Плитка тротуарная отлично смотрится и служит не только за пределами помещений, но и внутри. Посмотрев фото или видео можно убедиться, что часто именно этот материал встречается на СТО, складах, так почему не уложить ее в собственном гараже? Тем более что работа своими руками не требует большого вложения финансов, времени. Практичность, эстетика, прочность – качества, которым отвечает материал. Потребуется лишь стандартный набор инструментов: уровень, нитки строительные, молоток с резиновой насадкой и болгарка.
Основное преимущество
При организации пола внутри гаража многие автомобилисты рекомендуют выбрать тротуарную плитку. Этот материал способен выдерживать воздействие агрессивных сред на протяжении нескольких лет, сохраняя изначальные характеристики.
Помимо тротуарной плитки, в гараже на пол нередко укладывают брусчатку. Такой материал отличается сходными эксплуатационными характеристиками, но менее привлекателен внешне.
Выбор между плиткой и брусчаткой, в основном, определяется личными предпочтениями владельца гаража. Оба материала стоят примерно одинаково.
Плитки
Использование плитки в качестве напольного покрытия в гараже обеспечивает основанию под автомобиль:
- повышенную прочность к механическим нагрузкам;
- влаго- и морозостойкость;
- стойкость к воздействию химических веществ (моторное масло, бензин и другое);
- стойкость к истиранию.
На современном рынке представлены плитки для тротуара, которые не соответствуют указанным свойствам. Поэтому, при выборе напольного покрытия, рекомендуется обращать внимание на качество приобретаемого материала.
Брусчатки
Тротуарная брусчатка отличается сходными эксплуатационными характеристиками. Прочность материала обеспечивает песчано-цементная смесь, из которой изготавливается это покрытие. Основное преимущество брусчатки перед плиткой прослеживается в том, что первую можно при необходимости снять (для прокладки коммуникаций и иного) и заново уложить.
Технические особенности
Брусчатка используется для строительства дорог, площадей и тропинок. Данный вид покрытия пользуется популярностью у представителей коммунальных служб и владельцев земельных участков.
Такой выбор обоснован следующими характеристиками уличной плитки:
- Доступная цена. Она намного ниже, чем у монолитной стяжки или дорогостоящего настила из листового железа.
- Быстрота монтажа. При укладке не применяются мокрые процессы, требующие времени на кристаллизацию раствора.
- Широкий выбор формы и цвета камней. С их помощью собираются полы с однотонной, разноцветной и мозаичной поверхностью.
- Устойчивость к истиранию. Камни имеют монолитную структуру, выдерживают трение и ударную нагрузку.
- Возможность реставрации. В случае повреждения отдельных фрагментов их легко заменить. Ремонт проводится собственными силами, подручными инструментами.
Данные характеристики присущи только продукции промышленного изготовления, которая производится в соответствии с ГОСТом и перед поступлением в торговую сеть проходит технический контроль.
Какими свойствами и составом должна обладать плитка?
Выбор качественной плитки определят продолжительность эксплуатационного срока пола в гараже. Технология производства предполагает внесение незначительного количества красителя. В случае если брусчатка отличается насыщенным цветом, это говорит о несоблюдении правил изготовления. Внесение красителя сверх допустимой нормы негативно влияет на прочность напольного покрытия: плитка быстрее растрескивается и хуже переносит воздействие отрицательных температур.
Второй важный параметр, на который рекомендуют обращать внимание, — толщина материала должна быть не менее 80 сантиметров. Более тонкая брусчатка не способна длительное время выдерживать вес автомобиля.
Поверхность плитки должна оставаться гладкой. Это показывает то, что изготовитель соблюдает технологию производства. Проверить качество напольного покрытия можно, потерев два изделия друг от друга. После этого на поверхности не должны оставаться потертости.
Четвертый показатель качества — появление звонкого звука при простукивании. Это свидетельствует о соблюдении технологии просушки, от которой зависит прочность тротуарной брусчатки.
Последний нюанс — структура внутренней части материала. Если тротуарная брусчатка пористая, от покупки такой продукции рекомендуют отказаться.
Советы при выборе материала
Выбирая половое покрытие, следует учитывать такие факторы:
- Не следует ориентироваться на низкую цену продукции. Качественный товар не может стоит дешево. Поддельная продукция имеет ограниченный срок эксплуатации.
- Не рекомендуется приобретать камни яркого цвета. Во-первых, изобилие красителей сказывается на прочности материала. Во-вторых, кричащие тона действуют возбуждающе на нервную систему и приводят к быстрой усталости глаз.
- Брать нужно плитки из одной партии. В этом случае есть гарантия, что они будут одного размера, плотности и цветового оттенка.
- Приобретать материал рекомендуется в количестве, на 10-15% превышающем расчетное. Часть материала пойдет на обрезки, часть может быть повреждена при погрузочных работах и транспортировке. Кроме этого, нужно иметь запас для замены поврежденных фрагментов.
При покупке следует требовать сертификат качества. Это позволит избежать приобретения некондиционного товара сомнительного качества.
Технология кладки плитки
Проводить укладку тротуарной плитки в гараже своими руками можно как на бетонное, так и песчано-цементное основание. Алгоритм выполнения работ в обоих случаях сходный.
На цементно-песчаную основу
Этот способ укладки подходит для гаражей, в которых хранятся автомобили весом до двух тонн. Алгоритм выполнения работ следующий:
- удаляем 15 сантиметров грунта;
- грунт выравниваем, трамбуем и укладываем строительную пленку (выполняет роль гидроизоляции);
- укладываем песок толщиной 5-6 сантиметров, этот слой ровняем, промакиваем небольшим количеством воды и трамбуем;
- укладываем цементно-песчаную смесь (1 часть цемента на 4 части песка) толщиной 3-4 сантиметра.
По окончании работ можно приступать к укладке материала. Между каждым элементом напольного покрытия следует оставлять зазор 3-4 миллиметра, в который затем засыпается цементно-песчаная смесь. Материал притапливается посредством резинового молотка и выравнивается.
В целях повышения влагостойкости напольного покрытия некоторые владельцы гаражей укладывают гидроизоляцию между каждым слоем.
Плитки на бетонное основание
Прежде чем приступать к укладке материала на пол из бетона, на последнем необходимо устранить имеющиеся дефекты. Далее поверх материала засыпается сухая цементно-песчаная смесь толщиной 2-3 сантиметра. Следом за этим места стыков тротуарной плитки затираются.
При желании, вместо цементно-песчаной смеси, разрешено использовать специальный клеевой состав.
Делаем деревянный пол в гараже своими руками
И в случае деревянного пола в гараже никаких отличий на первом этапе не будет: надо удалить плодородный грунт, выровнять и уплотнить дно полученного котлована. Затем на дно модно уложить слой гидроизоляции (рубероид, гидроизол, пленка, мембрана), на него слой песка или гравия
Песок и гравий надо утрамбовать, но плотность уже не столь критична, а вот вывести подсыпку «в горизонт» важно — проверяете насколько ровно лежит «подушка» при помощи уровня, но не маленького, а не менее чем метрового
С утеплением
На эту подсыпку устанавливают лаги — брус большого сечения. Шаг — не более чем метр. Желательно подгадать так, чтобы колеса автомобиля стояли над лагой или недалеко от нее, а остальные можно распределить как получится.
Перед укладкой лаги пропитывают защитной пропиткой от гниения (для древесины, напрямую контактирующей с грунтом), а потом обрабатывают антипиренами (снижающими горючесть). От гниения лаги можно пропитать отработкой, но горючесть их при этом только повысится. Так что это не очень хороший вариант, хоть и дешевый. Еще можно использовать шпалы. Они уже пропитаны, но имеют стойкий характерный запах.
На утрамбованный щебень укладывают лаги. В данном случае их положили вдоль, но чаще укладывают поперек
Далее, пространство между лагами можно заполнить утеплителем. Лучший вариант — пенополистирол. Если позволяет бюджет берите экструдированный плотностью от 35 кг/м3. Он не гниет, на нем не размножаются грибки и микроорганизмы, его не едят мыши. К тому же он не пропускает и не впитывает воду. Одним махом и утепление и гидроизоляция. Толщина слоя — минимум 5 см, но лучше 10 и больше. Если есть еще место, можно засыпать битый кирпич, керамзит. Эти материалы — не лучший выход, так как они гигроскопичны (впитывают влагу). Вместо них можно использовать новый материал — гранулированное пеностекло. Оно в разы «теплее» керамзита, не впитывает воду, имеет не такую уж высокую стоимость. В принципе, можно засыпать между лагами только пеностекло (в гранулах или бой). Тоже буде неплохо. Только в любом случае не надо засыпать все пространство, под самые доски. Необходим вентиляционный зазор не менее 5 см. Тогда доски гнить не будут.
Готовый деревянный пол
Поперек установленных лаг настилают доски. Это обычная обрезная доска толщиной 40-50 мм. При укладке не старайтесь уложить их очень плотно. Лучше, если между досками останется зазор в 3-5 мм. На этом все, утепленный деревянный пол в гараже своими руками закончен.
Лаги на столбиках
Есть вариант «холодного» деревянного пола в гараже — на столбиках. На выровненный грунт насыпают слой гравия, уплотняют. На гравий ставят столбики из кирпичей с таки расчетом, чтобы на них потом укладывать лаги. Расстояние между столбиками — около 1 м. То есть, если ширина гаража 4 м, то два столбика по краям и два в середине. Так как расстояние между лагами тоже 1 м, то такие ряды столбиков располагаются через каждый метр. Недели через две раствор схватиться и на столбики можно укладывать лаги.
Один из вариантов устройства столбиков
На каждый столбик настилают рубероид в два слоя. Его можно заменить на обмазку битумной мастикой (дважды). Если высота столбиков получилась неодинаковой, между лагами и столбиками можно укладывать куски древесины, фанеры и других подобных материалов
Важно чтобы они держались плотно, а лаги были выставлены в уровень. Далее — настил досок пола
Как уложить брусчатку?
К укладке тротуарной брусчатки в гараже можно приступать, когда подготовлено ровное песчаное или бетонное основание. Алгоритм проведения работ аналогичен предыдущему. Основная разница в данном случае прослеживается в том, что для выравнивания брусчатки в гараже рекомендуют использовать длинную доску. Связано это с тем, что материал часто имеет рельефную поверхность.
Работы по укладке пола в гараже рекомендуют начинать с угла помещения, двигаясь по направлению к выходу.
Сложности, которые могут возникнуть
При укладке покрытия в гараже необходимо учитывать характер эксплуатации помещения. Если внутри сооружения планируется мытье автомобиля, рекомендуется сделать пол под небольшим уклоном в сторону ворот. Укладку разрешено начинать с любого угла, противоположного выходу. Во время выполнения работ нужно ориентироваться на линию ворот.
Сложности в процессе кладки в гараже возникают редко. Важно при выравнивании тротуарной брусчатки не бить сильно. Иначе материал зайдет слишком глубоко в песчаную смесь, и в дальнейшем придется остальные плиты укладывать аналогичным образом.