифлевать.
Для нашего дела лучше все-таки оксидированное масло
, поскольку очень важно, чтобы и красочный слой и левкас и доска как можно более основательно пропитались олифой, так как именно льняное масло, глубоко проникая в темперу, скрепляет и предохраняет икону от разрушения. Хотя, если она находится постоянно в сыром и холодном помещении – сама олифа начинает плесневеть и очень быстро темнеет.
Поскольку маслянные лаки в темных сырых помещениях темнеют, а спиртовые мутнеют, в качестве альтернативного варианта можно воспользоваться «жидким воском»
всемирно известной итал.фирмы OIKOS, которая производит различные краски и материалы для строительно-отделочных работ. «Жидкий воск» применяется для покрытия штукатурки типа иск. камень, хорошо держится на стенах, подверженных конденсату, водостоек, по внешнему виду похож на молоко, после высыхания абсолютно прозрачен.
Появление пятен после олифленья
обусловлено неравномерным содержанием связующего в красочном слое, поэтому и просвечивается левкас там где этого связующего мало, особенно это плохо выглядит на ликах. Чтобы уменьшить этот нежелательный эффект надо стараться писать по возможности одинаковой текстурой темперы. На личном письме жирные желтковые пятна недопустимы – надо их немедленно размывать и удалять. Если после нанесения слоя плави и просушки на просвет на поверхности выступают матовые проплешины – значит нужно добавить связующего и воды в темперу. Приближаясь к окончанию выплавки надо на просвет оценить наполнение темперы связующим и при его недостатке надо развести связующее с водой и аккуратно «напоить» им красочный слой за один или несколько приемов смотря по обстоятельствам.
Если писать плотным красочным слоем риск возникновения пятен при олифлении минимален. Если стоит задача написать что-либо тонким слоем с учетом просвета левкаса лучше сделать темперу с допустимым недостатком связующего и после окончания всей работы на участке дополнительно напоить красочный слой связующим.
Ну еще для тех, кто пока не знает – существует такой контрольный тест на степень достаточности связующего в красочном слое:
по высохшей поверхности темперы проводят мокрой кисточкой, если след темнее коллера – значит связующего мало, надо добавлять, если наоборот след светлее – значит все нормально, ничего добавлять не нужно.
Не секрет, что у обработанных лаком или краской деревянных поверхностей появляется существенный минус – они становятся холодными и безжизненными. Если вы намерены сохранить красоту текстуры, тепло и энергетику, рекомендуем вам обратить внимание на такой материал для обработки дерева, как олифа.